Павел Черных, cоциальный предприниматель, эксперт по занятости в проектах Всемирного банка, эксперт по образованию в UNDP от РФ
со-основатель экспертного сообщества Центр навыков и компетенций «SkillsCenter»
Система сохранения знаний и отношений в колледже
Первое название нашей организации было некоммерческое партнерство «Центр содействия развитию профессионального образования и сотрудничества» — ЦСРПОС.
Началось всё в 2008 году. Я работал в колледже и выстраивал сотрудничество с финскими образовательными партнерами.
Сотрудничество продолжалось, пока был бюджет и воля директора. Как только бюджет заканчивался, все контакты прерывались и наработанное забывалось. Потом проходило какое-то время, новый директор получал новый бюджет, и всё начиналось сначала.
Я предложил идею института, который бы позволял сохранять наработанное сотрудничество и длить его, вне зависимости от того, кончился бюджет или нет.
Знания о предыдущем сотрудничестве сохранялись, и ложились в основу нового сотрудничества.
Компания была учреждена колледжами, и первые взносы были некоммерческие, в формате целевых взносов на развитие.
Знакомство с международным движением WorldSkills
До колледжа я был партнером по бизнесу и совладельцем компании, которая строила заводы.
Существовала проблема подготовки специалистов для работы на предприятии: есть система образования, и есть отдельно от неё среда, в которой люди работают.
Когда я задал вопрос своим коллегам из Финляндии, как они решают эту проблему, они рассказали, что есть движение WorldSkills (Ворлдскиллс).
Чтобы участвовать в мероприятиях Ворлдскиллс нужна была организация. В 2009 году был создан Центр содействия развитию образования и сотрудничества.
Главный актив SkillsCenter — экспертное сообщество
Формально у нас трудоустроено 2 человека. Но в плане компетенций у нас большое экспертное сообщество — в пределах до сотни.
Сотрудники и экспертное сообщество — это наш главный актив. Спроси любого из экспертов, и они скажут, что такое Скиллсцентр, что от него можно ждать — это не требует каждый раз большого объяснения.
Последнее время эксперты сами стали вовлекать Скиллсцентр в свои сделки.
Клиенты Скиллсцентр — это компании или люди, которые тратят свои ресурсы на проекты развития.
Краудсорсинг на старте, активы на выходе
Некоммерческая организация — самый удобный способ краудсорсинга.
Первые деньги на проект «Ворлдскиллс», которые мы получили, были целевыми взносами от колледжей, которые были заинтересованы участвовать в этом проекте и развивать сотрудничество с финскими и немецкими колледжами, участвовать в международных соревнованиях.
Тогда я до конца не понимал все преимущества некоммерческого партнерства. У меня был опыт организации НП «Ассоциация деревянного домостроения», но там была другая задача — это было отраслевое сообщество. А здесь НКО использовалось как инструмент кооперации с целью достижения определенных результатов.И это немного другой бизнес.
Он не построен на маржинальности, он краудсорсинговый. Потому что в НКО необязательно входить деньгами. Можно входить компетенциями, материальными ресурсами, помещениями, различными формами активов для достижения поставленной цели или задачи.
НКО — в момент проекта Ворлдскиллс было некоммерческое партнерство — это была самая удобная форма.
Прибыль НКО в неденежных эффектах и выгодах
Как оказалось, форма некоммерческого партнерства позволила наиболее удачно интегрироваться в движение WorldSkills, привлечь ресурсы партнеров, спонсоров, компаний и, самое главное, участвовать безболезненно в совместных зарубежных мероприятиях.
Коммерческим компаниям участвовать в международных социальных проектах или каких-то больших краудсорсинговых проектах было трудно: это валютный контроль и другие ограничения, участие в распределении прибыли.
А в НКО прибыль в совершенно другом — она в неденежных эффектах и выгодах.
НКО нельзя зарейдерить так легко, как ООО
В НКО можно использовать все возможные типы капиталов и денежных ресурсов, которые в принципе есть на рынке.
НКО гораздо более гибкая конструкция, чем ООО или другая, например, акционерная форма капитала.
Как показала практика, это абсолютно неубиваемая конструкция. Её нельзя зарейдерить, как например ООО-шку. Здесь нет понятий «доли», «учредительство». Люди учредили, и они уже дальше не влияют на деятельность компании, как влияют в любых других формах коммерческих организаций.
Скиллсцентр имеет достаточно интересную репутацию и является уникальным исполнителем услуг на рынке, который еще только формируется.
Экспертиза SkillsCenter — проектный консалтинг
Внутри сообщества SkillsCenter сформировалась уникальная деятельность, связанная с экспертизой в образовании — проектный консалтинг.
Это когда ты не должен людей трудоустраивать на полный рабочий день, а пользуешься их компетенциями в рамках проектов и отношений с экспертами.
Такие форматы всё больше набирают популярность во всем мире. Я уверен, что в нашей стране тоже в скором времени все крупные организации будут стремиться стать некоммерческими организациями.
У НКО возникают профиты и активы, которые неотъемлемы как обычные материальные активы, а являются сложными нематериальными активами, такими как отношенческий капитал, целевые деньги и целевые взносы, и самое главное — репутация, которая влияет на все эти составляющие.
Скиллсцентр является аккумулятором репутации, которая возникает в результате выполнения проектов. Это репутационный, или отношенческий капитал, который все время нарастает и позволяет повышать стоимость услуг экспертов и партнеров Скиллсцентра.
Самая большая ошибка — я не думал, что будет дальше
Очень сильно на меня повлиял проект «Ворлдскиллс».
Несколько лет НП «ЦСРПОС» было официально исполняющим обязанности оператора движения Ворлдскиллс в нашей стране. А потом была создана новая организация - Союз «Молодые профессионалы». Федеральные Минобр, Минтруд и Агентство стратегических инициатив выступили как соучредители.
Так проект «Ворлдскиллс» стал самостоятельным, и возникла необходимость в ребрендинге. Проект вырос в новую юридическую сущность, я остался я, а Скиллсцентр остался как третья сущность.
Возникла потребность в ребрендинге и так появился «Центр навыков и компетенции», который мы так назвали и это определило характер дальнейшей деятельности.
Помимо образования, появился консалтинг в сфере образования и консалтинг в сфере занятости.
В Ворлдскиллс я поставил себе конечные цели, которые достиг. И самая большая ошибка — я не думал, что будет дальше, то есть стратегические цели были краткосрочные.
Когда они наступили, для меня это было настолько неожиданно и шокирующе — вот! вот, состоялось! Все что ты хотел! А совершенно непонятно — что дальше? Ни команда, ни партнеры не могли понять. Все сидели и ждали, а я не знал.
Должен быть человек, который находится в «здесь и сейчас»
У меня после Ворлдскиллс была длинная рефлексия, что всегда надо быть немножко впереди, на два-три шага, в представлениях развития компании, а не в текущем моменте «здесь и сейчас».
И еще вывод — очень важно, чтобы, когда ты находишься в двух-трех шагах впереди, то должен быть человек, который находится здесь и сейчас, и который управляет текущей деятельностью компании. Которому доверяешь, и он оправдывает твое доверие.
Ты не можешь быть один и тот же в позиции здесь и сейчас и в позиции на три шага впереди. Это шизофрения.
Когда нужно пользоваться услугами консультантов
Я вспоминаю, какая была загрузка — это 4 часа на сон и всё.
Хороший совет в таких проектах — больше пользоваться услугами специалистов-профессионалов на аутсорсинге, нежели брать на работу людей с красивым портфолио.
Когда берешь человека на работу, то оказывается, что и он чего-то не умеет. Приходится обращаться к консультантам или самому покрывать этот дефицит компетенций, при этом выплачивая полное вознаграждение человеку, которого ты взял на постоянку.
У меня вообще с тех пор жуткая «ненависть» к постоянке, потому что, когда набираешь полный штат сотрудников, это резко снижает эффективность компании. Я в этом точно убедился.
300 сотрудников vs. Two-Pizza Team
В начале у меня была команда «двух пицц» — Two-Pizzas Team: когда всю команду можно накормить двумя пиццами. Нас было 12 или 14 человек, и они делали то же самое, что потом делало 300–350 человек. Понятно, что эффективность была уже не та.
В последующем пришлось адресно обращаться за госденьгами в следствие жуткого провала по оплате труда.
Интуитивно я тогда двигался правильно, но следовало бы подумать - а что дальше? Вот ты достиг своих целей, что дальше? Тогда я об этом не думал, потому что полностью сконцентрировался на достижении своих целей.
Идеальный клиент — это клиент нашего партнера
Идеальный партнер Скиллсцентра — это крупная организация, у которой есть потребность в развитии, в R&D, которая может формировать необычные запросы.
А идеальный клиент Скиллсцентра — это клиент нашего партнера.
На время проекта мы замещаем отдел R&D крупной компании, когда это требуется сделать быстро. Для компаний, которые последнее время к нам обращались, мы выполняли функцию их отдела по развитию.
Де факто мы формируем новый рынок. Например, если взять компанию «Русатом Инфраструктурные решения» как партнера, то клиентом для нас был город Глазов. Мы по заказу РИРа для клиента города делали проект по созданию сервисного подхода: как можно выделять сервисы в городе и продвигать продукт партнера.
Заниматься тем, что нравится, получая от этого доход
Моя тема в жизни — это Занятость. Вопрос — работизация или роботизация?
Когда человека избавляют от рутинных функций, у него возникает возможность реализоваться в том, что он делает лучше всех в мире.
Когда каждый будет заниматься тем, что он делает лучше всех в мире, в этот момент возникнет общество, в котором не нужен лидер, который должен принимать решения за всех остальных. Не нужна компания, которая зависит от воли одного человека, потому что он ее создал. Не будет необходимости в подчинении - не по функционально-производственным признакам, а по признакам человеческим: чинопочитание, угода, лесть, что-то такое, что сейчас в большой степени характерно в работе компаний, где большое количество людей наняты по трудовому договору.
Возникнет обратная ситуация. Хобби или личные качества человека становятся его работой. Он начинает заниматься тем, что у него получается лучше всех в мире, приносит ему удовольствие и доход.
А самое главное, это позволит ему заниматься такими важными вещами как семья, собственное развитие, развитие мышления, развитие знаний. То, для чего, вообще-то, человек и создан природой, и чем отличается от животного мира.