Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Иччи» укрепляет бренд якутского фильма ужасов

Оглавление

На волне хайпа вокруг якутского хоррора есть некоторое качественное развитие этих ужастиков. «Иччи» сделал еще один шаг к федеральному театральному уровню и даже получил прокат. Но пока это шаг в несколько затуманенном сознании, почти как у героев фильма.

Якутское мрачный жанр выходит на общероссийскую аудиторию. Недавно мы посмотрели пару классных работ на стыке хоррора и суровой соцдрамы: победившее на Кинотавре «Пугало» и выживальческий «Черный снег». А теперь – «Иччи», это уже совсем чистый хоррор.

В безлюдной глуши живут мать, отец и сын Айсен. Из города приезжает старший сын Тимир с женой Лизой (ух-ты, специально приглашенная звезда – Марина Васильева!) и маленьким сыном. Повод для визита невеселый, сразу возникают конфликты, к которым к ночи подключается нечисть, связанная с событиями 19 века.

Отмечу, что Марину Васильеву после этого кино нужно включить в мои подборки про российских актрис, неравнодушных к хоррору (вот они, кстати: часть 1; часть 2). Ранее она играла протагонистку в «Побочном эффекте» (2020) и воскресшую сестру в сериале «Топи».

Марина Васильева. Кадр из фильма «Иччи».
Марина Васильева. Кадр из фильма «Иччи».

И еще одно необязательное наблюдение. Кроме того, что режиссер неплохо смешивает мотивы разных хорроров, радует легкая перекличка с книгой «Порою нестерпимо хочется…» Кена Кизи, которая недавно уже повлияла на фильм «Глубокие реки» (2018). А теперь – ближе к делу.

Немного покритикуем

Глупое начало: трактор отца семейства застрял плугом в пне, непонятно торчащем посреди участка. Реально фермер давно бы знал про пень и убрал бы его, вариант же мистического появления пня не отыгран. Сиди и думай, что хотел автор. Между тем пень важен, у него роль почти как у колодца в «Звонке». Стоило работать аккуратнее.

Чаще всего такие фильмы идут на якутском, это лайфхак, позволяющий прятать огрехи. Но здесь местами звучит русская речь, и слышно, что один актер точно слабоват. Также проблемы с монтажом: некоторые склейки создают тревогу скорее не за судьбу героев, а за логику авторов.

Сначала убираешь пни, а потом распахиваешь землю. Тогда никакой мистики не будет. 
Кадр из фильма «Иччи».
Сначала убираешь пни, а потом распахиваешь землю. Тогда никакой мистики не будет. Кадр из фильма «Иччи».

Мистическое, пожалуй, слишком разнообразно. Тут есть добрый и злой иччи (дух), страдалица-мстительница, недосказанная интрига вокруг ребенка, странные белые волк и конь в лесу, непонятный функционал героини Васильевой (на специально приглашенную жертву не похожа, но в хоррор-кульминации кажется, что у нечисти на нее был план).

Понятно, что тут некое психоделическое действо, как бы бредовый сон, но и в таких предлагаемых обстоятельствах должны быть законы. Вот почему, например, не имевшая отношения к воде антагонистка преследует героя на глубине, да еще с таким пафосом?

Будет и элемент соцдрамы. Для якутского хоррора это стандарт. Кадр из фильма «Иччи».
Будет и элемент соцдрамы. Для якутского хоррора это стандарт. Кадр из фильма «Иччи».

Еще есть финальный твист, оспаривающий половину показанного. Плюс стреляющее после развязки «ружье» в виде деревянного всадника на лошади, весь фильм бесцельно простоявшего стоящего на подоконнике...

Густой брусничный сироп

Будь это фолк-хоррор среди карельских берез, критика была бы жестче, оценки ниже. Ужастикам из Якутии пока везет: бренд допускает бэшность, и сам «Сахафильм» воспринимается как инди-студия. Имеющиеся минусы сильно во вред не идут. Зато так же очевидные достоинства говорят, что это один из лучших якутских хорроров. И в список достойных общероссийских ужастиков он, пожалуй, входит.

Интересные напряженные композиции. Кадр из фильма «Иччи».
Интересные напряженные композиции. Кадр из фильма «Иччи».

С бытописанием режиссер Костас Марсаан не затягивает, уже на восьмой минуте, в первой сцене сбора семьи, из чайника льется мрачная муть. Далее подвозят другие чудеса. Примерно с сороковой минуты врубается режим сурового трипа, который в последние 20 минут, пожалуй, рекордно жесткий и плотный для якутского хоррора.

Ближе к концу автор хитрит, усиливая драйв смешением основного действия с флешбеками из времен, когда здесь произошли события, связанные с притеснением одного из жителей поселения. События, скажем так, характерные для многих японских ужастиков.

Якутский хоррор, вновь потрясая длинными патлами Самары из «Звонка», равняется на кино Японии, как группа «Ария» косила под Iron Maiden. Но не только. В чем-то ощущается «Реинкарнация» (2018), это уже не Япония.

Красивая игра с глубиной резкости. Кадр из фильма «Иччи».
Красивая игра с глубиной резкости. Кадр из фильма «Иччи».

К финалу брусничный сироп выходит густым, фильм уже не столь лаконичный, как большая часть недорогого якутского хоррора. Тут есть достаточно эффектные твисты, пара достойных джампскейров, неплохие психоделические ходы, запутывающие и героев, и зрителя.

Местами видно старание гримеров. И очень часто можно оценить находки оператора, эффектную работу с коротким фокусом, маленькой глубиной резкости и напряженной композицией.

Кому-то это покажется реально одурманивающим и жутковатым. И хорошо, что всего много, якутский хоррор становится жирнее, плотнее по действию, дороже, в конце концов. В общем, кино заслуживает уважение.

Иччи часто заключен в какую-то вещь. Кадр из фильма «Иччи».
Иччи часто заключен в какую-то вещь. Кадр из фильма «Иччи».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Якутские фильмы ужасов — дешево, но сердито (часть 2)
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 15)
Самые крутые комедийные хорроры за последние два года (часть 2)
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 6)