Про штурманов на флоте особенно байки складать любят. Народ это такой, наособицу, у них карандаши и языки острые, друг перед другом выставляться любят - у кого инструмент старинней. Ну, и вообще, белая кость.
Когда Петр регулярный флот создавал, он эту братию "штюрманами" звал. К белой кости, правда, не относил, потому и в Корабельный устав записал: «Штурмана отродье хамское, до вина и баб охочие, но дело свое зело знают. Посему в кают-компанию пущать и чаркою водки не обносить, не то они и драку учинить горазды».
Сам я этого текста, правда, за подписью Пётра не видел, вполне возможно, его сами штурмана сочинили, у них с юмором всё в порядке, с них станется.
Штурман на подводных лодках существо бледное, чахлое, а на надводных кораблях цветущее и черное. От загара. Они всё время на солнышке.
Когда не в морях - мажоры и хулиганы.После сытного флотского обеда соберутся на лавочке в курилке, похабные анекдоты травят. А однажды у нас в Конюхах от скуки и избытка нерастраченных сил об заклад побились - кто быстрее от пирсов до посёлка на «жигулях» домчит. Причём, задним ходом.
Стартанули не то втроём, не то вчетвером от ПКЗ-32, летят задом наперёд в пыли и копоти. Дежурного по КПП заранее предупредили, чтобы ворота открыл. А дежурного на посту ВАИ на повороте в посёлок не предупредили. Сидитсебе мичман, инспектор, на припёке у вагончика, полосатой палочкой играет. Вдруг видит - через КПП дивизии вырываются «копейки» и «шестерки» и летят в деревню как бешеные. А ближе подлетают - ба, да они задним ходом! Что-то, видать, такое у подводников на пирсах случилось, что улепётывают, даже развернуться не успели!
И дунул в сопку дежурный. От греха подальше. Только через сутки в Помысловке отловили. Пил и местным рассказывал, что ракета взорвалась в Конюхах, топливом всех потравило...
Любимый мой анекдот про штурманов, это когда после кораблекрушения в Индийском океане на необитаемый остров командира и штурмана выбросило. Командир: «Штурман, определись, где хоть тут юг, где север?» Штурман: СС северной стороны пальма должна мором обрасти».
Или вот ещё другой:
- Ты штурман?
- Штурман.
- Объясни, пожалуйста, что это у вас за выражение такое - угол сноса?
- Нет у нас такого выражения. У нас есть выражение: «По червонцу с носа».
Ну, в общем, есть определенное соответствие со старинным петровским определением этого корабельного народа.
И последнее.
В 1979 году отряд кораблей во главе с «Минском» южным путём совершал переход с Балтики и ЧФ на Тихий океан. Поход был со многими закоулками. Сначала зарулили в Средиземное море, встретились там с ПКР «Москва» и ТАКРом «Киев», прошвырнулись туда-сюда, собрали вокруг себя всю НАТОвскую свору. После учений расстались и основная группа пошла вокруг Африки. В Индийском океане тоже порысачила на виду у планеты, от Маврикия до Адена и взяла курс на восток.
В составе походного штаба штурманом шел будущий контр-адмирал и главный штурман ТОФ Попов Владимир Михайлович. В походе испытывалось новейшее навигационное оборудование. Которое невообразимо глючило, выдавая такие навигацкие закидоны, что у штурманов глаза выше бровей лезли.
С прибытием во Владивосток вызванные с предприятия-изготовителя специалисты покопались в комплексах и говорят:
- Как вы, вообще, с ними Владивосток нашли?
- А чего его искать? - говорит Попов. - Он, чай, завсегда здесь стоял...
Он же, говорят, что «штюрманами» Петр навигацких назвал от слова «тюрьма». Это, между прочим, меньшее из зол, если кто-то корабль на скалы сажал.
В общем, с праздником этих ребят! Семь футов под килем!