«Основателями своей церкви в Армении считают святых апостолов Фаддея и Варфоломея (которые здесь проповедовали и здесь же были преданы мученической смерти). Сегодня около 95% армян - христиане, и религиозная история страны живет в ее древних памятниках.»
(http://www.yerkramas.org/article/129280/simvoly-i-legendy-pervogo-v-mire-xristianskogo-gosudarstva)
Ни апостол Фаддей и ни апостол Варфоломей никогда не были на территории Армении и тем более не «были преданы мученической смерти» на территории Армении.
1. Монастырь Святого Фаддея (Кара-Келиса) - монастырь находящийся в провинции Иранa Западный Азербайджан, в районе Чалдоран (шахрестан) в близи г. Маку.
Название связано с апостолом Фаддеем, предполагаемая могила которого расположена на территории монастыря. Легенда гласит, что первая церковь при могиле святого возникла здесь в 68 году н. э. Первые сведения о монастыре датируются VII веком. Нив 7 веке, ни тем более 68 году армян на этой территории НЕ было!!!
Монастырь расположен в горном районе, в 20 км от города Маку. Современное здание основного собора было сооружено в 1329 году, на месте прежнего, разрушенного землетрясением. Большинство современных сооружений монастыря относится к началу XIX века, когда он был реконструирован при содействии иранского принца Аббаса-Мирзы.
2. Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) - места кончины и погребения Варфаломея.- существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории современного Баку. Азербайджанские археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, который был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели В. В апр. 2003 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По другой версии, Варфаломей захоронен в провинции Западного Азербайджан (ныне Иран).
Из Альбаны (Баку) мощи В. были перенесены ок. 410 г. еп. Маруфой в Мартирополь, ок. 507 г. имп. Анастасием в г. Дара (Месопотамия) (Theod. Lect. Eccl. hist. II 57). В 574 г. Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского, был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к острову Липари, расположенному между Италией и Сицилией (Greg. Turon. Glor. conf. 1 34). Ок. 838 г. мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до настоящего времени. С Х в. часть мощей В. находится в Риме в ц. св. Варфоломея, на острове Тиберина.
3. Это армянским церковным деятелям недостаточно!
Оказывается "армянский царь Абгар" общался с самим Иисусом и первый отметил, что «Это возможности не человека, а Бога, ибо никто из людей не может воскрешать мертвых, но только Бог». Но это другая история и об этом другой пост!!!
И почему вдруг Абгар 5 Уккама («Черный»), известный всему академическому миру как этнический араб, вдруг стал армянским царем?
«Согласно христианской исторической традиции, начало которой положил римский историк Евсевий Кессарийский – «отец церковной истории» («Церковная история») (4 в.), царь Абгар состоял в апокрифической переписке с Иисусом Христом. И произошло это так. Царь заболел неизлечимой болезнью и умирал. Прознав о чудотворных способностях Иисуса, Абгар направил ему письма с просьбой прийти в Эдессу и исцелить его. Христос отказался идти в Эдессу, так как готовился исполнить ниспосланное ему Отцом, но отправил Абгару послания, в которых разъяснял свое учение, и прислал полотно, на котором после прикосновения отразился лик Иисуса. Получив письмо и портрет Иисуса Христа, Абгар исцелился, но следы от страшной болезни остались на лице. Окончательное исцеление завершил апостол Фаддей, прибывший в Эдессу после Вознесения. Абгар уверовал во Христа, стал христианином и повесил лик Христа на городские ворота, сбросив языческие символы.
Именно поэтому Абгара 5 Уккаму христианская традиция считает самым первым христианским правителем в истории, относя тем самым появление христианства на государственном уровне к апостольским временам, т.е. к середине 1-го века.
Этому есть и археологические подтверждения. В 2016 г. турецкие археологи сообщили, что во время раскопок в границах комплекса эдесского дворца было обнаружено около 80 гробниц. Часть из них выглядит более величественной, чем остальные. Одна из них, украшенная мозаикой и «несторианским» крестом, датируется 55 г. н.э. и определенно свидетельствует, что гробница принадлежит членам семьи царя Осроэны Абгара 5 Уккамы. Часть ассирийской надписи на плите гласит: «Великий царь Абгар 5 Уккама Манну, первый христианский правитель Эдессы».
Но в википедии утверждается. что Абгар 5 – это оказывается «первый армянский царь, принявший христианство»…
Первым по никому неизвестным причинам армянское происхождение Абгару приписал великий выдумщик Моисей Хоренский. Видимо, в силу именно этого его определяющего качества, о котором писали многие авторитетные историки, армяне его справедливо называют «отцом армянской истории»..
«Не изменяя своим привычкам и в случае с Абгаром 5 Уккамой, он не остановился на том, что приписал царю армянское происхождение. Еще Хоренский написал, что вассалами «армянского царя Абгара» были даже персидский и ассирийский цари! (Ассирия была разгромлена в 7-м веке до н.э., т.е. за 700 лет до Абгара 5). Дальше – больше: он называет Абгара сыном Аршамы. Правда, в истории Эдессы были только два царя по имени Аршама – Аршама 1 и Аршама 2. Но жили они, правда, в 3-м веке до н.э., то есть, еще за 200 лет до Абгара Уккамы. По Хоренскому, Абгар также призвал и своего «родственника» царя Армении Санатрука (он будет править спустя 40-50 лет после смерти Абгара Эдесского) принять христианство. Но, как известно, армянский «родственник» не внял призыву Абгара и предал апостола Фаддея, проповедовавшего в Малой Азии, мученической смерти.
Основываясь на этих показаниях Хоренского, армянская церковь зачислила Абгара 5 в лик святых и почитает его именно как «армянского царя». На тему «армянского происхождения первого царя, принявшего христианства» написаны тонны макулатуры армянскими попами, повторяющими их современными армянскими историками, журналистами, блогерами, сняты десятки ю-туб-видео. Вот для иллюстрации сайт армянской церкви в России и какого-то армянского попа-блогера Гевонда Вардапета из Иерусалима. Есть даже армянский коньяк «Царь Абгар», якобы 40-летней выдержки по цене почти 115 000 руб. Ну и Regnum, конечно же: «33-й год по Рождеству Христову — Принятие Христианской веры армянским царем Абгаром».
Так зачем же армянам требуется вновь и вновь арменизировать Абгара?
Широко распространенно мнение, что первым правителем, принявшим христианство на государственном уровне, был царь Армении Тиридат 3, из царского парфянского рода арсакидов – тоже не совсем армянин.
Церковная традиция и основная масса армянских историков считает, что произошло это в 301 г.
Ну и в этот момент может возникнуть закономерный вопрос: как же так, ведь армянское церковное сообщество считает, , что «первым христианским царем был царь Армении Тиридат 3»? А тут выясняется, что царь Эдессы Абгар 5 оказывается принял христианство почти за 250 лет до Тиридата…
Появляются некоторые двусмысленность, неопределенность, сомнения и как следствие - недоверие... Как их избежать?
А очень просто – надо было и здесь подстраховаться и записать Абгара Уккаму в армяне.»
«В 1978 г. профессор Р.Томпсон (Оксфорд) перевел Хоренского на английский язык. В своем вступительном комментарии к «литературному источнику» - переводе «Истории армян» Хоренского на английский - он пишет: «Ни одна работа в армянской литературе не имеет столько противоречий… Мовсес…был мистификатором высшего разряда… дерзким и лживым обманщиком….(«an audacious and mendacious faker», «a mystifier of the first order»). Он использует вторичные источники так, как будто он читал оригинал; он выдумывает архивы, чтобы придать достоверность письменного слова устным традициям или собственным выдумкам; он переписывает историю в абсолютно ложной манере…
Какова была его цель в сочинении такой необычной книги, где факты и фикция, история и легенды, реальность и выдумка переплелись в такой сбивающей с толку манере?»
Профессор Чикагского университета Н.Дибвойз, автор академического труда «Политическая история Парфии» (1938), писал: «У таких авторов, как Моисей Хоренский, есть много информации, не известной по другим источникам, но многие из его утверждений, которые удалось проверить, оказались ошибочными. Кажется, что целые части армянских повествований не имеют никакого отношения к известным фактам и, очевидно, следуют косвенной традиции» (Москва, 2008, с.20)».
Подробнее: https://www.erevangala500.com/news/387.html
Таким образом, армянская церковь пытается подтянуть апостольские корни армянской церкви.
Армянская церковь к апостольской церкви никакого отношения НЕ имеет!.