Найти в Дзене
Летопись живой природы

О случае гибели охотника от медведя в Приморском крае

Не успел ещё народ успокоиться по поводу трагедии на Камчатке, как произошел новый случай в Приморье. Не хотел я этот случай комментировать, потому что ситуация с одной стороны, слишком туманна, а с другой, по крайней мере для меня – абсолютно понятна. Но человек погиб, и лишний раз обсуждать это всегда больно и не очень приятно. Почитав, однако, материалы и комментарии на эту тему, понял, что высказаться всё же нужно. Информации, как всегда недостаточно, но поблуждав по просторам Интернета кое-что выяснить всё же удалось . А опираясь на собственный опыт – в ситуации разобраться и понять, что произошло. Постараюсь объяснить свою точку зрения читателям канала. Заголовки в Интернете выглядят примерно вот так: В Приморье охотник стал жертвой медведя Неудачная попытка застать бурого хищника в месте его зимовки окончилась для мужчины трагично Страшная картина. Медведь убил охотника в Приморье Медведь жестоко растерзал охотника в Приморском крае Сообщения появились 14 декабря, надо полагать
Художник А.Н. Комаров
Художник А.Н. Комаров

Не успел ещё народ успокоиться по поводу трагедии на Камчатке, как произошел новый случай в Приморье.

Не хотел я этот случай комментировать, потому что ситуация с одной стороны, слишком туманна, а с другой, по крайней мере для меня – абсолютно понятна. Но человек погиб, и лишний раз обсуждать это всегда больно и не очень приятно. Почитав, однако, материалы и комментарии на эту тему, понял, что высказаться всё же нужно. Информации, как всегда недостаточно, но поблуждав по просторам Интернета кое-что выяснить всё же удалось . А опираясь на собственный опыт – в ситуации разобраться и понять, что произошло. Постараюсь объяснить свою точку зрения читателям канала.

Заголовки в Интернете выглядят примерно вот так:

В Приморье охотник стал жертвой медведя

Неудачная попытка застать бурого хищника в месте его зимовки окончилась для мужчины трагично

Страшная картина. Медведь убил охотника в Приморье

Медведь жестоко растерзал охотника в Приморском крае

Сообщения появились 14 декабря, надо полагать событие произошло накануне. Итак вкратце, что же случилось, в этом абзаце только сухие факты:

Трагедия произошла в Кировском районе Приморского края, в 11 км от деревни Еленовка. Местный охотник, Алексей, 58 лет, по отзывам опытный медвежатник, отправился на охоту на медведя на берлоге. Все документы на оружие и на право охоты на медведя у него были в порядке. Охота на медведя в Приморском крае разрешена с 1 августа по 31 декабря, то есть с этой стороны никаких нарушений не было. В берлоге оказался крупный самец, который напал на охотника. Тот выстрелил, но либо промазал, либо легко ранил зверя. Второй раз выстрелить он не смог, поскольку у него заклинило ружье, гладокоствольную Сайгу-12. Приводятся фото и видео этого ружья, забитого снегом. Видно, что затворная рама ружья находится в крайнем заднем положении, патрон не дослан, то есть ружье действительно заклинило. Человек в изодранной одежде лежит на окров_ленном снегу.

Что же могло здесь произойти? Попробую прокомментировать эту ситуацию.

Для начала – несколько слов об оружии. Сайга-12 это гладкоствольное охотничье ружье 12 калибра, сделанное на основе автомата Калашникова. У него один ствол, в который патроны подаются из отъемного коробчатого магазина. Перезарядка происходит за счет давления газов на поршень в газоотводной трубке, который при каждом выстреле сдвигает затворную раму в заднее положение, при этом удаляется стреляная гильза, а на её место встает новый патрон. Таким образом, охотнику достаточно только нажимать на спусковой крючок, все остальное происходит автоматически. Оружие простое и достаточно надёжное. Но всё же не для таких охот, что и подтверждает этот конкретный случай.

Стрельба медведя на берлоге во многом аналогична стрельбе по птице влёт. А это значит, что у ружья должен быть правильный баланс, оно должно легко и быстро наводиться на цель. Почему? Да потому что медведь - зверь очень быстрый. Но не только, он еще и очень крепок на рану. Даже с пробитым сердцем, медведь способен искалечить и убить охотника, поскольку погибает от такой, совершенно смертельной раны далеко не мгновенно. Поэтому стрельба на берлоге ведется только и исключительно в голову зверя. Мнение о том, что пуля двенадцатого калибра на дистанции до двадцати метров может отрикошетить от медвежьего черепа высказывают лишь те, кто, видимо, ни разу в жизни не стрелял из ружья, и не представляет, каким разрушительным эффектом обладает эта пуля. Бить по корпусу на этой охоте нельзя! А голова у медведя хоть и большая, но не больше летящей утки. Поэтому главное правило опытных медвежатников – идти на берлогу не с многозарядкой и, тем более не с нарезным карабином, а с самой обыкновенной двустволкой, из которой охотник стреляет влёт уток, вальдшнепов, бекасов. На этой охоте стрельба может быть именно такая, как по птице влёт, то есть без предварительного выцеливания, навскидку, на основе отработанных до автоматизма навыков. Во всяком случае, так учил меня мой наставник, известный костромской медвежатник и охотовед Борис Иванович Мясников. Двустволка – это два независимых друг от друга ружья в одном. Даже те двустволки, у которых один спусковой крючок на два ствола на этой охоте считаются нежелательными. У охотника в руках должны быть два надёжных, абсолютно независимых друг от друга выстрела. И для хорошего стрелка этого вполне достаточно, а плохому стрелку на эту охоту лучше не ходить.

При всей своей надёжности и простоте Сайга-12 - ружье магазинное, да к тому же с автоматической перезарядкой. То есть в такой конструкции всегда есть возможность заедания и задержки механизмов. Да и баланс у него далёк от идеального, и несравним с балансом хорошей двустволки. При стрельбе навскидку ствол «клюёт» вниз, поскольку полный, и совсем не лёгкий магазин расположен далеко впереди.

Два выстрела из двустволки на этой охоте, как я написал выше, вполне достаточно ещё и потому, что такие охоты НИКОГДА не проводятся в одиночку. У охотника всегда есть минимум один, а лучше два-три страхующих его стрелка с ружьями наготове.

Вот и возникает главный вопрос, а почему охотник в этом случае был один? И был ли он один на самом деле? Как известно, в одиночку на берлоге на медведя не охотятся. И вот почему. Чтобы поднять зверя из берлоги, его надо «пошевелить». То есть засунуть в чело берлоги длинный шест и двигать им, стараясь разбудить медведя. Если охотник один, то как ему это сделать? Шест надо держать двумя руками, тыкать им с силой, а где в это время ружье? За спиной на ремне или приставлено к стволу ближайшего дерева? Вероятно, возможен такой вариант: охотник выстрелил в чело берлоги, понимая, что медведя он этим выстрелом не убьёт, но поднимет. При этом ему не нужно никакого шеста, готовое к стрельбе ружье у него в руках. Разъяренный таким обращением медведь действительно выскочил из берлоги и бросился на нарушителя его сна. Но ружье заклинило, и из охотника человек превратился в жертву обозленного зверя.

Такое развитие событий возможно, но на мой взгляд, маловероятно. Ну никак не должен опытный охотник пойти на медведя в берлоге в одиночку.

Поэтому второй вариант – охотник всё-таки был не один. В этой охоте всегда участвует несколько человек, как минимум двое. Второй стрелок обязательно страхует действия того, кто будит медведя, держа ружье наизготовку.

Итак, если охотник был не один, то скорее всего напарник просто струсил и убежал. Такое бывает, если в напарники опытный медвежатник взял новичка, никогда медведя в глаза не видевшего. На эту мысль наводит то, что обнаружен погибший был сразу же буквально по свежим следам. Кто это мог сделать? Да конечно же, сбежавший напарник. На это же косвенно указывает отсутствие фотографии берлоги и следов возле неё. Ведь если охотник погиб в непосредственной близости от берлоги, то почему нет её фотографий, выложить которые было бы совершенно логично? А нет их потому, что эти фотографии могли бы стать неудобными свидетельствами произошедшего.

А почему неудобными? Да скорее всего потому, что это была гостевая, трофейная охота. Ну зачем стрелять медведя опытному медвежатнику, если он нашёл берлогу? Найти берлогу – это огромный труд, который действительно по силам только очень опытному человеку, хорошему следопыту и натуралисту, в совершенстве знающему повадки зверя. Так, знаменитый охотник на медведей, князь А.А. Ширинский-Шихматов, когда его называли медвежатником говорил, нет, я не медвежатник, я стрелок медведей. А настоящий медвежатник, это тот, кто выследил зверя и нашёл его берлогу. Ищут берлоги обычно по первому снегу, когда зверь только-только в неё залёг. Уверяю вас, лично охотнику, который берлогу нашел, медведь не нужен! А вот продать берлогу городским охотникам, то есть пригласить их на охоту к найденной берлоге - очень хороший заработок. Берлога стоит десятки тысяч рублей, иногда до тысячи и более долларов. Так что следствию есть в чём здесь разобраться, но боюсь, что оно неизбежно упрется в тупик и виноват снова будет медведь, да заодно с ним и сам пострадавший, ибо он в одиночку пошел добывать медведя на берлоге. Уверяю вас, над последним тезисом немало посмеются опытные охотники и охотоведы, прекрасно понимающие суть вопроса.

И повторю ещё раз главный тезис этой статьи - местному охотнику, нашедшему берлогу, сидящий в ней медведь для личного потребления не нужен! А вот то, что найденная им берлога - это товар, имеющий высокую стоимость - совершенно очевидно для всех, кто в теме. Вот из этого и надо исходить при расследовании и комментировании этого случая.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, формулируйте предложения, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я постараюсь на них ответить!

Для тех, кто хочет поддержать канал!