«... Особый героизм проявили защитники Варшавы, солдаты и добровольцы-горожане, сражавшиеся в условиях полной блокады, при абсолютном превосходстве немцев на земле и в воздухе. ...»
Мы продолжаем публикацию книги Матвея Воронова «Живая память – молодёжи. Хроники II Мировой и Великой Отечественной, 1939 – 1945 гг.»
В преддверии новой мировой войны.
Нападение на Польшу,
сентябрь 1939 г.
Вторая мировая война началась в ночь на 1 сентября 1939 года. Инсценировав «нападение польских солдат» переодетых в польскую униформу эсэсовцев и заключенных, владевших польским языком, на радиостанцию в восточногерманском городке Глейвиц (операция нацистской разведки «Гиммлер»), вооруженные силы Германии вступили на территорию Польши. Польша стала жертвой своей недальновидной имперской и антисоветской политики. Ее западные границы были открыты для вторжения; оборонительные сооружения возводились в основном на востоке.
Удар был нанесен двумя немецкими армейскими группировками с севера, с запада и с востока, со стороны Восточной Пруссии, общей численностью 1,6 миллиона военнослужащих
- 62 дивизии, в том числе 7 танковых и 4 моторизованных,
- 2800 танков,
- 2000 самолетов,
- 6000 орудий различных калибров.
В нападении на Польшу также приняли участие три словацкие дивизии. Нападавшим противостояло около 1 миллиона польских солдат
- 39 дивизий,
- 16 кавалерийских, 3 моторизованные и 3 горнострелковые бригады,
- 870 танков и танкеток,
- 4300 орудий.
Военно-воздушные силы Польши были почти полностью уничтожены на земле в результате заранее спланированной операции немецкой авиации. (Часть самолетов полякам все же удалось сохранить, перебросив их на запасные аэродромы.) Непрерывные удары с воздуха вывели из строя системы связи и управления войсками, правительственной связи, сорвав проведение в полном масштабе всеобщей мобилизации. Это случилось практически в первые часы войны.
Еще одним военным новшеством, примененным впервые в Польше, а затем в военных кампаниях против Франции в мае 1940 года, против Югославии и Советского Союза в 1941 году, были глубокие прорывы танковых колонн в тыл обороны противника.
1 сентября 1939 года Англия (в соответствии с англо-польским соглашением о взаимопомощи от 25 августа 1939 г.) направила Германии ультиматум, который гласил:
«Если германское правительство не даст правительству Его Величества удовлетворительных заверений, что оно прекратит всякие агрессивные действия против Польши и готово незамедлительно отвести свои войска с польской территории, то правительство Его Величества в Соединенном Королевстве без колебаний выполнит свои обязательства по отношению к Польше».
Не дождавшись ответа, 3 сентября Англия повторила свой ультиматум, добавив, что будет считать себя в состоянии войны с Германией с 11 часов дня в случае его невыполнения (в соответствии с англо-польским соглашением о взаимопомощи). В тот же день аналогичное заявление Германии сделала и Франция, выполняя условия Польско-французского протокола о взаимопомощи от 15 мая 1939 г. Германия молчала, говорили ее пушки, танки и авиация.
5 сентября США заявили, что распространяют на польско-германскую войну политику нейтралитета.
Немецкие войска в течение первой недели продвинулись далеко в глубь страны. Отход польской армии вскоре превратился в беспорядочное, неуправляемое отступление. К столице Польши Варшаве вермахт подошел уже 8 сентября, Брест был сдан немцам 17 сентября.
Тем не менее отдельные польские части в эти дни проявили прекрасную воинскую стойкость и мужество. До 30 сентября продолжалась оборона осажденной крепости Модлин; небольшой гарнизон военно-морской базы Вестерплятте в Данциге (Гданьске) сопротивлялся семь дней и капитулировал, только израсходовав все боеприпасы. До 7 октября стойко сражались защитники полуострова Хель, подвергавшиеся бомбардировке с воздуха и обстрелу с моря немецкими военными кораблями.
Особый героизм проявили защитники Варшавы, солдаты и добровольцы-горожане, сражавшиеся в условиях полной блокады, при абсолютном превосходстве немцев на земле и в воздухе.
Варшава капитулировала 27 сентября после ожесточенной бомбардировки города 25 сентября, в которой участвовало более 400 самолетов люфтваффе (ВВС Германии), сбросивших на город, лишенный средств противовоздушной обороны, около 6 тысяч тонн авиабомб. Это была первая в истории войн бомбардировка не военных, а гражданских объектов, имевшая своей целью, как выразился Гитлер: «Дать урок всем, показать, что их ожидает».
Иначе повело себя польское правительство, уже в ночь на 18 сентября оно, включая главнокомандующего польской армией маршала Эдварда Рыдз-Смиглы, бежало в Румынию. Военные действия прекратились 7 октября, в немецком плену оказалось около 420 тысяч поляков.
17 сентября 1939 года в соответствии с августовскими договоренностями с Германией («Протокол Молотова Риббентропа») на территорию Польши вошли подразделения Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Советские руководители объяснили мировому сообществу, что эти действия вызваны ликвидацией Польши как государства, исчезновением польского правительства, захватом Варшавы германскими войсками.
«Красной Армии, – говорилось в заявлении Председателя Совета народных комиссаров СССР В.М. Молотова, – отдан приказ перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии и Западной Украины».
Продвижение советских частей практически не вызвало сопротивления польских регулярных войск, которые в массовом порядке сдавали оружие (около полумиллиона пленных) или пытались уйти на запад. Об этом говорят и незначительные потери РККА (менее 3 тыс. убитых и раненых).
Местное украинское, белорусское и еврейское население в массе своей оказывало содействие частям Красной Армии. Чуть позже эти территории были воссоединены с Советской Украиной и Советской Белоруссией. Тогда же Литве была передана территория Виленского края с г. Вильно (Вильнюс), отторгнутого Польшей у России после Первой мировой войны. Восточные территории Польши (Люблинское и Варшавское воеводства) отошли Германии. Новая демаркационная линия прошла по линии Белосток – Брест – Львов. Эти территориальные изменения были подтверждены 28 сентября 1939 года в подписанном Молотовым и Риббентропом «Договоре о дружбе и границе».
Красная армия остановилась на так называемой "линии Керзона", признававшейся с 1920 года большинством стран как справедливая граница между СССР и Польшей. Таким образом, СССР не занял ни пяди чужой земли, а лишь вернул отнятое по грабительским Брестскому и Рижскому договорам. Именно поэтому отношение мирового сообщества к "освободительному польскому походу Красной Армии" в корне отличалось от отношения к действиям вермахта.
Несколькими днями раньше, 22 сентября, в Бресте, ставшем приграничным городом на новой, советско-германской границе, состоялся совместный парад танковых подразделений вермахта, под командованием генерала Г. Гудериана, и Красной Армии, под командованием комбрига С. Кривошеина. Конечно, на самом деле это был никакой ни парад, а передача города из юрисдикции одного командования в юрисдикцию другого, на внешне на парад это было очень похоже. Ровно через два года танки Гейнца Вильгельма Гудериана начнут с Бреста свой бросок к столице Советской России Москве, но споткнутся под Тулой; в начале мая 1945 года танкисты генерал-лейтенанта Семена Кривошеина одними из первых ворвутся в Берлин и будут праздновать в столице гитлеровского рейха долгожданную победу.
Продолжение следует. Через несколько дней – Финская кампания
Предыдущая часть:
© Матвей ВОРОНОВ
Фото: wikipedia.org, 1939.rusarchives.ru
Партнёр материала – детский туристический клуб "Гадкий утёнок"
© "Белорус и Я", 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!