В 2,5 года такое чуть не произошло. Заведующая детской поликлиникой - милая такая женщина, сказала "А зачем вы собрались усыновлять ребенка с умственной отсталостью?".
Забирали мы дочь из детского дома, когда ей было 1,5 года. Забирали под опеку - для усыновления нужно было лишить биородителей родительских прав. Вместе с дочерью нам вручили справку с диагнозами. Стандартными для детдомовских детей, в принципе. ЗПР, ЗРР - задержка психологического развития, задержка развития речи. Ничего страшного. Такое и у кровных детей встречается чаще, чем вы думаете.
Через пару месяцев нас отправили на опекунскую комиссию. Это когда для всех детей, находящихся под опекой, выделяют отдельный день в поликлинике для прохождения узких специалистов, УЗИ и ЭКГ. В рамках этой комиссии нужно проходить и психиатра - он принимает в психоневрологическом диспансере и проходить его нужно отдельно и заранее. Психиатр погоняла дочь по обычным заданиям: "Покажи кошку, покажи мышку", а потом вдруг достала книгу про Чебурашку и ткнула пальцем в крокодила. "А это кто?". - "Кьяркадил" с гордостью ответила дочь, которой на тот момент было 1 год и 8 месяцев. Неправильно произнесенное слово "крокодил" дало основание психиатру опять поставить диагноз ЗРР (задержка развития речи).
Да и черт бы с ним, если честно. Я видела прогресс - за два месяца дома дочь начала говорить словосочетаниями, а словарный запас увеличился в несколько раз. На опекунской комиссии на эту бумажку тоже посмотрели формально, никак не прокомментировав. И мы успокоились.
Прошел успешно суд по лишению био родительских прав. Прошли сроки вступления решения суда в законную силу. Пришло время собирать документы для усыновления. А это значит - опять проходить медицинскую комиссию мне, мужу и дочери.
Дочери на тот момент было уже 2,5 года. В списке врачей значился и психиатр. В этот раз мы прокололись на ягодах - малину от клубники не отличили. Ягода и все тут. Ну ягода же) Хотя на тот момент дочь уже уверенно отличала круг от овала, а ромб от прямоугольника. Диагноз ЗРР нам подтвердили.
Все остальные специалисты дали хорошие заключения, кроме кардиолога. Открытое овальное окно не повод для паники, раз в полгода делаем ЭКГ и УЗИ сердца. Забегая вперед - в 7 лет овальное окно у дочери закрылось.
Экшн наступил, когда мы пришли за финальной справкой к заведующей поликлиникой. Она долго изучала заключения врачей, а потом выдала: "А зачем вы усыновляете ребенка с умственной отсталостью?" Сказать, что я выпала в осадок значит не сказать ничего. Подобрав челюсть с пола, задаю вопрос: "А с чего вы взяли, что у моего ребенка УО?".
Ну как же, отвечают мне. Дважды подтвержденный диагноз говорит о хронике заболевания. "Хроническая задержка развития речи у ребенка 2,5 лет?" - так что ли? "Ну да" - отвечает мне заведующая.
Да, ешкин-матрешкин, у меня кровный сын до трех лет молчал как железобетон. А тут приемная дочь шпарит предложениями. И это хроническая задержка развития речи?
Тут заведующая припомнила, что у дочери еще и ЗПР в анамнезе, а все вместе это дает расположенность к умственной отсталости. Вот так работает логика у мед.работников. В общем, кое-как я уговорила ее не писать в заключении про умственную отсталость. Но категорию здоровья с второй на третью она все-таки изменила. Это означает, что здоровье ребенка за время нахождения в семье ухудшилось.
Для справки - всего таких категорий пять. Значит за год в семье здоровье моей дочери ухудшилось на одну пятую от возможного.
Но по факту - дочь говорила чисто, предложениями, словарный запас был более 200 слов в сравнении с пятью словами, которые были в ее лексиконе на момент знакомства с нами в детском доме.
И тем не менее, на основе двух приемов у психиатра категорию здоровья дочери ухудшили. На процесс усыновления это никак не повлияло, кстати. Судья посмотрела документы, задала стандартные вопросы и все. На дальнейшую жизнь это тоже не повлияло. После усыновления мою дочь перестали измерять категориями.
Следующий прием у психиатра случился уже в 3,5 года при прохождении комиссии перед садиком. Претензий уже не было - про усыновление я ничего не говорила, и врач к ребенку не придирался. В садике тоже все отлично прошло - никаких направлений к логопеду и перевода в логопедическую группу. Чистая речь, хороший словарный запас.
В школу дочь пошла в 6 лет 9 месяцев. Бумажку от психиатра на комиссии для школы мы тоже получили без проблем.
Вывод? Не всегда стоит слушать врачей. Смотрите на ребенка. Не бойтесь диагнозов. Это не значит, что нужно забить на диагнозы. Это значит, что нужно думать и своей головой, а не только кодами МКБ.
Вполне вероятный сценарий, если бы дала тогда заведующей поставить диагноз по умственной отсталости - регулярные приемы у психиатра, лечение тяжелыми препаратами, нервозность у ребенка и нервотрепка у меня.
Тьфу-тьфу, закончилось все хорошо. Но вот эту фразу заведующей про УО - помню до сих пор.