«АрмИнфо . В рамках реализации трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года российские миротворцы продолжают оказывать содействие в восстановлении мирной жизни в Нагорном Карабахе.
Как сообщает пресс-служба МО РФ, в результате достигнутых договоренностей монастырь Амарас оказался в непосредственной близости от линии разграничения сторон в Нагорном Карабахе.
Российские миротворцы обеспечили безопасность армянских паломников, которых сопроводили из города Степанакерт в христианский монастырь Амарас и обратно.» « https://arminfo.info/full_news.php?id=61042&lang=2)
Похвально на этот раз армянские не назвали его армянским монастырем. Монастырь Амарас до 19 века, до передачи Албанской церкви Армянской, принадлежал Албанской церкви. Монастырь Амарас является прекрасным архитектурным памятником Кавказской Албании. Отличительной особенностью албанских храмов на Южном Кавказе является объемно-пространственная структура церковных сооружений.
Начиная с V — VI веков наблюдаются изменения в планах и объемно- пространственных структурах церковных сооружений Кавказской Албании, увеличивается количество купольных сооружений базиличного типа. Примером могут служить кумская* , амарасская , елисейская, бардинская и тазакендская базилики, имеющие все глубокие подковообразные в плане алтарные апсиды ([140], с. 36), которые впоследствии, сократившись в длину, превратились в полукруглые апсиды. (*).
Напомним, что базилика - — тип строения прямоугольного плана. В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.
Неф - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Апсида - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
(*) - Д. А. АХУНДОВ « АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО
И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗЕРБАЙДЖАНА»
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО Б а к у — 1986 (стр199)