5 частых убеждений, которые отталкивают людей от поиска действительно хороших авторских брендов.
По комментариям под нашей предыдущей публикацией мы поняли: иногда авторские вещи ручной работы ассоциируются с поделками, чем-то скучным, некачественным и тем, что можно с таким же успехом и дешевле купить на маркетплейсах.
На самом деле это далеко не так! ...Или сильно зависит от того, что и где искать.
Отвечаем на 5 заблуждений, с которыми столкнулись лично.
Дисклеймер: на просторах интернета и в целом в мире действительно можно встретить подтверждения всем этим мифам. Но такое именно мы не продвигаем и не допускаем на фестиваль мастеров ARTFLECTION, потому что зачастую это вообще никакого отношения не имеет к «ручному» и «крафтить». Наша цель - показать широкой аудитории, что есть альтернатива и множество талантливых авторов и классных локальных мастерских, которые ближе и доступнее, чем кажется!
Миф 1: авторские вещи - это непрактичные пылесборники
Ручная работа и авторский труд существуют бок о бок с человеком с самых древних времён. До появления производств человек вынужден был делать для себя одежду, оружие, инструменты обработки земли, утварь для дома, украшения и даже музыкальные инструменты буквально - руками (иначе - «крафтить»). Так появились традиционные ремёсла: способность создавать вещи утилитарного назначения и украшать их с разными целями. То есть изначально все сугубо практичные вещи создавались вручную.
Сегодня мастера ручной работы используют старинные технологии и сохраняют традиционные ремёсла, улучшая их современными методами. Да, гончарный круг стал электрическим, инструменты стали более прогрессивными. А вот ручной ткацкий станок и веретено, например, почти не изменились - разве что появились педали.
Многие материалы остались, по сути, теми же, что и тысячи лет назад: та же глина, дерево, металлы, шерсть, из которой делается пряжа... Конечно, их не находят теперь под ногами и не обязательно собирают с животных самостоятельно, а покупают у поставщиков - и потому материалы стали доступнее. Но это лишь сырьё для дальнейшей обработки руками человека.
Мастера создают посуду, одежду, обувь, украшения, аксессуары - то, чем можно пользоваться каждый день. Благодаря технологическому прогрессу эти традиционные вещи адаптированы к потребностям реальной жизни.
Чашки и тарелки можно мыть в посудомойке и ставить в микроволновку.
Одежда вполне может быть практичной, ноской, а не только красивой, благодаря современным материалам.
Украшения теперь можно обрабатывать чище и продлевать их жизнь, проще менять фурнитуру, делать гипоаллергенными. И вообще драгоценные металлы и настоящая красота - теперь не привилегия богачей.
Кожаную сумку или кошелёк стало проще обработать. Музыкальный инструмент может выдавать более чистый звук (да, их тоже по-прежнему умеют делать вручную).
Принцип - практичность, применимость в жизни - остался ровно тем же. Другое дело, что сейчас "практичность" - понятие куда более широкое самое по себе :)
Одна из задач фестиваля - показывать гостям искусство бытности и делать его доступным. Это не те вещи, которые достают только по особому случаю - они буквально являются частью нашей жизни и одновременно украшают её, будучи уникальными и прекрасными.
Миф 2: оно всё одинаковое и некрасивое!
Авторские ёлочные игрушки ручной работы в разных стилях и техниках.
К сожалению, это убеждение сложнее всего развенчать умозрительно, потому что:
1. Понимание эстетики и вкус у всех абсолютно разные.
2. Оно бывает основано на собственном опыте.
Человек видит то, что часто выдают за «ручную работу», а на самом деле это обычные китайские сувениры, готовые формы (молды) или абсолютно одинаковые тиражные вещи. Или вспоминает потрёпанные фенечки и то, что мы назваем «поделками». Конечно, ни о какой эстетике тут речь не идёт.
Тому, кто ни разу не искал специально и не прикасался к красивой авторской вещи, может казаться, что оно всё такое.
Технологии массового производства упростили задачу изготовления и сделали практичность ещё более практичной. Проблема в том, что вот оно-то как раз - зачастую одинаковое. Все знают, что тираж дешевле производить. С эстетичной и художественной составляющей всё сложнее.
Авторские украшения ручной работы в разных стилях и техниках.
Современная авторская ручная работа развивается в противовес одинаковости и массовости.
Мы стараемся сотрудничать не просто с крутыми ремесленниками, которые владеют мастерством - а с художниками ручной работы: с теми, кто транслирует личный взгляд на мир в свои работы, создаёт уникальную подачу и разрабатывает идеи или формы, которых больше ни у кого нет.
В общем, создаёт не только практичные, но по-настоящему эстетичные и оригинальные вещи в некогда забытом и возрождающемся сегодня направлении Arts&Crafts - на стыке искусств и ремёсел.
Просто полистайте эту карусель фотографий. Разве это не красиво? А это всё - действительно ручная работа.
Все эти вещи в карусели выше созданы вручную участниками фестиваля ARTFLECTION.
Миф 3: авторская работа - это очень дорого
В эпоху, когда дорожает буквально всё, этот вопрос - самый болезненный и актуальный. Действительно, авторские вещи, особенно созданные в штучных экземплярах полностью вручную, экономически никак не могут быть дешевле того, что создано серийно на производстве.
Но всё зависит от. Конкретной вещи и конкретного автора. Во всех ценовых категориях можно найти именно ту вещь, что откликнется лично вам. У мастеров, с которыми мы сотрудничаем, можно найти изделия за 1000, 1200, 1500, 2000 рублей - это всё реальные ценники. И это будет: красиво, по-своему особенно, практично, сделано руками людей и для людей, иногда - штучно.
Разумеется, коллекционные предметы (например, авторская кукла) и сложные эксклюзивные изделия, требующие многих часов кропотливой работы, а также работы из редких дорогих материалов просто не могут стоить дешево. Труд Мастера может и должен цениться - иногда мы говорим действительно о роскошных рукотворных предметах.
Вручную создаются не только эксклюзивные предметы роскоши. Вы можете купить хорошую авторскую работу в доступной вам вилке - что-то классное, чем реально будете пользоваться и чему радоваться.
Ещё один пример: одежда. Многие сейчас жалуются на несоответствие цены и качества в масс-маркете. Альтернатива - дизайнерские бренды. Это тоже не дешёвые вещи, однако они не только разнообразны красивы, но и будут служить вам не один сезон. Сами такие носим.
Мы не отрицаем «обычные магазины» и пользуемся ими тоже. Мысль в том, что дизайнерские вещи - это не обязательно только мега-дорого. И это может стать для вас альтернативным решением, если вы к ним присмотритесь.
Миф 4: вещи ручной работы - некачественные поделки
Чаще всего имеются в виду сборные деревянные или пластиковые бусы, детские браслетики, фенечки, одинаковые сувениры, любительские «сделано-на-коленке» работы - то, что бывает даже очень мило, но не ассоциируется с какой-то эстетикой или украшением быта.
Это убеждение берёт начало из тех времён, когда профессиональные мастерские ручной работы действительно существовали только в нише для людей с достатком выше среднего (например, авторская мебель на заказ). Мастера, которые создают вещи для жизни и зарабатывают на этом, только появлялись, а мероприятий со строгим отбором просто не существовало.
К счастью, сегодня настоящие профессионалы, создающие вещи абсолютно другого уровня вручную из качественных материалов не просто есть - а их очень много. Некоторым брендам уже больше 10 лет, но и они когда-то собирали свою аудиторию с нуля и должны были завоевать её доверие: добросовестные мастера дорожат репутацией, следят за каждой работой и поддерживают связь с клиентами.
Фестивали и ярмарки ручной работы со строгим отбором участников появились не так давно. ARTFLECTION - лишь одно из таких событий: мы собираем уникальные мастерские, создающие настоящие шедевры ручной работы, со всей России (и не только). Люди приходят и знают, что здесь можно выбрать Свою вещь, которая будет долго радовать, из разнообразного ассортимента, который прошёл проверку временем и конкуренцией.
Миф 5: ручная работа - это обман
Ручная работа - это действительно обман... если иметь дело с недобросовестными продавцами: например, перекупами товаров с известного сайта.
Единственный известный нам способ проверить это самостоятельно, если есть сомнения - запросить у автора видео с процессами изготовления. К счастью, многие бренды регулярно публикуют такой контент в своих соцсетях.
Ещё один вариант: приходить на мероприятия, которые с помощью экспертной команды проверяют, что работа действительно ручная, за вас :)
Дисклеймер 2: существуют мероприятия, которые собирают профессиональные мастерские ручной работы через строгий конкурсный отбор - и показывают самые интересные. Фестиваль ARTFLECTION - одно из таких событий, но не единственное. Тем не менее, мы отвечаем только за уровень и качество авторов, с которыми сотрудничали или которых приглашали лично. Мы не поддерживаем ярмарки и маркеты, заявленные как "ручная работа", если они не проводят отбор и отталкивают людей от по-настоящему достойного авторского труда, порождая эти мифы.
Команда ARTFLECTION убеждена, что авторская ручная работа - это сложный, кропотливый труд, который действительно находит отклик в сердцах поклонников и должен цениться по достоинству.
Мы работаем над тем, чтобы показывать своей аудитории только лучших из лучших и открывать гостям настоящие таланты в мире крафта! Они сохраняют традиционные ремёсла, придумывают новые техники и создают удивительные вещи, которыми можно не только любоваться - но и пользоваться в повседневной жизни, делая каждый день особенным без повода. Авторская ручная работа - один из способов украшать свою жизнь, радовать себя и с удовольствием пользоваться душевными предметами быта.
Ярмарка современного утилитарного искусства ручной работы ARTFLECTION объединяет талантливых профессиональных авторов под одной крышей несколько раз в год. Следите за нашими анонсами:
www.artflection.ru
vk.com/artflectionevent
t.me/artflection_fest
Автор текста, редактор и вёрстка: Кира Фридрих
Создатель проекта ArtFlection: Светлана Макарова
makarovassss@yandex.ru
Все фотографии работ отправлены в пресс-службу фестиваля авторами работ и используются с их разрешения.