Найти в Дзене
Морской хронограф

Морской список: Калмыков Денис Спиридонович (1687 – 1746, 22 мая (2 июня)), контр-адмирал, главный командир Кронштадтского порта.

«Общий морской список», благодаря которому в истории отечественного военно-морского флота сохранились имена сотен морских офицеров, не акцентирует внимание на происхождении будущего адмирала, когда сухо сообщает, что в 1702 году Денис Спиридонович Калмыков «поступил в навигационную школу, имея 15 лет от роду». А родом он их «из боярских детей»[1].

Здесь общеизвестная в настоящее время ошибка, видимо, в свое время сознательно заложенная авторами «»Списка». В 1702 году в навигацкой школе должен был получить знание Максим Спафарьев, юноша из дворянской семьи, а Максим Калмыков, был из «слуг детей боярских». Впрочем, он тогда был явно не «Максим», и, тем более, не «Калмыков».

История калмыцкого паренька известна многим поколениям по фильмам «Петр Первый» и «Табачный капитан», вышедшим на киноэкраны в советское время. В основе этих произведений – реальные события петровского времени. Нерадивый дитятко из «детей боярских», отправленный в приказном порядке обучаться за границей, рвением к учебе не отличался, а все больше гулял. Посещать же занятия вместо дворянского сына приходилось приставленному к нему родителями слуге-калмыку, который был почти ровесником своего хозяина. Произошло то, о чем мы все знаем сейчас: денщик, вынужденный посещать занятия за своего подопечного, настолько увлекся учением, что не только проштудировал учебники барина, но даже иногда в качестве ученика выходил за него в море. По прибытии в Санкт-Петербург прошедшим обучение юношам предстояло пройти экзамены, которые должен был принимать царь Петр. Экзамен сдал выдержал слуга, который и был произведен в офицеры российского военно-морского флота.

-2
Пётр I принимает экзамен (х_ф _Пётр Первый_, 1937).mp4

Судьба М. Спафарьева нам не известна, а жизненный путь калмыцкого парня, который был именован государем Денисом Спиридоновичем, прослеживается по «Общему морскому списку», о котором мы говорили. Царь пожаловал ему фамилию Калмыков и в дальнейшем всячески опекал, а юноша проявил себя как блестящий моряк, сподвижник Петра и продолжатель его дела.

Чтобы во многом не пересказывать указанный источник, приведем его в оригинале[2]:

«Калмыков, Денис Спиридонович.

1702 г. Из боярских детей. Поступил в навигацкую школу, имея 15 лет от роду.
1705 г. В списке учеников навигацкой школы значится окончившим науку навигации.
1706 г. Послан в Англию для обучения штурманскому делу.
1713 г. Возвратился из-за моря в Архангельск и написан экстра-мичманом на корабль «Архангел Гавриил», на котором и прибыл в Ревель в эскадре капитана Симеона.
1714 г. Послан в Ригу для найма в русскую службу с купеческих судов английских и голландских унтер-офицеров и матросов, которых и нанято им 52 человека. В декабре, произведен в поручики.
1719 г. января 17. Произведен в капитан-поручики.
1721 г. марта 2. Произведен в капитаны 3-го ранга.
1723 г. Командовал кораблем «Екатерина», бывшим под вице-адмиральским флагом Государя, в практическом плавании в Финском заливе под главным начальством генерал-адмирала графа Апраксина.
1724 г. Послан от коллегии депутатом на Тырпицкие заводы.
1725 г. января 14. Произведен в капитаны 2-го ранга. Июля 22, получил приказание окончить поспешнее ревизию заводов и ехать в Петербург.
1726 г. января 19. Назначен в помощь капитану Зотову при составлении штата о такелаже. В феврале, послан в Голландию для найма штурманов. В июне, наняв 3-х человек, возвратился в Петербург и, для пополнения русского издания морского устава, стал заниматься переводом английского устава и регламента.
1727 г. Командовал в начале лета кронштадтской эскадры кораблем «Армонт» и фрегатом «Арондель». Затем, командуя кораблем «Михаил», ходил в Киль в отряде Синявина, сопровождавшего герцога и герцогиню голштинских. По окончании кампании назначен к обучению гардемарин в Кронштадте. С 20 ноября по 20 декабря заведывал морскими командами в Петербурге.
1728 г. По росписанию назначен командиром корабля «Св. Екатерина». С 20 июля получил в команду фрегат «Арондель», на котором в отряде Бредаля ходил в Киль за телом герцогини голштинской.
1729 г. На фрегате «Кронделивде» имел практическое плавание от Кронштадта до Архангельска и обратно, начальствуя отрядом из 2-х фрегатов и 2-х флейтов.
1730 г. июня 4. Назначен главным командиром астраханского порта. Сентября 6, произведен в капитаны 1-го ранга «за многую и безпорочную службу, для посылки в Астрахань, чтоб тем лучшую охоту к службе ему придать».
1734 г. апреля 4. Назначен капитаном над кронштадтским портом с производством в капитан-командоры.
1742 г. февраля 19. Произведен в контр-адмиралы. В кампании этого года, имея флаг на корабле «Ревель», находился в эскадре вице-адмирала Мишукова. По окончании кампании присутствовал в кронштадтской конторе над портом.
1744 г. мая 20. Назначен присутствовать в Адмиралтейств-коллегии.
1745 г. марта 14. Назначен главным командиром кронштадтского порта.
1746 г. мая 22. Скончался в Кронштадте.»

Из скупой биографической справки все же есть основание для того, чтобы задать вопрос: а как бы сложилась судьба Дениса Калмыкова, если бы не оборвалась жизнь его патрона Государя императора Петра Алексеевича?

Обратите внимание на хронологию. Петр уходит из жизни, незадолго перед этим произведя в капитаны 2-го ранга 38-летнего моряка, имеющего в своей служебной копилке 23 года служения русскому флоту. Видимо, было какое-то завещание по которому Д.С. Калмыков, как говорят сегодня, включен в команду Конона Зотова, который занимался подготовкой нормативных документов, в развитие Устава и Регламента, принятых ранее с привлечением «иностранных специалистов».

Как известно, после Петра Первого и его супруги Екатерины правителям России стало не до величия флота. Благо в государственном стержне, созданном Петром были объективные основы для его сохранения. Этот стержень, помимо прочего был наполнен его «птенцами», которые не могли служить Отчизне иначе как их воспитали. Денис Калмыков после командования кораблями не мог не перейти на административную работу, коим стало назначение его командиром астраханского порта.

Не будем забывать, что все это происходило во временами, наполненными интригами обусловленными борьбой за власть.

Чем руководились члены Адмиралтейств-коллегии, когда отправили Д. Калмыкова на далекий Каспий, приняв решение после производства в капитаны 1-го ранга «за многую и безпорочную службу, для посылки в Астрахань, чтоб тем лучшую охоту к службе ему придать»? Возможно, никто не хотел ехать в ту дыру, даже главным командиром астраханского порта.

Через четыре года Д.С, Калмыков бы востребован, по-другому не скажешь, на должность капитана Кронштадтского порта. Что делать?! - Иностранцы кончились!

Несомненно одно, наши измышления, конечно, могут значительно расходится с мотивами которыми в экстремальных для его карьеры мог руководствоваться Денис Калмыков, произведенный в феврале 1742 года в контр-адмиралы. Разным способом просили милостей у вошедшей на российский престол, а капитан Кронштадтского порта представляет «Генеральные сигналы» для обмена условными знаками при помощи флажков между кораблями.

Кто как может оценить эту работу, но нужно признать, что феномен русского морского офицера, не зависимо от того по крови он был калмык, Дениса Калмыкова еще до конца не исследован. Впитавший в себя знания, получивший огромный практический опыт, контр-адмирал Денис Калмыков мог бы дать многое для российского флота и российского отечества.

И в его карьере должность главного командира Кронштадтского порта, и чин контр-адмирала, были бы далеко не пределом…

[1] Общий морской список от основания флота до 1917 г.- Санкт-Петербург : Атлант, 2013, с.287.

[2] Общий морской список от основания флота до 1917 г.- Санкт-Петербург : Атлант, 2013, с.287-288.