Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории. Глава 2. ЛЕРМОНТОВ часть вторая

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Оставаясь верным собственной стилистике не выписывать портреты, а набрасывать их, нарочно привёл несколько анонимных (впрочем, условно-анонимных, авторство узнать труда не составит) мнений о Лермонтове, остальное дорисует воображение читателя. Мы же проследуем по киномифологии поэта далее. На очереди - режиссёрский дебют Николая Бурляева 1986 года с не оставляющим зрителю ни малейших шансов на фантазии названием "Лермонтов". Признаюсь сразу: ни тогда, ни позже фильма не смотрел - как-то не до того в восьмидесятые было. Но хорошо помню критику в адрес картины и её создателя: в полном соответствии "эпохе разоблачений", когда что ни день, то развенчивались (или наоборот - возносились на пьедесталы) те или иные исторические персонажи, будущий "витязь" российского кино дескать создал ура-патриотический, едва не черносотенный панегирик убиенному заговорщиками-масонами поэту. Ни про

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • "... 5 июля, с утра еще над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю. Буря и ливень так усилились, что несколько минут препятствовали положить тело убитого в экипаж..."
  • "... Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия..."
  • "... В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ... Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова „Глаза его не смеялись, когда он смеялся“ и т.д. — действительно, применялись к нему... Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его заруки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза..."

Оставаясь верным собственной стилистике не выписывать портреты, а набрасывать их, нарочно привёл несколько анонимных (впрочем, условно-анонимных, авторство узнать труда не составит) мнений о Лермонтове, остальное дорисует воображение читателя. Мы же проследуем по киномифологии поэта далее. На очереди - режиссёрский дебют Николая Бурляева 1986 года с не оставляющим зрителю ни малейших шансов на фантазии названием "Лермонтов". Признаюсь сразу: ни тогда, ни позже фильма не смотрел - как-то не до того в восьмидесятые было. Но хорошо помню критику в адрес картины и её создателя: в полном соответствии "эпохе разоблачений", когда что ни день, то развенчивались (или наоборот - возносились на пьедесталы) те или иные исторические персонажи, будущий "витязь" российского кино дескать создал ура-патриотический, едва не черносотенный панегирик убиенному заговорщиками-масонами поэту. Ни прокатного успеха, ни доброй о себе памяти (как всякий непонятый современниками "шедевр") "Лермонтов" не снискал. Я же сегодня просто безо всякой предвзятости его посмотрел - как абсолютно новый для меня фильм.

Автор сценария, режиссёр и исполнитель главной роли здесь один
Автор сценария, режиссёр и исполнитель главной роли здесь один

Что удивительно, негативных эмоций ни трактовка создателя картины, ни она сама у меня не вызвала. Вполне себе крепенькое кино с весьма недурно сыгранным заглавным персонажем... виды там... всякие... После просмотра старого "Лермонтова" и "Белинского" коварное отчество Мартынова, дидактично-навязчиво поданный заговор против поэта и отчётливо-неприятные Царь с Бенкендорфом наводят на мысль, что... ну да... а как же ещё? Бурляев в обрисовке образа Михаила Юрьевича явно руководствовался "демонической" трактовкой Николая Афанасьева из "Белинского": поэт здесь дерзко-нетерпим, порою даже неприятен, и носит на себе отчётливые признаки Гения, страдающего о России и ради неё же принесшего себя в жертву. Кстати, ссора с Мартыновым по картине произошла вовсе не в Пятигорске, а значительно ранее - ещё в Петербурге, сразу после смерти Пушкина, из-за приверженности "Соломоныча" ко всяким инородцам вроде Дантеса и де Баранта. А ведь друзья были, даа... Любопытная деталь: эпизодического Пушкина в сцене на балу (когда последний "не по форме оделся") играет Борис Плотников, появляющийся в самом начале фильма в роли... отца Лермонтова. А в образе Гоголя там же, на балу (как Николай Васильевич вообще туда попал?) отметился... сам Бурляев. Лишний аргумент доказательства духовной связи Лермонтова с двумя другими Главными Русскими Демиургами России.

Убийцы. В роли Императора - Марис Лиепа. Ошую и одесную - Нессельроде (не похож) и Орлов (скорее, похож)
Убийцы. В роли Императора - Марис Лиепа. Ошую и одесную - Нессельроде (не похож) и Орлов (скорее, похож)

Повторюсь: даже несмотря на всю излишнюю патетику, фильм раздражения не вызвал. Даже не знаю - почему. Наверное, от того, что созданный Бурляевым образ всё же достаточно каноничен и ни коим образом не идёт вразрез с тем, чему нас учили в СССР. Нет, ну а как вы хотели: PERESTROYKA, GLACNOCT, пусть юный Мишель и в самом деле обрывает крылышки стрекозам и доводит бедного "Соломоныча" до белого каления - просто от нечего делать и по вздорности собственного характера? Такая правда кому нужна? Тем более, в нынешней России? Так что, в общих чертах, этот Лермонтов, скорее, что и недурён. Тем более, что Бурляев сам по себе интересен и слеплен как актёр хорошими мастерами из неплохого актёрского теста. Пока под закат карьеры не ударился в совсем уж... долдонно-патриотичное.

В 1990-м году на телевидении была предпринята крайне любопытная попытка экранизации пьесы Михаила Рощина "После дуэли" - о событиях, предшествующих и последующих печальному событию. Подобная стилистика знакома нам по пьесе Булгакова "Александр Пушкин" (а кинозрителям - по замечательной "Последней дороге" Менакера). Фильм о Пушкине - без Пушкина. По-видимому, лучшее, что было вообще снято о Поэте. Рискую повториться, но лучшее, что снято о Лермонтове, вероятнее всего, - это тот телеспектакль. В Сети он есть - правда, качество ужасное. Михаил Юрьевич в кадре отсутствует. Зато есть множество исторических персонажей, так или иначе связанных с ним. Умные диалоги. Прекрасные актёры...

Я всегда утверждал, что Михаил Жигалов - вылитый Пётр Андреевич Вяземский. И всё-таки он существует!
Я всегда утверждал, что Михаил Жигалов - вылитый Пётр Андреевич Вяземский. И всё-таки он существует!

Не могу не согласиться с мнением рецензента спектакля на сайте "Кино-театр.ру":

  • "... ни бездарный фильм "Из пламя и света", дающий недостоверный и грубый портрет поэта, да ещё и полный фактических ошибок; ни слабый фильм Николая Бурляева "Лермонтов", ни идеологический, хотя и местами трогательный фильм "Лермонтов" 1941 года с Алексеем Консовским в главной роли, не могут сравниться с "После дуэли", потому что даже отдалённо не дают такого тонкого и глубокого ощущения личности Лермонтова, как этот потрясающий спектакль... В самом деле, нужно неплохо разбираться в его биографии и очень любить этого поэта, чтобы оценить этот спектакль, но если это удаётся... честное слово: впечатления будут очень насыщенные"

По остальным кинопришествиям Лермонтова мы пройдёмся исключительно факультативно. Что-то из этого небольшого списка - отъявленный трэш, что-то - видели единицы и известно лишь разве что самим авторам.

1. 2006 год. "Пушкин. Последняя дуэль". На этом прекурьёзном новоделе не оттопталась, кажется, разве что сдохшая пять лет назад соседская кошка - да и та, ежели вызвать её дух - с негодованием проорала бы пронзительным голосом "МААААУУУУУ!!.." В цикле "Все наши Пушкины" я тоже писал об этом чуде. И хоть я в принципе неплохо отношусь к исполнителю роли Лермонтова Евгению Стычкину, да и внешне вышло похоже, но, согласимся, было бы странно отметить образ - отдельно, а киностряпню - вынести за рамки. Дескать, "погода была ужасная, принцесса была прекрасная", к тому же, фильм как бы не об этом...

И глаза... и ваще... Но - нет!
И глаза... и ваще... Но - нет!

2. Азербайджанский фильм 2012 года "Посол зари" (Sübhün səfiri), посвящённый учёному и поэту Мирзе Фатали Ахундову, посмотреть, к сожалению, не удалось, в Сети он отсутствует как класс. Зато нашёл небольшой эпизод встречи Лермонтова и Ахундова на Кавказе. По небольшому фрагменту судить крайне затруднительно, но, вероятнее всего, русский поэт понадобился создателям картины для, так сказать, усиления значения фигуры Ахундова в мировой культуре. Нашей же киноантологии появление Лермонтова здесь не поможет никак.

Знаю-знаю, качество ужасное, это я ещё подтянул его как смог. Лермонтов - Олег Амирбеков
Знаю-знаю, качество ужасное, это я ещё подтянул его как смог. Лермонтов - Олег Амирбеков

3. Сериал "Из пламя и света" 2008 года, признаюсь, посмотрел на перемотке. Возможно, и напрасно - просто не был готов к такой жертве... Пять серий! Почему напрасно? Поясню. Создатели - очень крепкий сценарист советской ещё эпохи Александр Червинский, сопричастный к довольно большому списку качественного кино времён СССР, и режиссёры - "чудесные грузины" Нана Джорджадзе и Ираклий Квирикадзе. Уже повод отнестись с пристрастием. В роли Михаила Юрьевича - вовсе не похожий на него внешне, но чертовски подходящий сдержанной манерой игры и каким-то внутренним, прорывающимся предательски коктейлем из бесовства и цинизма Юрий Чурсин.

Ежели кому-нибудь в голову пришло снять фильм об Иване Липранди, лучшего исполнителя было бы трудно пожелать
Ежели кому-нибудь в голову пришло снять фильм об Иване Липранди, лучшего исполнителя было бы трудно пожелать

Оправдаюсь лишь тем, что задачи рецензировать сериал у меня не было, потому поделюсь лишь общими ощущениями от бегло просмотренного. Во-первых, приятно погрела душу произнесённая Поэтом фраза, в разных ипостасях трактуемая сегодня в актуальных сетевых комментариях: "Любовь к своей стране не является любовью к империи". Невозможно не согласиться - особенно в нынешних условиях, когда "нелюбовью к своей стране" трактуется несогласие с принимаемыми наверху решениями. Во-вторых, харизма пусть и непохожего на Лермонтова, но инфернального Чурсина столь изрядно "выдаётся" за актёрские рамки, что её с лихвой хватает и на созданный им образ, возможно, придавая поэту те черты, которых у него и не было вовсе... Что, согласитесь, уже достаточно интересно само по себе. Не будь сериал столь дёшев и откровенно "музеен" в своём исполнении, его стоило бы с помпой прокатать по ТВ ещё раз!

Таким образом мы имеем семь ипостасей Лермонтова с "половиной восьмой" (я имею в виду пьесу Рощина без поэта). Этого явно недостаточно - учитывая масштаб значения классика для отечественной культуры. Но - с другой стороны - "брать числом, а не умением" не всегда означает, что это необходимо. Как говаривал другой классик - уже советский: "Пусть всё будет! Но пусть чего-то... не хватает".

А мы вскоре непременно продолжим нашу антологию - но уже с другим героем!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории", а также много ещё чего -в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании