Пишем натюрморт "Грибная пора" по представлению, воображению и своей зрительной памяти от цветового пятна, с доводкой натюрморта техникой лессировки. Предлагаю подход в написании натюрморта вызывающий развитие воображения.
Поэкспериментируем в акварели, начав просто на чистом листе с цветных пятен, чтобы превратить их затем в натюрморт. Возьмём очень живую и интересную для натюрморта тему - эта тема грибная пора. Возьмем примерно также корзину с грибами, кусок драпировки и свободно расположим корзину на подоконнике, или такой же на столе, чтобы предметы были перед глазами и было от чего плясать и фантазировать.
Опорой для написания этого натюрморта, будут служить эти фото и мои фантазии. Смысл слов: живопись натюрморта по своему представлению, воображению и зрительной памяти прост - рисуй кистью то, что видишь, как рисует, фантазируя ребёнок Творец. В помощь для развития фантазии добавляется фото (Рисунок 1,2).
На лист российской акварельной бумаги формально наношу цветовые пятна, которые мне напоминают будущие грибы и корзину, представляя натюрморт, допустим на веранде лесного дома. Наношу цветовые пятна по сырому листу, размещённому лёжа на столе горизонтально. Пишу цветовые пятна похожие на грибы, корзину, шторы, окно (Рисунок 3).
В нанесённых цветных кляксах похожих на корзину, грибы и т.д., уже в высохшем цветовом пятне, моё воображение представляет, видит будущие на столе у окна с видом на лес: рассыпанные из корзины грибы, осенние листья и лесной пейзаж за окном. Начинаю потихоньку первично писать грибы, и другие предметы, прорабатывая их формы, посматривая на фото с грибами. В цветовом пятне все предметы постоянно пишутся хорошо и интересно, они сильно изменятся в полной дальнейшей доработке их на натюрморте в технике лессировки акварелью.
Этот не стандартный подход раскрепощает руку, помогает заложить в основу натюрморта весь цветовой и композиционный настрой сразу. Что это означает – это означает, что вы свободно компонуете, лепите на листе цветом и предметами, что вам придумается и то, что вы лично хотите изобразить по теме.
Я писал кистью, без нанесения рисунка нанося свободно краски на свой будущий натюрморт – грибы, шторы, деревья за окном, направление ручки корзины, листья и другие предметы яркими основными цветами всех изображений.
Все первичные цвета в основном потом остались внизу под лессированными слоями. Вначале писал грибы прозрачными яркими цветами, затем вносил дополнительные цвета, поверх высохших слоёв краски, постепенно усложнял структуру цветовых внесений в натюрморт, нанося слои живо на все формы на натюрморте (Рисунок 4).
Первый этап – вначале работы пишу что-то очень похожее на грибы и корзину, они намечаются мною цветом, где частично видна их форма. Вы можете посматривать на фото. Наметив светлые места на грибах, далее выполняю частичную их проработку по всей кучке грибов справа и слева. Выполняю это уже не в свободной технике, а частично кое-где с помощью техники лессировки, нанося слои частично, кое-где, поднимая, смешивая цветовые слои на грибах и корзине. Там же, где это было необходимо, для улучшения форм грибов, нанёс цветовые поверхностные лессированные слои. Наношу по прежнему достаточно чистые и яркие цвета, приглушать будем позже (Рисунок 6).
Второй этап – начал проработку всех грибов и листьев, горизонтальных плоскостей, драпировок, и нанёс первичными лессированными заливками задний план за окном, наметил деревья в вечернем лесу.
Шторы проработал вначале лёгкими заливками, создал вертикальный ритм, кому трудно может это делать всё с натуры, поставив натюрморт сам. Нанёс цветные слои лессировкой тёплое на тёплое, холодное на холодное для улучшения плотности штор их контура, бликов на них (Рисунок 7). Прописал более тщательно корзину и все грибы. Доработал и прописал ветку с осенними листьями над корзиной. Начал дополнительную проработку деревьев за окном веранды. И приступил к завершающей стадии написания натюрморта "Грибная пора".
Третий этап – полную проработку натюрморта завершил тончайшими объединяющими лессировками поверх групп предметов, скатерти и охристой салфетки на столе, в тех местах, которые определил сам. Если мне необходимо было повысить контраст или понизить его, в зависимости от поставленных задач я это выполнял заливками на натюрморте. Такая тонкая заливка цветной водичкой поверх, например, 1/3 форм, я сначала продумал, чтобы не наделать грязи и глухих непрозрачных пятен. Для такой работы необходимо подобрал самую большую мягкую кисть, прошёл поверхностными заливками где нужно, увеличил контраст, где счёл необходимым, повысил яркость, чтобы получился вечерний свет в натюрморте. На этом решил завершить работу. Натюрморт "Грибная пора" оформлен в раму под оргстекло для участия в выставке (Рисунок 8).
Друзья, здесь на канале Акварельная мастерская Сергея Галеты буду вам показывать мастер-классы по акварельной живописи, монотипии в течение продолжительного времени, так как накопилось очень много практического материала, включая пошаговые демонстрации каждого мастер-класса по акварели, монотипии.. Почему фрагменты, потому, что дистанционно, это всегда фрагмент, это всегда фрагмент за стеклом жизни. В любом случае это делается, чтобы вам было интересно увидеть необычный раздел творчества при работе с водными красками.
С.Г.
Вот такой мастер-класс, друзья! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад встрече с вами.
Предыдущие статьи смотрите на моём канале. Ещё мои страницы в соц сетях здесь:
Также материалы и видео здесь:
Мои статьи здесь: