1770, 30 апреля (11 мая) – В Кронштадтской гавани затонул корабль «Полтава».
Затонул, погиб… Громко сказано. Просто, - тихо умер в родной гавани. Это очень редко бывает с военными кораблями. Они либо оставляют яркий след, войдя в историю боевых (или – не боевых) потерь, либо их незаметно уводят от родного причала, чтобы разобрать, отслуживших свой век…
Конец «Полтавы» в гавани Кронштадта не обернулся трагедией, случись подобное в открытом море. Но его история послужила основой для раздумий корабелов, специалистов по прочности корпусов.
Корабль «Полтава», о котором идет речь, - третий в ряду из восьми, как минимум, кораблей российского и советского флотов, названных в честь важной победы России в Полтавской битве.
Первая «Полтава» - русский 54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года со стапеля Санкт-Петербургского адмиралтейства. В строительстве корабля принимал личное участие Пётр I. Это был первый линейный корабль, заложенный и построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Служил России больше двадцати лет.
Вторая «Полтава» была спущена на Соломбальской верфи в июле 1743 года. Разобрана в 1756 году в Кронштадте, поскольку не было материалов для тимберовки[1].
Третья «Полтава» была заложена 15 апреля 1753 года также на Соломбальський верфи в Архангельске. Корабельным мастером был И.В. Ямес. Корабль спущен на воду 26 апреля 1754 года, в июне - октябре 1754 года осуществил переход из Архангельска в Кронштадт.
Необходимо отметить, что оба корабля из серии парусных двухдечных линейных кораблей типа «Слава России». Эта серия кораблей была самой многочисленной и одной из самых удачных серий линейных кораблей Российского императорского флота. Корабли в течении сорока лет строились с 1733 по 1774 год на верфях Санкт-Петербурга и Архангельска и принимали участие во всех плаваниях и боевых действиях российского флота с 1734 по 1790 год. Всего в рамках серии было построено 58 линейных кораблей. Все корабли этой серии обладали высокими мореходными качествами, хорошей маневренностью и остойчивостью.
Водоизмещение корабля составляло 1200 тонн, длина по сведениям из различных источников от 46,5 до 47,4 метра, ширина от 12,3 до 12,65 метра, а осадка от 5,4 до 5,48 метра. Вооружение судна составляли 66 орудий, включавшие двадцатичетырёх-, двенадцати- и шестифунтовые пушки, а экипаж состоял из 600 человек. Скорость судна при свежем ветре могла достигать восьми узлов.
Наша «Полтава» участвовала в Семилетней войне. 31 мая 1757 года корабль в составе эскадры адмирала З.Д. Мишукова вышел из Кронштадта для блокады Пруссии. С 16 июня по 3 июля осуществлял крейсерство в районе Мемеля, откуда 4 июля перешел на рейд Данцига, где присоединился к флоту. С 8 августа по 4 сентября во главе эскадры адмирала В.А. Мятлева снова выходил в крейсерство к берегам Пруссии.
В кампанию 1758 года крейсировал в Балтийском море со 2 июля, 9 июля - 28 августа в составе российско-шведского флота блокировал Зундский пролив с целью не допустить английский флот в Балтийское море.
В июле - августе 1759 года с эскадрой осуществлял доставку войск из Кронштадта к Данцигу.
15 июля 1760 года в составе флота участвовал в блокаде с моря крепости Кольберг. 19 июля осуществлял высадку десанта возле города Рюгенвальде. В августе снова участвовал в блокаде Кольберга.
В 1762 году осуществлял практическое плавание в Финском заливе. 3 июля участвовал в показательной морском сражении в заливе Рогервик, за которым с берега наблюдала императрица Екатерина II[2].
Мы уже рассказывали о драматических событиях, которые произошли спустя некоторое время в ревельском порту с кораблями Балтийского флота, погибшими в результате пожара.
Видимо, с этим связано то, что после этого в море «Полтава» не выходила, корабль был поставлен в Кронштадтской гавани.
30 апреля (11 мая) 1770 года во время стоянки в гавани Кронштадта «Полтава» накренился на левый борт, и не затонул только по причине малой глубины. После двухдневных спасательных работ по выкачиванию воды из корпуса корабля, завершившихся неудачей, «Полтава» лёг на грунт. Позднее корабль был разобран.
Александр Соколов по этому событию сделал в своей Летописи следующую запись:
«1770 г. Корабль Полтава. (Финск. з.) Стоя в Кронштатской гавани, 30 апреля в 7 часу утра, «огруз на левый бок. - Уповательно в подводной части где нибудь выгнил нагель». Глубина гавани не допустила совершенно затонуть, и потому, повалив его на бок, выконопатили, местами исправили и подвели под него парус; но в течении следующих двух суток, действуя 800 человек команды с 26 помпами, 4 ушатами и 150 ведрами, не могли отлить воды, и за тем, не теряя однакож надежды отлить впоследствии, все обратились ко вводу в канал других кораблей, также возбудивших опасение»[3].
То есть, начали проверять состояние других корабле, - не дай Бог, и они начнут тонуть на родном рейде.
Что еще добавить? Следующая «Полтава» - 110-пушечный линейный корабль вошел в строй только в 1808 году, почти на сорок лет была прервана традиция передавать это достойное имя от старого корабля новому.
[1] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Том 1. – Москва: Воениздат, 2002, с.45.
[2] Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник в 2-х томах. Том 1. – Москва: Воениздат, 2002, с.48-49.
[3] Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713-1853. – Санкт-Петербург, 1855, с.18.