Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
- "... 5 июля, с утра еще над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю. Буря и ливень так усилились, что несколько минут препятствовали положить тело убитого в экипаж..."
- "... Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия..."
- "... В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ... Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова „Глаза его не смеялись, когда он смеялся“ и т.д. — действительно, применялись к нему... Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них! Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его заруки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза..."
Оставаясь верным собственной стилистике не выписывать портреты, а набрасывать их, нарочно привёл несколько анонимных (впрочем, условно-анонимных, авторство узнать труда не составит) мнений о Лермонтове, остальное дорисует воображение читателя. Мы же проследуем по киномифологии поэта далее. На очереди - режиссёрский дебют Николая Бурляева 1986 года с не оставляющим зрителю ни малейших шансов на фантазии названием "Лермонтов". Признаюсь сразу: ни тогда, ни позже фильма не смотрел - как-то не до того в восьмидесятые было. Но хорошо помню критику в адрес картины и её создателя: в полном соответствии "эпохе разоблачений", когда что ни день, то развенчивались (или наоборот - возносились на пьедесталы) те или иные исторические персонажи, будущий "витязь" российского кино дескать создал ура-патриотический, едва не черносотенный панегирик убиенному заговорщиками-масонами поэту. Ни прокатного успеха, ни доброй о себе памяти (как всякий непонятый современниками "шедевр") "Лермонтов" не снискал. Я же сегодня просто безо всякой предвзятости его посмотрел - как абсолютно новый для меня фильм.
Что удивительно, негативных эмоций ни трактовка создателя картины, ни она сама у меня не вызвала. Вполне себе крепенькое кино с весьма недурно сыгранным заглавным персонажем... виды там... всякие... После просмотра старого "Лермонтова" и "Белинского" коварное отчество Мартынова, дидактично-навязчиво поданный заговор против поэта и отчётливо-неприятные Царь с Бенкендорфом наводят на мысль, что... ну да... а как же ещё? Бурляев в обрисовке образа Михаила Юрьевича явно руководствовался "демонической" трактовкой Николая Афанасьева из "Белинского": поэт здесь дерзко-нетерпим, порою даже неприятен, и носит на себе отчётливые признаки Гения, страдающего о России и ради неё же принесшего себя в жертву. Кстати, ссора с Мартыновым по картине произошла вовсе не в Пятигорске, а значительно ранее - ещё в Петербурге, сразу после смерти Пушкина, из-за приверженности "Соломоныча" ко всяким инородцам вроде Дантеса и де Баранта. А ведь друзья были, даа... Любопытная деталь: эпизодического Пушкина в сцене на балу (когда последний "не по форме оделся") играет Борис Плотников, появляющийся в самом начале фильма в роли... отца Лермонтова. А в образе Гоголя там же, на балу (как Николай Васильевич вообще туда попал?) отметился... сам Бурляев. Лишний аргумент доказательства духовной связи Лермонтова с двумя другими Главными Русскими Демиургами России.
Повторюсь: даже несмотря на всю излишнюю патетику, фильм раздражения не вызвал. Даже не знаю - почему. Наверное, от того, что созданный Бурляевым образ всё же достаточно каноничен и ни коим образом не идёт вразрез с тем, чему нас учили в СССР. Нет, ну а как вы хотели: PERESTROYKA, GLACNOCT, пусть юный Мишель и в самом деле обрывает крылышки стрекозам и доводит бедного "Соломоныча" до белого каления - просто от нечего делать и по вздорности собственного характера? Такая правда кому нужна? Тем более, в нынешней России? Так что, в общих чертах, этот Лермонтов, скорее, что и недурён. Тем более, что Бурляев сам по себе интересен и слеплен как актёр хорошими мастерами из неплохого актёрского теста. Пока под закат карьеры не ударился в совсем уж... долдонно-патриотичное.
В 1990-м году на телевидении была предпринята крайне любопытная попытка экранизации пьесы Михаила Рощина "После дуэли" - о событиях, предшествующих и последующих печальному событию. Подобная стилистика знакома нам по пьесе Булгакова "Александр Пушкин" (а кинозрителям - по замечательной "Последней дороге" Менакера). Фильм о Пушкине - без Пушкина. По-видимому, лучшее, что было вообще снято о Поэте. Рискую повториться, но лучшее, что снято о Лермонтове, вероятнее всего, - это тот телеспектакль. В Сети он есть - правда, качество ужасное. Михаил Юрьевич в кадре отсутствует. Зато есть множество исторических персонажей, так или иначе связанных с ним. Умные диалоги. Прекрасные актёры...
Не могу не согласиться с мнением рецензента спектакля на сайте "Кино-театр.ру":
- "... ни бездарный фильм "Из пламя и света", дающий недостоверный и грубый портрет поэта, да ещё и полный фактических ошибок; ни слабый фильм Николая Бурляева "Лермонтов", ни идеологический, хотя и местами трогательный фильм "Лермонтов" 1941 года с Алексеем Консовским в главной роли, не могут сравниться с "После дуэли", потому что даже отдалённо не дают такого тонкого и глубокого ощущения личности Лермонтова, как этот потрясающий спектакль... В самом деле, нужно неплохо разбираться в его биографии и очень любить этого поэта, чтобы оценить этот спектакль, но если это удаётся... честное слово: впечатления будут очень насыщенные"
По остальным кинопришествиям Лермонтова мы пройдёмся исключительно факультативно. Что-то из этого небольшого списка - отъявленный трэш, что-то - видели единицы и известно лишь разве что самим авторам.
1. 2006 год. "Пушкин. Последняя дуэль". На этом прекурьёзном новоделе не оттопталась, кажется, разве что сдохшая пять лет назад соседская кошка - да и та, ежели вызвать её дух - с негодованием проорала бы пронзительным голосом "МААААУУУУУ!!.." В цикле "Все наши Пушкины" я тоже писал об этом чуде. И хоть я в принципе неплохо отношусь к исполнителю роли Лермонтова Евгению Стычкину, да и внешне вышло похоже, но, согласимся, было бы странно отметить образ - отдельно, а киностряпню - вынести за рамки. Дескать, "погода была ужасная, принцесса была прекрасная", к тому же, фильм как бы не об этом...
2. Азербайджанский фильм 2012 года "Посол зари" (Sübhün səfiri), посвящённый учёному и поэту Мирзе Фатали Ахундову, посмотреть, к сожалению, не удалось, в Сети он отсутствует как класс. Зато нашёл небольшой эпизод встречи Лермонтова и Ахундова на Кавказе. По небольшому фрагменту судить крайне затруднительно, но, вероятнее всего, русский поэт понадобился создателям картины для, так сказать, усиления значения фигуры Ахундова в мировой культуре. Нашей же киноантологии появление Лермонтова здесь не поможет никак.
3. Сериал "Из пламя и света" 2008 года, признаюсь, посмотрел на перемотке. Возможно, и напрасно - просто не был готов к такой жертве... Пять серий! Почему напрасно? Поясню. Создатели - очень крепкий сценарист советской ещё эпохи Александр Червинский, сопричастный к довольно большому списку качественного кино времён СССР, и режиссёры - "чудесные грузины" Нана Джорджадзе и Ираклий Квирикадзе. Уже повод отнестись с пристрастием. В роли Михаила Юрьевича - вовсе не похожий на него внешне, но чертовски подходящий сдержанной манерой игры и каким-то внутренним, прорывающимся предательски коктейлем из бесовства и цинизма Юрий Чурсин.
Оправдаюсь лишь тем, что задачи рецензировать сериал у меня не было, потому поделюсь лишь общими ощущениями от бегло просмотренного. Во-первых, приятно погрела душу произнесённая Поэтом фраза, в разных ипостасях трактуемая сегодня в актуальных сетевых комментариях: "Любовь к своей стране не является любовью к империи". Невозможно не согласиться - особенно в нынешних условиях, когда "нелюбовью к своей стране" трактуется несогласие с принимаемыми наверху решениями. Во-вторых, харизма пусть и непохожего на Лермонтова, но инфернального Чурсина столь изрядно "выдаётся" за актёрские рамки, что её с лихвой хватает и на созданный им образ, возможно, придавая поэту те черты, которых у него и не было вовсе... Что, согласитесь, уже достаточно интересно само по себе. Не будь сериал столь дёшев и откровенно "музеен" в своём исполнении, его стоило бы с помпой прокатать по ТВ ещё раз!
Таким образом мы имеем семь ипостасей Лермонтова с "половиной восьмой" (я имею в виду пьесу Рощина без поэта). Этого явно недостаточно - учитывая масштаб значения классика для отечественной культуры. Но - с другой стороны - "брать числом, а не умением" не всегда означает, что это необходимо. Как говаривал другой классик - уже советский: "Пусть всё будет! Но пусть чего-то... не хватает".
А мы вскоре непременно продолжим нашу антологию - но уже с другим героем!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации цикла "Выборочная киноантология интересных персонажей отечественной истории", а также много ещё чего -в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании