Всем привет, с вами Рысь и новая рецензия на одну из ожидаемых фэнтези-новинок этого года. "Песнь сорокопута" уже доступна для заказа в крупных интернет-магазинах, а мне, получившей возможность прочитать книгу еще до официального старта продаж, уже не терпится рассказать о ней всему миру!
Осторожно! Много букв!
Считаю, что хорошая рецензия должна лишь помогать читателю утвердиться в решении читать (или не читать) произведение, потому постараюсь избежать сюжетных спойлеров, выделив лишь некоторые структурные моменты, знание которых не испортит вам удовольствие от развития событий.
Писать о подростках - сложно. Сложнее, чем о взрослых, ведь нужно соблюсти ту тонкую грань, когда буйство гормонов, мыслей и чувств, приправленных нигилизмом, бунтарским духом и навязываемыми обществом стереотипами еще не переходит в абсурд и откровенный китч. Еще сложнее писать о подростках, ориентация которых отличается от стандартов мира, в котором они живут, и при этом не впадать в, да простят меня читатели, соплежуйство и смакование постельных сцен.
Автор со всеми “сложно” справился и сделал это весьма изящно.
Отдельно хочется отметить очень красивое использование в работе внутренней переменной фокализации, которая раскрывает не только внутренний мир персонажей, то, что ими движет и какие цели они преследуют, но и окружающий мир куда удачнее, чем некоторые делают это через нулевую ф.
Еще один пункт, который я для себя выделила, это богатство и живость языка. Персонажи говорят и думают по-настоящему, без рафинированных, вылизанных фраз, не выдавливают из себя натужно юмор “просто потому, что надо”, а шутят и иронизируют тогда, когда это совпадает с местом их личным ощущением.
Особенное удовольствие доставляет обилие отсылок на разнообразные литературные произведения, от древнегреческих поэм до русской классики и современных философских трудов.
Читать “Песнь сорокопута” для меня было так же приятно, как дегустировать новый сорт крафтового пива в уже проверенной пивоварне — новая, необычная и непривычная гамма вкусов, удивляющая своей свежестью, и без какого-либо подвоха в процессе.
“Песнь сорокопута” — не просто роман, а изысканный сплав двух, казалось бы, тяжело сочетающихся вещей — художественного романтизма и идей эпохи Просвещения. Более детально я упомяну этот момент, когда коснусь сюжета, а пока…
►Кому бы я рекомендовала читать эту работу?
Тем, кто любит играть в детектива, искать второе дно в поступках и словах персонажей. Тем, кто с головой готов окунуться в фальшивый блеск высшего общества и его темное закулисье. Тем, кого интересует становление и развитие героев больше, чем постельные сцены с их участием. Тем, кто готов принимать героев книги такими, какие они есть, видеть их в себе и, может быть, даже ненавидеть иногда их за это. И, конечно, не взирая на то, что работа, в первую очередь, про подростков, это не делает ее для подростков. Может быть даже наоборот — не для подростков, потому как для осмысления всего происходящего иногда требуется умение отрешаться от переживаний персонажей и анализировать происходящее холодной головой (тут я вспомнила себя, молодую и скорую на выводы).
С героев, пожалуй, и начну.
►О главных героях.
Господин Готье, как его именует служанка в самом первом предложении, является, во-первых, одним из основных фокализаторов, с помощью которых мы познаем мир, описанный автором. Во-вторых, он — тот самый персонаж, который являет собой смесь романтизма и просвещения, о которых я говорила выше. Молодой аристократ из известной, благополучной (но не без скелетов в шкафу) семьи, будущее которого в большей степени предопределено, несет в себе не только человечность, интеллигентность и образованность (что уже весьма неплохой набор качеств), но и, готовность рушить (или, как в начале, хотя бы ставить под сомнение) установленные порядки. Через легкие, невесомые зарисовки о его прошлом и настоящем, мы узнаем о том, кем на самом деле чувствует себя Готье в своей семье, и как семья относится к нему. Не сказать, что тут есть какое-то откровение, ведь отношение к сыновьям аристократов во все времена было одинаковым, но именно этим и подкупают такие описания — глянцевая, красивая картинка аристократического семейства подернута пылью отчужденности и подпорчена плесенью обязательств, которые возлагаются на детей с момента их рождения. Особенно ярко это показывается воспоминаниях Готье о отношении отца к нему и Гедеону (старшему брату) против его поведения с Габи (младшей сестрой). Возвращаясь к образу Готье, возможно, тут я не буду оригинальна, но первая ассоциация возникла с еще более молодой, чем в оригинальном произведении, версией Владимира Ленского — тот же образчик дворянской интеллигенции, та же вера в высокую дружбу (что не раз подвергнется очень тяжелым испытаниям), то же романтическое, идеализирующее восприятие своего любовного интереса.
Скэриэл Лоу.
В первых главах он выступает, как некий антипод и, одновременно, пример для подражания и отдушина для Готье. Кажется, что он достаточно типичен, тот самый друг главного героя, который создан, чтобы юморить и создавать неприятности, а потом в один момент героически пожертвовать собой (обязательно с максимально пафосной фразой). Однако чем дальше движешься по сюжету, тем больше замечаешь, как первое впечатление беспечного, любопытного, общительного и изворотливого (хочешь жить - умей играть) полукровки заменяется на образ умного, холодного, артистичного, расчетливого, жёсткого и жестокого человека, который готов буквально по голова идти к своей цели. На мой взгляд именно артистичность Лоу стала для него проблемой, что портила ему самому все планы — как актер, он примерил на себя маску самого близкого человека для Готье, и эта маска, в итоге, к нему приросла. Данный персонаж, являясь еще одним фокализатором, показывает окружающий мир с той самой изнанки, когда дружба это лишь повод для достижения целей, когда любовь — средство для манипуляций, а цель всегда оправдывает средства. Лоу — персонаж “просвещения”, рационалист и сторонник свободомыслия, яркий пример воплощения идей Джона Локка (и, наверняка, его сторонник). Впрочем, Скэриэл не однобок и не взирая на то, что я сейчас перечислила, он доставит массу интересных моментов читателю, и еще не раз заставит задуматься о том, что же на самом деле благо для самого человека, и где та грань, которую каждый боится перейти для достижения своей цели, не признаваясь в этом даже самому себе.
►О героях второстепенных
Во первых, их много. Во вторых, некоторые из них так же используются, как призма, обозначающая другую, третью точку зрения на все происходящее. В третьих - они проработаны до мелочей, и настолько целостны в своем образе, что я просто не нашла, к чему придраться. От слуг, что появляются на какие-то мгновения (а на самом деле многие из них играют очень важную роль в сюжете), до помощников Лоу. Вся семья Готье в какой-то момент заиграет перед вами вдруг новыми красками и совершенно в другом свете, ну, исключая разве что малышку Габриэллу — ей просто по возрасту не положено еще участвовать во взрослых играх. К слову, раз уж я упомянула младшую Хитклиф, то не могу не упомянуть, насколько живой и непосредственной она вышла в данной работе. Она ведет себя на свой возраст, и при этом не выглядит абсолютно капризной, избалованной или глупой, как кажется на первый взгляд. Стоит только продвинуться по сюжету чуть дальше, как понимаешь, что за первым занавесом из детской непосредственности скрывается вполне качественный фундамент для яркой, интересной личности. Да и некоторые моменты в ее поведении намекают на то, что Габи достаточно умна для своего возраста и в придачу - отлично умеет наблюдать за людьми. Не хочу обойти вниманием так же и брата Готье, Гедеона — его “вскрытие”, как персонажа, происходит не постепенно для читателя (ведь мы видим его только со стороны Готье и никаких всезнающих авторов над нашим мнением не довлеет), и от того особенно ярко. С хрустом складываются определенные элементы мозаики каждый раз, когда он выходит на сцену. Его действия логичны и последовательны (правда понимаешь это ближе к второй части книги), его реакция - закономерный ответ на все, что произошло (и происходит) с ним, его семьей и миром, в котором он живет. На удивление именно о Гедеоне (а не о главе семейства) складывается впечатление, что это — зрелая, сформировавшаяся личность с такой толщины стержнем внутри, что можно сломать не одну болгарку, в попытке его перепилить.
►О сюжете
Чтобы не проспойлерить самый главный сюжетный поворот, мне придется многое опустить, однако и без этого есть что сказать. Идея произведения действительно не нова. Сколько уже было работ о том, как кто-то из “низов” пытается переломить существующий порядок, как находит себе друга в высшей прослойке общества, как они вместе пытаются бороться (или не совсем вместе, или кто-то даже не совсем осознает, что пытается?) с устоями и стереотипами, что главенствуют над обществом. Однако все мы знаем, что идея это только малая часть произведения, а вот ее реализация решит все. И в “Песнь сорокопута” реализация на достойном уровне. Все главные сюжетные повороты, все внезапно вскрывающиеся секреты и появляющиеся вместе с этим проблемы находятся настолько на своем месте и описаны так аккуратно, что ты ни за что не догадаешься, не сможешь просчитать, к чему это все ведет. Эта история не о любви между подростками.Этот сюжет про борьбу. С самим собой, со своими страхами, с окружающим обществом, с жестокостью и узколобостью окружающих. Причем не про прямолинейную борьбу, с пеной у рта, гневным “рррряяя” и прыжками на баррикаду, а про то, как сохранить (или обрести) себя и, при этом, выжить. Так что сюжет — безоговорочно сильная сторона этой работы.
►Касаясь языка и стилистики могу только похвалить автора - присутствует свой стиль, хоть и не скажу, что неповторимый, но это практически непосильная задача в нынешнем мире — писать так, чтобы кардинально отличаться от всех авторов, писавших и пишущих ныне.
►Подводя итог.
"Песнь сорокопута" — книга не для всех, но те, кто ее прочитают ее до конца, определенно получат удовольствие.
Отдельная благодарность автору за когда-то предоставленную возможность прочитать эту прекрасную работу еще в то время, когда она была только в процессе написания. Я бесконечно рада, что эта работа будет издана Эксмо и желаю успеха данному произведению!