Найти в Дзене

Азербайджан. Карабах. Шуша принимает своих, отторгает чужих!

Говоря о своих впечатлениях после пребывание в освобожденном городе Шуша, Президент Азербайджана И. Алиев отметил, что не хотелось покидать этот город, решил остаться ночевать, проснулся рано, в пять утра.

Очевидно, что можно только понять, какие чувства вызывает у главнокомандующего азербайджанской армии само пребывание в городе Шуша, в городе историко-культурного наследия азербайджанского народа, после освобождения его от 28-летнего пребывания под оккупацией армянских захватчиков. Прозрачный, чистейшей воздух, насыщенный кислородом, открывающая панорама фантастической красоты, воспоминания о великих событиях, личностях, связанных с именем этого необычного города – все это пьянит, радует, наполняет счастьем.

«История города берет свое начало в 1740-х годах, когда Панах-хан, глава азербайджанского рода Джаванширов, сделал попытку стать правителем Карабаха. Персы и турки в то время уже сдали свои позиции, а русские еще не посягнули на Кавказ. Панах-хан возвел ряд крепостей, чтобы утвердиться в звании хана Карабахского. В 1750 году Панах-хан построил крепость Шуша. Отвесные скалы с южной стороны обеспечивали естественную защиту, и в новых крепостных стенах достаточно было всего двух ворот.

В годы правления преемника Панах-хана, Ибрагим-хана, начался бурный расцвет города. Здесь в 1750 году обосновался азербайджанский поэт и политический деятель Вагиф, который стал придворным поэтом и великим визирем Ибрагима. Вагиф был убит в конце продолжительной войны с Персией 1795-1797 годов, в ходе которой персидский шах Ага Мухаммед-хан был также убит в Шуше.» (*)

«Большой неожиданностью для армян должен стать тот факт, что карабахские азербайджанцы, оказывается, тоже отличные воины. После того, как провинция в 1805 году вошла в состав Российской империи, знаменитые карабахские скакуны носили азербайджанских всадников Карабахского полка, одного из четырех мусульманских полков русской армии. На первый взгляд кажется удивительным, что азербайджанцы сражались в рядах русской армии против Оттоманской империи. Но они были шиитами, выступавшими против суннитов - таков результат великого раскола в исламе (3). В 1829 году Александр Пушкин воочию увидел "Карабахский полк" в деле под Карсом, когда тот вернулся в лагерь с восемью турецкими знаменами. Он даже посвятил стихотворение юному воину Фархад-Беку, адъютанту командира полка:

Не пленяйся бранной славой, О, красавец молодой! Не бросайся в бой кровавый С карабахскою толпой!» (*)

Но почему армян не тянула к этому городу, почему они смотрели на него как на трофей, вырванный из рук азербайджанцев. Вспомним слова Пашиняна:

«Премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал Шуши «несчастным, бесцветным городом» и задался вопросом, нужен ли был такой Шуши.

«За последние 30 лет Шуши был несчастным, бесцветным городом. Нам был нужен Шуши? А если был нужен – почему он был в таком состоянии? - заявил он в понедельник в ходе внеочередного заседания парламента, которое проводится по инициативе правящей фракции «Мой шаг».(https://newsarmenia.am/news/nagorno_karabakh/pashinyan-shushi-byl-neschastnym-bestsvetnym-gorodom-nam-byl-nuzhen-shushi-video/).

Для армян город Шуша был «несчастным, бесцветным городом». «В недавнем прошлом армяне, выступая в роли современных крестоносцев, приходили сюда либо поживиться чужим добром, но никто не хотел здесь жить. Думаю, что армяне, с которыми мы стояли плечом к плечу во время празднования Дня Победы, не столько ликовали по поводу того, что Шуша снова стала армянской цитаделью, сколько радовались уничтожению Шуши, важного стратегического оплота азербайджанской армии.» (*)

Город, насыщенный огромными историческими событиями, отвергал всегда чужаков.

Но для меня, своего, – это город был раздольем. Я помню, когда в детстве меня привозили из Баку в этот чудный город, я получал полную свободу. Целый день бегал па различным кварталам, каждый из которых был по своему необычным. В каждом квартале были установлены краны, откуда при открывании кранов лилась чистая холодная вода гор. Эту трубопроводную систему построила дочка последнего правителя Карабаха, Натаван, известная поэтесса, в народе именуемая, как «дочь Хана». Именно этой «дочери Хана» при советской власти в Баку были воздвигнуты аж два памятника в центре города. При коммунистах – дочери хана!

От «верхней площади» шла под уклоном дорога к нижней площади. Кстати, здесь, на этой площади стоял дом, в котором родился выдающийся певец Бюль Бюль, отец известного певца и ныне посла Азербайджана в России Полада БюльБюль оглы! Справа возвышалось огромное дерево грецкого ореха. Моя бабушка всегда, когда красила волосы хной, просила принести листья этого дерева. Она клала их на покрашенные волосы, потом повязывала косынкой. Не знаю зачем она так делала, думаю, что так краска лучше впитывалась. И еще! Женщины собирали дождевую воду для мытья головы. В те времена дождевая вода считалась самой чистой!

Мне нравилось бегать на Джыдыр Дюзю. «Излюбленным местом приезжающих в Шушу гостей был легендарный «Джыдыр дюзю» с его неповторимой и уникальной природой. «Джыдыр дюзю» находился на краю головокружительной пропасти Дашалты и известной крутой лестницы «гырх пиллекян» (сорок ступеней), ведущей к реке Дашалты. Там неподалеку находилась таинственная пещера «Хазина-Гала» (крепость сокровищ). «Джыдыр Дюзю» называли «поле скачек», где соревновались знаменитые карабахские скакуны.» (**) Даже ухитрился подняться однажды по этой известной лестнице.

Моя бабушка, коренная шушинка, причем она всегда подчеркивала свое происхождение из самой Крепости (так и себя называла «галалы» -т.е. из крепости!). Это было важно. Армяне, в основном ранее Карабахе появившиеся (до присоединения Карабаха к России и массового переселения армян в Карабах) были мигрантами и проживали за крепостной стеной, как и в Ириване. (так назывался город Ереван, который после захвата российской армией был переименован в Эривань). Город этот назывался городом мечетей и, естественно, в чистом мусульманском городе не было церквей. Все церкви в Ереване были построены после присоединения его к Российской империи.

Позже во второй половине 19 века в Шуше стали селиться богатые армяне. А бедные продолжали жить в построенных для них в двух деревнях: Шушакенди и Ханкенди (кенд – деревня!). Это все, к слову.

При советской власти всех коренных шушинцев выслали из города. В основном их переселили во Владикавказ и Ашхабад. Это было в 1939 году. Многие бежали еще в 1920 году, после прихода большевиков. Меняли фамилии, селились в Баку или в других регионах республики. Поэтому во многих районах Азербайджана можно встретить населенные пункты с названием «карабахлы» (карабахцы).

В Баку старые шушинцы часто встречались. Были свои традиции этих встреч, бесед-воспоминаний, да многое другое. Но это уже другая история.

* - http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4674000/4674027.stm

** - https://moscow-baku.ru/news/society/10_faktov_o_shushe_gorod_krepost_dzhydyr_dyuzyu_khary_byulbyul/

-2