Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Антология образов Павла I в отечественном кино. Часть вторая

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЗДЕСЬ Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Всё больше погружаясь в привычный с детства облик Павла Петровича (такой полубезумный карлик... стереотип, намертво прилепленный к императору советскими историографами), вспомнил вдруг строчки из песни "Чайфа": ...А потом, проходя мимо зеркала, Я скажу: «А что, не так уж я и страшен"... Да-да, представьте, начал находить в портретах Павла что-то симпатичное. Ну вглядитесь хоть в этот - титульный сегодня. Глаза - умные. На губах - ироничная полуулыбка человека, явно знающего о себе и об остальных что-то большее. Губы, кстати, не тонкие, змеиные, какие подобают сумасшедшим злодеям и мировым маниакам. Скорее чувственные. Волевой подбородок. Не красавец, далеко не красавец, чего уж, но есть в нём что-то... несомненно. Однако, проследуем далее. Читавшим предыдущие киноантологии "Русскаго Резонёра" понятно, что, вероятнее всего, там, где появлялся на экране Александр Павлович
Оглавление

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЗДЕСЬ

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Всё больше погружаясь в привычный с детства облик Павла Петровича (такой полубезумный карлик... стереотип, намертво прилепленный к императору советскими историографами), вспомнил вдруг строчки из песни "Чайфа":

...А потом, проходя мимо зеркала,

Я скажу: «А что, не так уж я и страшен"...

Да-да, представьте, начал находить в портретах Павла что-то симпатичное. Ну вглядитесь хоть в этот - титульный сегодня. Глаза - умные. На губах - ироничная полуулыбка человека, явно знающего о себе и об остальных что-то большее. Губы, кстати, не тонкие, змеиные, какие подобают сумасшедшим злодеям и мировым маниакам. Скорее чувственные. Волевой подбородок. Не красавец, далеко не красавец, чего уж, но есть в нём что-то... несомненно.

Однако, проследуем далее.

Читавшим предыдущие киноантологии "Русскаго Резонёра" понятно, что, вероятнее всего, там, где появлялся на экране Александр Павлович, не обошлось и без отца его. Именно так получилось с фильмом Михаила Ромма 1963 года "Корабли штурмуют бастионы". Названьице, кстати, так себе, отдаёт какой-то... детской литературой. Очень весёлый, хоть и несколько пожилой Александр в исполнении Михаила Названова заслужил тогда честную "шестёрку". А что же Павел?

Ничего нового... вполне канонически - на фотографии
Ничего нового... вполне канонически - на фотографии

В роли императора - заслуженный артист РСФСР с курьёзным для такой роли именем и фамилией... Павел Павленко. Так и хочется отпустить шутку юмора и сказать: дай-ка я угадаю и отчество! И, представьте, шутка не удастся, ибо отчество у актёра как раз "Павлович"! То есть - кому же играть Павла, как не... Неискушенному зрителю Павленко более всего памятен по роли отца Настеньки в "Морозко" и старца Зосимы в "Братьях Карамазовых".

Скажу откровенно: если Александр Павлович в фильме даже забавен своей легкомысленной светскостью, то Павел здесь, пожалуй, - эталон карикатуры на Государя. Хрипящий от приступов безудержной ярости карлик на кривеньких ножках (как только настоящий апоплексический удар не хватил?), коронованный безумец - это ещё не самые "лестные" эпитеты, которыми хочется наградить такого самодержца. Одна только фраза - "Ненавижу его хохолок!" - про Суворова, конечно, уже сама по себе отдаёт каким-то опереточным злодейством. Ух, как я зол!.. И горло живой курице перекусить!.. Такая неловко ходячая антитеза статному, совершенно голливудской красотою броскому Ушакову в исполнении Ивана Переверзева. Делайте, что хотите, а за такой чудовищный шарж - даже при изрядном сходстве - я больше "тройки" поставить не могу. Как говорил Велюров - "Какая безмерная однобокость!"

Чтобы мы могли оценить следующего Павла, должно было пройти... почти четверть века! Вот такая ужасающая непопулярность. И снова неминуемо пересечение публикации сегодняшней с киноантологией, посвящённой Александру I. "АССА", 1987 год. Возможно, кто-то вспомнит, - я тогда всё сокрушался над тем, что покойный SAS не преподал нынешним бондарчукам урока, и не снял в СССР действительно полноценного исторического фильма - настолько в "АССЕ" хороши редкие исторические эпизоды по "Грани веков" Эйдельмана. Повторюсь и вновь поясню своё мнение - почему именно этот Павел - лучший из всех своих экранных близнецов.

Не обсуждается!
Не обсуждается!

Сыгравший Государя исполнитель - не профессионал. Это - оператор и режиссёр Дмитрий Долинин. Как режиссёру мы обязаны ему за изумительные "Три года" по Чехову и очень достойное "Сентиментальное путешествие на картошку". Работы же его как оператора - не перечесть. "Республика ШКИД", "Начало", "Чужие письма", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева"... Одною фразой - почти весь золотой фонд "Ленфильма". Видимо, расхожая сентенция о том, что талантливый человек талантлив во всём, - не пустые слова. Потому что Павел у Долинина вышел именно так, что наконец-то зрителю (только не тому, что хлопал себя по ляжкам, хохоча над карикатурным Императором в "Кораблях") кажется: так вот он каков, настоящий Павел! А как же?.. А что же?.. А зачем же нас дурили-то столько времени? И в самом деле. Павел Долинина - человек страдающий. От непонимания. От размолвки со старшим сыном. От подозрений. И он ни разу (!!) за то время, что находится в кадре, ни разу не повышает голос. Браво - Долинин, и браво - Соловьёв. 10 баллов. Жаль одного - очень мало!

В 1991 году настоящий рыцарь Ленинградского ТВ Олег Рябоконь делает очередную экранизацию "Поручика Киже" с названием "Шаги императора". В роли Павла Петровича и в самом деле несколько схожий с ним Александр Филиппенко, к которому, признаюсь, я очень неравнодушен - за его чтецкие программы, и - особенно - за моноспектакль "Мертвые души". Что он там делал!! Один, всего один актер с дверями и подушечками вместо реквизита - а глаз не оторвать!

Прошу любить и жаловать!
Прошу любить и жаловать!

Мне, откровенно говоря, крайне затруднительно оценивать сколь-нибудь объективно этого Павла Петровича. С одной стороны - отдадим должное режиссёру! - "Шаги императора" в значительной степени дистанцировались от жанра исторического анекдота. С другой - Филиппенко сам по себе настолько острохарактерный актёр, что ему даже ни к чему применять клишированные, типично "павловские" (как нас научили и таки приучили) позы и жесты. Он только появляется в кадре, а пресловутый "неискушённый зритель" перед телевизором уже бьёт себя по ляжке (намеренно сгущаю краски с этими "ляжками") и восклицает: "Ну ты смотри! Ну точно Павел!" - как будто провёл с Государем в одном дворце не один год. Это точно не так скверно, как вышло у Павленко, и во всём действе есть даже что-то... человеческое и отчасти трогательное. Но всё же - не без приевшихся уже штампов, которые Филиппенко - повторюсь - производит не буквально, а невольно - в силу неуёмной своей харизмы и самой актёрской природы. А потому - субъективная "семёрка". Что, впрочем, не так уж и плохо!

Не было гроша, да вдруг алтын! Или даже целых два! Ибо в 2003 году сразу два Павла Петровича прорвались к нам. Охо-хо... Лучше бы не делали этого, так как нового ничего к образу Императора сии материализации не добавили, лишь окончательно расписались в неспособности кинематографа хотя бы попытаться очеловечить портрет царя-самодура, на склоне лет дорвавшегося до власти. Заранее приношу извинения за очередное пересечение двух киноантологий, но и "Бедный, бедный Павел" был весьма пристрастно рассмотрен впервые в сугубой связи с Александром Павловичем. Даже и не знаю, стоит ли упоминать бросающуюся в глаза музейность фильма и неуправляемый пестроватый, словно молдавская шаль, актёрский ансамбль - с откровенно скучающим Олегом Янковским, растерявшимся Алексеем Барабашем в роли Александра Павловича и почти всегда излишне буффонадным Виктором Сухоруковым. Любопытно сравнить его с Филиппенко - актёром также природно ярким, но всё же, как мне кажется, более сдержанным в разбрызгивании красок со своей палитры. Перетянув все одеяла вместе с покрывалами на себя, Павел-Сухоруков несколько "притопил" картину, и без того грустно метавшуюся между жанром "тайны дворцовых интриг" и историческим фарсом, собственно, вообще свойственным почти любому фильму о Павле Петровиче. Вынужденно впадая в силу собственных симпатий и антипатий в определённого рода субъективизм, я всё же обязан признать в трактовке Сухорукова определённую правоту скульптора, ваяющего бюст своего персонажа так, как он его видит. А потому, бессильно разводя руками, отдаю его "бедному Павлу" ту же "семёрку", что и Филиппенко. Так, полагаю, будет честно.

А почему бы и нет?
А почему бы и нет?

Судьба порою тасует актёрскую колоду столь причудливо, что диву даёшься. Кто бы мог подумать, что всё в том же 2003 году выйдет фильм с участием Павла, в котором Виктор Сухоруков сыграет... нет, не Павла (что было бы логично), а... графа Палена. При том, что ни о даже сколь-нибудь отдаленном сходстве речи не идёт категорически. Ну, примерно, если на роль Леонида Ильича Брежнева пригласить какое-нибудь Тимати в тот период его созревания, когда он тоненьким и абсолютно небрутальным голоском жалобно пел про "плачут небеса"... Надо заметить, киношоу (могу назвать это изделие только так) "Золотой век", повествующее о похождениях авантюристки Зубовой-Жеребцовой, провалилось уже на стадии кастинга, ибо задействованная в главной роли "блестящая" Ольга Орлова - всё что угодно, но только не актриса. Гоша Куценко в роли принца Уэльского... Ну, или так! Собственно, какая разница? Императора Павла играет не менее специфический исполнитель - Александр Баширов.

А вот так - не угодно ли?
А вот так - не угодно ли?

Безумно он был хорош в "АССЕ" (помните - "Я был нетрезв!.." А этот его полностью сымпровизированный монолог про "маленькую буковку"?), весьма недурён в дуэте с Коровьевым-Абдуловым, но тут... Когда Павел сообщает, что он только что объявил войну Англии, кажется, что Баширов просто репетирует роль Бегемота или вообще только что вырвался со съёмок "Даун Хауса", где пускал ветры в образе Фердыщенко. Изделие "Золотой век" оставляет настолько дикое впечатление, что более единицы (ежели бы надо было как-то трактовать именно его) не заслуживает, а Павлу... Ну давайте "тройку", что ли? Всё же некоторое сходство присутствует, да и трагический финал Императора тоже имеется. Если кто-то вдруг заинтересуется этим... продуктом, умоляю вас всеми богами и даже эльфами - не делайте этого, потратьте своё время на что-нибудь более приятное. Поклонников творчества Ольги Орловой (если таковые вообще существуют), разумеется, моя просьба не касается.

Вот и приблизились мы к финалу. Для вас, уважаемый читатель, это лишь прочтение пары абзацев, для меня - просмотр (хотя бы и в режиме листания серий) трёх сезонов (!!!) сериала "Екатерина". Вспоминая недавнюю "Елизавету", заранее содрогаюсь, ибо второй и третий сезоны принадлежат кисти (перу? руке? фантазии?) Дмитрия "Буратино" Иосифова, эту самую "Елизавету" и осуществившего. На что только не пойдёшь ради объективной публикации!! И это мне ещё повезло, что в другом сериале о Екатерине - "Великая" (два сезона) до Павла, слава богу, дело вовсе не дошло... А то бы совсем пропал ваш Русскiй РезонёрЪ! Чтобы не запутаться: в типа "нашем" сериале Екатерину играет Марина Александрова. В том, что обошёлся без Павла, - Юлия Снигирь. Второй мне априори более симпатичен - и короче, и смотреть не надо! Ну да делать нечего...

Вот Павел - так Павел! Не то, что эти замухрышки!
Вот Павел - так Павел! Не то, что эти замухрышки!

...Увы! Дольше двух серий второго сезона я не выдержал, за что и каюсь. Но почему-то думается, строго меня никто не осудит. Хотя бы потому, что... Да боже мой, откуда вы такого красавца выкопали? Да и чорт бы с ним, с этим царевичем - с причёской и лицом мажора-миллениала и точно таковыми же манерами и поведением!.. Кто вообще даёт деньги на такие сериалы? И таким режиссёрам? Вот же судьба-злодейка! Из прелестного Буратино вырос такой никудышный кинодеятель! Да что я на него одного-то взъелся, право? Здесь, полагаю, глубже копать надо. Для чего нас вообще кормят этими "скрепными" псевдоисторическими телекашами, имеющими к настоящей Истории отношения столько же, сколько Ольга Бузова к "Вильману" (именно так оно - с двумя высшими, между прочим, образованиями думает его звали... Кого они там вообще выпускают?) Шекспиру (хорошо, что не побуквенно - Схакеспеаре)? Приношу извинения Дмитрию Иосифову за собственную несдержанность, возможно, он славный человек, и ему (может быть) где-то в глубине души омерзительно то, чем он зарабатывает на жизнь, Искренне трактую всех этих годуновых, елизавет, екатерин и кого-там-ещё как заговор против российской культуры! Давайте вдумаемся! На каком этапе развития нашего общества "Россия молодая" или герасимовская дилогия о Петре подменились вдруг этими псевдоисторическими кракен-шоу? Ведь был же относительно недавно - в 2011-м - прекрасный (и недорогой причём) сериал Досталя о противостоянии Алексея Михайловича и Никона? Можем же?!.. Кто решил скармливать нам этот цветастый фаст-фуд? Ответа не будет, и так всё ясно... А потому ни в чём не повинному Павлу (да и самому сериалу) от души по-ноздрёвски запечатляю на румяно-невинном челе смачную безешку в виде "единицы".

Павлы закончились. И слова у меня кончились. "Повезло" ли Павлу Петровичу с кинематографом? Очевидно, что нет. Поверхностно видимая беглым взглядом эксцентричность его фигуры в основном перевоплотилась в гротеск, драма же ушла куда-то в закулисье, да и заблудилась там - в пыли веков и нагромождении исторических заблуждений. Пришло время подвести итоги нашего субъективного павловского квазифестиваля.

10 баллов. "АССА" 1987 год. Дмитрий Долинин

9 баллов. "Суворов". 1940 год. Аполлон Ячницкий

7 баллов. "Шаги императора" 1991 год. Александр Филиппенко

"Бедный, бедный Павел" 2003 год. Виктор Сухоруков

5 баллов. "Поручик Киже" 1934 год. Михаил Яншин

3 балла. "Корабли штурмуют бастионы" 1963 год. Павел Павленко

"Золотой век" 2003 год. Александр Баширов

1 балл. "Екатерина" 2017-2019 гг. Павел Табаков

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие статьи "Краткой имперской киноантологии", а также самые удачные циклы и публикации канала - в кратком иллюстрированном каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее", а также в гиде по историческим циклам "Русскiй Геродотъ"