Найти тему
Клуб Отечественной истории

Действия 11-го механизированного корпуса летом 1941 года

Здравствуйте, любители Отечественной истории! Соединение начали формировать только в марте 1941 года в Западном Особом военном округе. Командовал корпусом генерал-майор танковых войск Мостовенко. Дмитрий Карпович – ветеран Первой мировой войны, которую окончил в чине поручика. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию, в Гражданскую воевал на разных должностях, максимальная из которых – командир полка. Далее продолжил службу в РККА, окончил Военную академию РККА, был начальником факультета Военной академии механизации и моторизации (на протяжении пяти лет), возглавлял автобронетанковое управление Дальневосточной армии и Белорусского Особого военного округа. Вообще человек интересный, так с декабря 1943 и по июнь 1945 года командовал бронетанковыми войсками войска Польского.

11-я механизированный корпус состоял из: двух танковых (29-я и 33-я), моторизованной (204-й) дивизий, мотоциклетного полка (16-го), мотоинженерного батальона (64-го), отдельной авиаэскадрильи (111-й). 29-й танковой дивизией командовал полковник Студнев; 33-й танковой – полковник Панов; 204-й моторизованной дивизией – полковник Пиров. Управление корпуса и 204-я моторизованная дивизия дислоцировались в районе Волковыска, 29-я танковая дивизия в Гродно, 33-я танковая дивизия в Сосулке, Кемялки.

Всего в соединении генерала Мостовенко был 241 танк, из которых: 3 КВ, 28 Т-34, 141 Т-26, 19 ХТ, 6 тягачей Т-26. Также имелся 141 бронеавтомобиль. Корпус был укомплектован автотранспортом всего на 15%, в артполках всех трех дивизий, орудий и тракторов было всего от 35 до 40% от штата. Фактически корпус представлял собой дивизию, усиленную мотоциклетным полком. Соединение планировали усилить, но не успели.

Генерал Мостовенко поднял корпус по тревоге в 4 часа утра 22 июня 1941 года, связи ни со штабом армии (3-й), ни со штабом фронта у него не было. Командир корпуса вскрыл «красный пакет» и начал действовать по плану прикрытия государственной границы. Отмечу, что примерно 15% танков оставили в местах постоянной дислокации. Утром 22 июня гитлеровцы подавили сопротивление 4-го стрелкового корпуса генерала Егорова, и командующий 3-й армии генерал Кузнецов поставил задачу 11-му мехкорпусу (через офицера связи) разгромить прорвавшегося противника и выйти на рубеж Сопоцкин, река Бобр (наступление поддерживал 16-й бомбардировочный полк).

Генерал-майор танковых войск Мостовенко Дмитрий Карпович
Генерал-майор танковых войск Мостовенко Дмитрий Карпович

Уже с 11 часов утра 29-я танковая дивизия вступила в бой с гитлеровскими захватчиками. 59-й танковый полк майора Егорова контратаковал противника в районе дороги Гродно – Голынка. 57-й танковый полк майора Черяпкина в районе 12 часов также вступил в бой, пришлось занять глухую оборону, так как немцы активно применили авиацию и артиллерию. После трех гитлеровских атак, противник потерял 18 танков и до двух рот пехоты. В итоге, после боя 29-я танковая дивизия задержала немцев, но и потери были большими (до 50% всех танков соединения).

33-я танковая дивизия на 22 июня имела 118 танков, но огромный некомплект в артиллерийском и мотострелковом полках (фактически стрелковый). При этом соединение полковника Панова пошло в наступлении в направлении Липск, Августов. Выдвинулись в районе 9 часов утра. Итог был тот же, что и у воинов из 29-й ТД.

Действия авиации и артиллерии остановили контрудар наших танкистов. В это время 204-я моторизованная дивизия корпуса (полковник Пиров) совместно с 85-я стрелковой дивизией (генерал Бондовский) создавали оборонительный рубеж в районе Гродно. Замечу, что 204-й МД туда надо было еще прибыть из Волковыска. Это важно, ехали частично машинами, частично комбинированным маршем. Почти 2 тысячи бойцов осталось в месте постоянно дислокации. Причина простая – их не успели вооружить! Артполк имел всего артиллерийский дивизион (для остальных расчетов не было орудий).

Из-за отхода 11 армии Северо-Западного фронта (сосед справа), образовался разрыв между фронтами, куда немедленно устремился противник. Генерал Кузнецов приказал в ночь на 23 июня 1941 года отойти войскам армии. 204-я моторизованная и 85-я стрелковые дивизии оставались прикрывать отход.

-3

В ночь на 23 июня 1941 года генерал-майор Мостовенко (командир корпуса) получил приказ генерала армии Павлова (командующий фронтом) удерживать район Гродно. 29-я танковая дивизия корпуса вела ожесточенные бои на рубеже Губиличи – Ольшанка. 33-я танковая ТД героически сражалась юго-западнее Гродно. Подробнее о составе и командном составе корпуса в первой части. Ссылка выше. Потери соединения 23 июня составили 56 танков. В этот же день была создана конно-механизированная группа под командованием генерал-лейтенанта Болдина (заместитель командующего Западным фронтом), в который вошел и 11-й механизированный корпус.

Фактически главной силой контрудара стал 6-й мехкорпус, соединение же Мостовенко было втянуто в оборонительные бои и не имело сил для наступления. Снять корпус с позиций, генерал Болдин не решился (это бы значило оголить фронт). Кроме того (вновь и вновь) сообщение велось офицерами связи. Болдин не имел связи даже с командующим 3-й армией Кузнецовым. Никаких приказов генералу Мостовенко он в этот день не отдавал.

В ночь на 24 июня 1941 года Генерал Мостовенко и генерал Бондовский получили через офицеров связи перейти в наступление на Гродно. Части обеих танковых дивизий корпуса и 700 мотострелковый полк из 204-1 моторизованной дивизии нанесли фланговый удар по гитлеровцам. Была освобождена Гнойница.

25 июня 1941 года шли тяжелейшие бои на рубеже Гибуличи – Погараны. В каждой из танковых дивизий корпуса (29-й и 33-й) осталось по 350-400 человек. В 204-я моторизованная дивизия фактически стала батальоном, правда с 20 бронемашинами. Был получен приказ на отход. 6-й кавкорпус и 11-й мехкорпус успешно пробивали заслоны гитлеровцев (уже были в окружении).

-4

На реке Шара приняли тяжелый бой, командир 57-го танкового полка майор Черяпкин во главе своих оставшихся 18 танков прорвал и этот заслон (сам при этом был ранен). Далее был бой у деревни Большие Озерки, немецкая авиация при этом непрерывно бомбила наши войска. 28 июня 1941 года командир 11-го мехкорпуса принял решение закрепиться на рубеже реки Шара и дождаться оставшихся отступающих войск (послав группу офицеров к отставшим товарищам – их возвращения так и не дождались). После чего начали отход через Новогрудок.

Сам комкор отходил со штабом 33-й ТД, к нему присоединились остатки 24-й стрелковой дивизии. Командир 204-й моторизованной дивизии при отходе встретил остатки управления 3-й армии. 27 июля 1941 года эта группа подошла к линии фронта в районе Рогачева и вышла в расположение корпуса генерала Петровского. Комсостав убыл в Гомель, остальные бойцы перешли в распоряжение Петровского. Начальник штаба 204-й Мд (подполковник Посякин) был назначен начальником оперативного отдела армии, полковник Пиров (комдив) перешел на должность командира 75-й стрелковой дивизии, комиссар дивизии Мандрик стал комиссаром штаба армии.

11-й механизированный корпус прекратил свое существование. Воевали хорошо, отважно и умело. Гитлеровцев побили не мало, хотя сил было немного. Корпус был откровенно слаб по составу.

Благодарю Вас за внимание! Ставьте палец вверх (это не сложно и бесплатно).

Колесников Василий Григорьевич ©.