Советский моряк «загранзаплыва» всегда как-то крутился на загнивающем Западе, что-то менял, но по-малу и осторожно. В «городе-герое Сингапур» на Малайке торгаши хватали наших за руки: Корефана (жарг.- прим.авт.) бронза, баббит – ченч! Спекуляция да, имела место быть, но контрабанда… У нас это была середина 80-х, и кому положено следили за «этим делом» на совесть. Поэтому очень удивил капитан (!) БМП Л.М. Липштейн, который в 60-е годы «контрабасил» золото. За такие дела стенка была обеспечена.
«Почетный работник морского флота» Липштейн Леонид Михайлович - в 1956 году - капитан п/х «Ангарск». Пароход стоял на престижной линии Роттердам – Антверпен - Гамбург – Лондон. Рейс 2 недели, всегда с заходами и «отоваркой». Леонид Михайлович привозил из рейса по 50 болоньевых плащей, которые «уходили» в Ленинграде по 100 рублей за штуку. Капитан один ходил на берег, встречался с кем хотел и без свидетелей. (увольнение на берег за границей только по 3 человека – прим.авт.) Вскоре его потянуло к более существенным вещам.
Наш моряк всегда «отоваривался» в «намоленных» лавках и магазинах. Одна из таких точек в Антверпене - «Frantex». Господин Флис, хозяин этого магазина, был шипчандлером. Флис с Липштейном поняли друг друга сразу. Флис готов продавать - Липштейн готов покупать. Но что? У некоторых граждан СССР имелись огромные суммы в рублях и им хотелось куда-то надежно, без лишних вопросов эти деньги вложить. Легально это сделать было невозможно. Эти граждане скупали изделия из золота, которые стоили при покупке дорого, а при продаже шли по цене «лома». Гораздо выгоднее было купить слиток.
Схема заработала. В Антверпене Флис передавал капитану золотые слитки весом от 250 грамм до 1кг с клеймом Лондонского банка. За рейс Липштейн привозил до 2 кг золота, купленного по 7 500 руб за кило. В Ленинграде слитки уходили по 15 000, и желающих их заполучить было много. Долго эта схема работать не могла: в экипаже конечно были «глаза и уши» правоохранительных органов. Удивляет, как этого не понимал Липштейн.
03.07.1968 после очередного рейса на борт «Ангарска» поднялись «таможенники» и быстро обнаружили 3 тайника: в шлюпбалке – 2 слитка золота по 1 кг каждый, в каюте – плащи, на мостике - тайник с драгоценностями. Кроме того, на глазах у следователей из под кокарды капитанской фуражки Липштейна выпал спрятанный там крупный бриллиант.
Все участники «Липштейн и Ко» были арестованы. Всего Липштейном было привезено в СССР около 10 кг золота, не считая другого товара. В «грязные руки Флиса» ушли 100 тысяч советских рублей. Не дожидаясь суда, партком БМП 14 августа 1968 года освободил «высокомерного делягу и разложенца» Л.М. Липштейна от должности капитана и исключил из рядов КПСС. Министерство морского флота СССР лишило его диплома КДП и знака «Почетный работник морского флота». Защищал Липштейна самый «крутой» ленинградский адвокат по уголовным делам Семен Хейфец, и за «расстрельную» статью Липштейн получил 15 лет тюрьмы.
Источники: Яндекс, МПТ