В девяностые нас реально от голода спасала "дача". Это была не полноценная дача в полном смысле слова, а небольшой участок земли. С ним повезло, Архангельск стоит на болотах, там мало что можно вырастить, но наш участок был на возвышенности, шансов получить хоть какой-то урожай было больше.
Сажали в основном картошку, поэтому сейчас её ни сажать, ни копать, ни даже есть нет особого желания, хотя я знаю все "премудрости" её выращивания.
Несмотря на то, что в те годы военные получали продовольственные пайки, на нашу многодетную семью его не хватало, зарплаты задерживали, а прилавки пустовали. Даже получив деньги, купить что-то кроме противной консервированной ламинарии было невозможно. Издевательством выглядели огромные красные буквы у рыбопромышленного техникума "Архангельск - город рыбаков!". А рыба-то где? А рыбы нет.
Во дворе нашего съемного деревянного полуразвалившегося домишки был тоже разбит огород и выстроена маленькая стеклянная тепличка.
Осенью на неделе после уроков моими обязанностями было нарвать мокрицы для курей (да, их мы тоже держали, а ещё поросёнка, который малышом пару раз ночевал в сенях, в доме, чтобы не замёрз), прополоть грядки, принести дров, помочь брату натаскать воды. Ещё была только родившаяся младшая сестра, за которой нужно было присмотреть, покормить, переодеть. Днём в няньках был брат, а после обеда - я. Родители работали оба.
Вот тебе и город Архангельск - жизнь, как в деревне. И не ощущалось "тяжести будней" никакой, всё принималось как есть. Нет, так жили не все, но другой жизни и не хотелось.
Сейчас я обожаю дачу мамы мужа.
Рискнула даже взять с собой своих коллекционных героинь Машу и Марьяшу.
Мастером ООАК они названы игровыми - вот и играют. Везде, где можно.
Теперь на даче. В цветочках поиграть не удалось - то роса, то дождь, всё - таки берегу их, а вот в ягодках - пожалуйста. Сами как ягодки, довольные и румяные.
Клубники уже нет, есть немного малины, а уж смородины - гроздья! Успели к сбору урожая.
А как у вас дела с урожаем?