Найти в Дзене
"Млечный Путь"

Капитанский «контрабас»

Советский моряк «загранзаплыва» всегда как-то крутился на загнивающем Западе, что-то менял, но по-малу и осторожно. В «городе-герое Сингапур» на Малайке торгаши хватали наших за руки: Корефана (жарг.- прим.авт.) бронза, баббит – ченч! Спекуляция да, имела место быть, но контрабанда… У нас это была середина 80-х, и кому положено следили за «этим делом» на совесть. Поэтому очень удивил капитан (!) БМП Л.М. Липштейн, который в 60-е годы «контрабасил» золото. За такие дела стенка была обеспечена.

Липштейн Л.М. фото ОК БМП. Фото из сети
Липштейн Л.М. фото ОК БМП. Фото из сети

«Почетный работник морского флота» Липштейн Леонид Михайлович - в 1956 году - капитан п/х «Ангарск». Пароход стоял на престижной линии Роттердам – Антверпен - Гамбург – Лондон. Рейс 2 недели, всегда с заходами и «отоваркой». Леонид Михайлович привозил из рейса по 50 болоньевых плащей, которые «уходили» в Ленинграде по 100 рублей за штуку. Капитан один ходил на берег, встречался с кем хотел и без свидетелей. (увольнение на берег за границей только по 3 человека – прим.авт.) Вскоре его потянуло к более существенным вещам.

Ленинград. Пара в болоньевых плащах. Фото из сети
Ленинград. Пара в болоньевых плащах. Фото из сети

Наш моряк всегда «отоваривался» в «намоленных» лавках и магазинах. Одна из таких точек в Антверпене - «Frantex». Господин Флис, хозяин этого магазина, был шипчандлером. Флис с Липштейном поняли друг друга сразу. Флис готов продавать - Липштейн готов покупать. Но что? У некоторых граждан СССР имелись огромные суммы в рублях и им хотелось куда-то надежно, без лишних вопросов эти деньги вложить. Легально это сделать было невозможно. Эти граждане скупали изделия из золота, которые стоили при покупке дорого, а при продаже шли по цене «лома». Гораздо выгоднее было купить слиток.

Антверпен, 60-е годы. Фото из сети
Антверпен, 60-е годы. Фото из сети

Схема заработала. В Антверпене Флис передавал капитану золотые слитки весом от 250 грамм до 1кг с клеймом Лондонского банка. За рейс Липштейн привозил до 2 кг золота, купленного по 7 500 руб за кило. В Ленинграде слитки уходили по 15 000, и желающих их заполучить было много. Долго эта схема работать не могла: в экипаже конечно были «глаза и уши» правоохранительных органов. Удивляет, как этого не понимал Липштейн.

03.07.1968 после очередного рейса на борт «Ангарска» поднялись «таможенники» и быстро обнаружили 3 тайника: в шлюпбалке – 2 слитка золота по 1 кг каждый, в каюте – плащи, на мостике - тайник с драгоценностями. Кроме того, на глазах у следователей из под кокарды капитанской фуражки Липштейна выпал спрятанный там крупный бриллиант.

 П/х Ангарск БМП, проект 233 Коломна,  VEB Schiffswerft Neptun,  г/п1956 , Экипаж: 36 чел. Фото из сети
П/х Ангарск БМП, проект 233 Коломна, VEB Schiffswerft Neptun, г/п1956 , Экипаж: 36 чел. Фото из сети

Все участники «Липштейн и Ко» были арестованы. Всего Липштейном было привезено в СССР около 10 кг золота, не считая другого товара. В «грязные руки Флиса» ушли 100 тысяч советских рублей. Не дожидаясь суда, партком БМП 14 августа 1968 года освободил «высокомерного делягу и разложенца» Л.М. Липштейна от должности капитана и исключил из рядов КПСС. Министерство морского флота СССР лишило его диплома КДП и знака «Почетный работник морского флота». Защищал Липштейна самый «крутой» ленинградский адвокат по уголовным делам Семен Хейфец, и за «расстрельную» статью Липштейн получил 15 лет тюрьмы.

Источники: Яндекс, МПТ