Найти в Дзене
ARTFLECTION

5 мифов о вещах ручной работы: бесполезно, дорого и некрасиво?

5 частых убеждений, которые отталкивают людей от поиска действительно хороших авторских брендов. По комментариям под нашей предыдущей публикацией мы поняли: иногда авторские вещи ручной работы ассоциируются с поделками, чем-то скучным, некачественным и тем, что можно с таким же успехом и дешевле купить на маркетплейсах. На самом деле это далеко не так! ...Или сильно зависит от того, что и где искать. Отвечаем на 5 заблуждений, с которыми столкнулись лично. Дисклеймер: на просторах интернета и в целом в мире действительно можно встретить подтверждения всем этим мифам. Но такое именно мы не продвигаем и не допускаем на фестиваль мастеров ARTFLECTION, потому что зачастую это вообще никакого отношения не имеет к «ручному» и «крафтить». Наша цель - показать широкой аудитории, что есть альтернатива и множество талантливых авторов и классных локальных мастерских, которые ближе и доступнее, чем кажется! Ручная работа и авторский труд существуют бок о бок с человеком с самых древних времён. До
Оглавление

5 частых убеждений, которые отталкивают людей от поиска действительно хороших авторских брендов.

По комментариям под нашей предыдущей публикацией мы поняли: иногда авторские вещи ручной работы ассоциируются с поделками, чем-то скучным, некачественным и тем, что можно с таким же успехом и дешевле купить на маркетплейсах.

На самом деле это далеко не так! ...Или сильно зависит от того, что и где искать.

Отвечаем на 5 заблуждений, с которыми столкнулись лично.

Дисклеймер: на просторах интернета и в целом в мире действительно можно встретить подтверждения всем этим мифам. Но такое именно мы не продвигаем и не допускаем на фестиваль мастеров ARTFLECTION, потому что зачастую это вообще никакого отношения не имеет к «ручному» и «крафтить». Наша цель - показать широкой аудитории, что есть альтернатива и множество талантливых авторов и классных локальных мастерских, которые ближе и доступнее, чем кажется!

Один из слоганов фестиваля мастеров ручной работы в Москве
Один из слоганов фестиваля мастеров ручной работы в Москве

Миф 1: авторские вещи - это непрактичные пылесборники

Ручная работа и авторский труд существуют бок о бок с человеком с самых древних времён. До появления производств человек вынужден был делать для себя одежду, оружие, инструменты обработки земли, утварь для дома, украшения и даже музыкальные инструменты буквально - руками (иначе - «крафтить»). Так появились традиционные ремёсла: способность создавать вещи утилитарного назначения и украшать их с разными целями. То есть изначально все сугубо практичные вещи создавались вручную.

Сегодня мастера ручной работы используют старинные технологии и сохраняют традиционные ремёсла, улучшая их современными методами. Да, гончарный круг стал электрическим, инструменты стали более прогрессивными. А вот ручной ткацкий станок и веретено, например, почти не изменились - разве что появились педали.

Гости используют настоящий ткацкий станок и смотрят на ручное кружевоплетение на фестивале ARTFLECTION, март 2025
Гости используют настоящий ткацкий станок и смотрят на ручное кружевоплетение на фестивале ARTFLECTION, март 2025

Многие материалы остались, по сути, теми же, что и тысячи лет назад: та же глина, дерево, металлы, шерсть, из которой делается пряжа... Конечно, их не находят теперь под ногами и не обязательно собирают с животных самостоятельно, а покупают у поставщиков - и потому материалы стали доступнее. Но это лишь сырьё для дальнейшей обработки руками человека.

Мастер гончарного дела Александр Сысоев, г. Обнинск, и работы студии 4РА на фестивале ARTFLECTION, март 2025
Мастер гончарного дела Александр Сысоев, г. Обнинск, и работы студии 4РА на фестивале ARTFLECTION, март 2025

Мастера создают посуду, одежду, обувь, украшения, аксессуары - то, чем можно пользоваться каждый день. Благодаря технологическому прогрессу эти традиционные вещи адаптированы к потребностям реальной жизни.

Чашки и тарелки можно мыть в посудомойке и ставить в микроволновку.

Одежда вполне может быть практичной, ноской, а не только красивой, благодаря современным материалам.

Украшения теперь можно обрабатывать чище и продлевать их жизнь, проще менять фурнитуру, делать гипоаллергенными. И вообще драгоценные металлы и настоящая красота - теперь не привилегия богачей.

Мастер Филипп Добрынин создаёт кольцо на фестивале и результат - кольцо ручной работы от его мастерской Street Crow
Мастер Филипп Добрынин создаёт кольцо на фестивале и результат - кольцо ручной работы от его мастерской Street Crow

Кожаную сумку или кошелёк стало проще обработать. Музыкальный инструмент может выдавать более чистый звук (да, их тоже по-прежнему умеют делать вручную).

Принцип - практичность, применимость в жизни - остался ровно тем же. Другое дело, что сейчас "практичность" - понятие куда более широкое самое по себе :)

Обувь ручной работы "D-Klass", дизайнерское пальто "Womenson" и кожаная сумка с барельефом ручной работы "Woobby Art"
Обувь ручной работы "D-Klass", дизайнерское пальто "Womenson" и кожаная сумка с барельефом ручной работы "Woobby Art"

Одна из задач фестиваля - показывать гостям искусство бытности и делать его доступным. Это не те вещи, которые достают только по особому случаю - они буквально являются частью нашей жизни и одновременно украшают её, будучи уникальными и прекрасными.

Авторские вещи ручной работы: кружка "Хворост", музыкальные инструменты "Чемодан Варганов", текстиль для дома "Хтонь"
Авторские вещи ручной работы: кружка "Хворост", музыкальные инструменты "Чемодан Варганов", текстиль для дома "Хтонь"

Миф 2: оно всё одинаковое и некрасивое!

Фарфор "Красно", ватная ёлочная игрушка "Овсянкино Королевство", полимерная глина "September Tales"
Фарфор "Красно", ватная ёлочная игрушка "Овсянкино Королевство", полимерная глина "September Tales"

Авторские ёлочные игрушки ручной работы в разных стилях и техниках.

К сожалению, это убеждение сложнее всего развенчать умозрительно, потому что:

1. Понимание эстетики и вкус у всех абсолютно разные.

2. Оно бывает основано на собственном опыте.

Человек видит то, что часто выдают за «ручную работу», а на самом деле это обычные китайские сувениры, готовые формы (молды) или абсолютно одинаковые тиражные вещи. Или вспоминает потрёпанные фенечки и то, что мы назваем «поделками». Конечно, ни о какой эстетике тут речь не идёт.

Тому, кто ни разу не искал специально и не прикасался к красивой авторской вещи, может казаться, что оно всё такое.

Технологии массового производства упростили задачу изготовления и сделали практичность ещё более практичной. Проблема в том, что вот оно-то как раз - зачастую одинаковое. Все знают, что тираж дешевле производить. С эстетичной и художественной составляющей всё сложнее.

Стекло "Like a Glass", керамические бусы "ArtBuzina", полимерная глина "Fly Bunny"
Стекло "Like a Glass", керамические бусы "ArtBuzina", полимерная глина "Fly Bunny"

Авторские украшения ручной работы в разных стилях и техниках.

Современная авторская ручная работа развивается в противовес одинаковости и массовости.

Мы стараемся сотрудничать не просто с крутыми ремесленниками, которые владеют мастерством - а с художниками ручной работы: с теми, кто транслирует личный взгляд на мир в свои работы, создаёт уникальную подачу и разрабатывает идеи или формы, которых больше ни у кого нет.

В общем, создаёт не только практичные, но по-настоящему эстетичные и оригинальные вещи в некогда забытом и возрождающемся сегодня направлении Arts&Crafts - на стыке искусств и ремёсел.

Просто полистайте эту карусель фотографий. Разве это не красиво? А это всё - действительно ручная работа.

Все эти вещи в карусели выше созданы вручную участниками фестиваля ARTFLECTION.

Миф 3: авторская работа - это очень дорого

В эпоху, когда дорожает буквально всё, этот вопрос - самый болезненный и актуальный. Действительно, авторские вещи, особенно созданные в штучных экземплярах полностью вручную, экономически никак не могут быть дешевле того, что создано серийно на производстве.

Но всё зависит от. Конкретной вещи и конкретного автора. Во всех ценовых категориях можно найти именно ту вещь, что откликнется лично вам. У мастеров, с которыми мы сотрудничаем, можно найти изделия за 1000, 1200, 1500, 2000 рублей - это всё реальные ценники. И это будет: красиво, по-своему особенно, практично, сделано руками людей и для людей, иногда - штучно.

Блюдце ручной работы "Липа и Керамика", стоимость 1700Р
Блюдце ручной работы "Липа и Керамика", стоимость 1700Р

Разумеется, коллекционные предметы (например, авторская кукла) и сложные эксклюзивные изделия, требующие многих часов кропотливой работы, а также работы из редких дорогих материалов просто не могут стоить дешево. Труд Мастера может и должен цениться - иногда мы говорим действительно о роскошных рукотворных предметах.

Вручную создаются не только эксклюзивные предметы роскоши. Вы можете купить хорошую авторскую работу в доступной вам вилке - что-то классное, чем реально будете пользоваться и чему радоваться.

Украшения ручной работы в разных техниках: Lumino, Птича, Nature Handmade, стоимость от 1200 до 3000 рублей.
Украшения ручной работы в разных техниках: Lumino, Птича, Nature Handmade, стоимость от 1200 до 3000 рублей.

Ещё один пример: одежда. Многие сейчас жалуются на несоответствие цены и качества в масс-маркете. Альтернатива - дизайнерские бренды. Это тоже не дешёвые вещи, однако они не только разнообразны красивы, но и будут служить вам не один сезон. Сами такие носим.

Мы не отрицаем «обычные магазины» и пользуемся ими тоже. Мысль в том, что дизайнерские вещи - это не обязательно только мега-дорого. И это может стать для вас альтернативным решением, если вы к ним присмотритесь.

Миф 4: вещи ручной работы - некачественные поделки

Чаще всего имеются в виду сборные деревянные или пластиковые бусы, детские браслетики, фенечки, одинаковые сувениры, любительские «сделано-на-коленке» работы - то, что бывает даже очень мило, но не ассоциируется с какой-то эстетикой или украшением быта.

Это убеждение берёт начало из тех времён, когда профессиональные мастерские ручной работы действительно существовали только в нише для людей с достатком выше среднего (например, авторская мебель на заказ). Мастера, которые создают вещи для жизни и зарабатывают на этом, только появлялись, а мероприятий со строгим отбором просто не существовало.

К счастью, сегодня настоящие профессионалы, создающие вещи абсолютно другого уровня вручную из качественных материалов не просто есть - а их очень много. Некоторым брендам уже больше 10 лет, но и они когда-то собирали свою аудиторию с нуля и должны были завоевать её доверие: добросовестные мастера дорожат репутацией, следят за каждой работой и поддерживают связь с клиентами.

Детали ручного тиснения по коже, кардхолдер от мастерской "Bucasus"
Детали ручного тиснения по коже, кардхолдер от мастерской "Bucasus"

Фестивали и ярмарки ручной работы со строгим отбором участников появились не так давно. ARTFLECTION - лишь одно из таких событий: мы собираем уникальные мастерские, создающие настоящие шедевры ручной работы, со всей России (и не только). Люди приходят и знают, что здесь можно выбрать Свою вещь, которая будет долго радовать, из разнообразного ассортимента, который прошёл проверку временем и конкуренцией.

Миф 5: ручная работа - это обман

Ручная работа - это действительно обман... если иметь дело с недобросовестными продавцами: например, перекупами товаров с известного сайта.

Единственный известный нам способ проверить это самостоятельно, если есть сомнения - запросить у автора видео с процессами изготовления. К счастью, многие бренды регулярно публикуют такой контент в своих соцсетях.

Ещё один вариант: приходить на мероприятия, которые с помощью экспертной команды проверяют, что работа действительно ручная, за вас :)

Людмила из мастерской "CeraMilla" за росписью кружек на фестивале ARTFLECTION и результат её работы.
Людмила из мастерской "CeraMilla" за росписью кружек на фестивале ARTFLECTION и результат её работы.

Дисклеймер 2: существуют мероприятия, которые собирают профессиональные мастерские ручной работы через строгий конкурсный отбор - и показывают самые интересные. Фестиваль ARTFLECTION - одно из таких событий, но не единственное. Тем не менее, мы отвечаем только за уровень и качество авторов, с которыми сотрудничали или которых приглашали лично. Мы не поддерживаем ярмарки и маркеты, заявленные как "ручная работа", если они не проводят отбор и отталкивают людей от по-настоящему достойного авторского труда, порождая эти мифы.

Ручная резка по линолеуму для авторской картины в технике линогравюры, мастерская "Masha SadMe Art"
Ручная резка по линолеуму для авторской картины в технике линогравюры, мастерская "Masha SadMe Art"

Команда ARTFLECTION убеждена, что авторская ручная работа - это сложный, кропотливый труд, который действительно находит отклик в сердцах поклонников и должен цениться по достоинству.

Мы работаем над тем, чтобы показывать своей аудитории только лучших из лучших и открывать гостям настоящие таланты в мире крафта! Они сохраняют традиционные ремёсла, придумывают новые техники и создают удивительные вещи, которыми можно не только любоваться - но и пользоваться в повседневной жизни, делая каждый день особенным без повода. Авторская ручная работа - один из способов украшать свою жизнь, радовать себя и с удовольствием пользоваться душевными предметами быта.

Интерьерное зеркало Sasha Borscheva, г. Минск
Интерьерное зеркало Sasha Borscheva, г. Минск

Ярмарка современного утилитарного искусства ручной работы ARTFLECTION объединяет талантливых профессиональных авторов под одной крышей несколько раз в год. Следите за нашими анонсами:

www.artflection.ru

vk.com/artflectionevent

t.me/artflection_fest

Автор текста, редактор и вёрстка: Кира Фридрих

Создатель проекта ArtFlection: Светлана Макарова
makarovassss@yandex.ru

Все фотографии работ отправлены в пресс-службу фестиваля авторами работ и используются с их разрешения.