Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 3)

Оглавление
Вспомнить искусство post-mortem фото — отличная находка. Кадр из к/ф «Невеста».
Вспомнить искусство post-mortem фото — отличная находка. Кадр из к/ф «Невеста».

Продолжаю подборку хороших российских фильмов ужасов. На этот раз упомяну всего две картины. Но зато какие! Это не просто хорроры, а реально вклад в культуру. Один ужастик эффектно вытаскивает в кино 21 века русскую литературную готику. Другой заставляет нас вспомнить о советской фольклорной традиции.

«Невеста» – новая классика русской готики

Картина Святослава Подгаевского («Владение 18», «Пиковая дама: Черный обряд») «Невеста» 2017 года стала серьезным прорывом для российского хоррора по технической и творческой составляющим и по успешности проката, особенно со статусом хита в ряде стран Латинской Америки и планов американцев снять ремейк.

Виктория Агалакова также снялась в «Русалке» и «Эпидемии». Кадр из к/ф «Невеста».
Виктория Агалакова также снялась в «Русалке» и «Эпидемии». Кадр из к/ф «Невеста».

В основном фильм эксплуатирует схему «Плетеного человека», неоднократно применявшуюся в кино, в т.ч. в недавнем фильме «Прочь». Молодой человек привозит невесту Настю (Виктория Агалакова) в старинную усадьбу, где живет его неадекватная семья. Довольно быстро оказывается, что девушка здесь нужна для переселения в ее тела души помещицы из 19 века.

Отдельная удача — воспоминания о популярном в XIX веке ремесле post-mortem фотографии (последние семейные портреты с умершим родственником, у которого поверх опущенных век нарисованы глаза). Этот момент во многом обеспечил фильму популярность в Южной Америке, где силен культ мертвых.

Кадр из к/ф «Невеста».
Кадр из к/ф «Невеста».

Несмотря на наличие известных референсов (один из них «Ключ от всех дверей»), Подгаевский снял достаточно самобытное российское кино, продолжающее традиции литературной «русской готики» Алексея Толстого и Гоголя. Режиссер нашел почву для вдохновения в истории крепостничества, приготовив для нас несколько флешбеков.

«Невеста» громко, хоть и уже после первой части «Пиковой Дамы», обозначила новый тренд — выход на экраны русской готики. Позже эту тему эффектно поддержали сразу три фильма «Гоголь», еще одна «Пиковая дама», «Гости» и «Русалка».

Игорь Хрипунов — российская звезда хоррора.  Кадр из к/ф «Невеста».
Игорь Хрипунов — российская звезда хоррора. Кадр из к/ф «Невеста».

Это важное и ценное для отечественного кино явление, которое может касаться не только хоррора, но и мистических драм. Были в череде готичных фильмов и странности, вроде неудачных «Вурдалаков» или «Дамы пик» Павла Лунгина.

«С.С.Д.» — возвращение в советский пионерлагерь

Фильм с аббревиатурой в названии, которая расшифровывается в трех вариантах. Например, «Страшилки советского детства». Мне он нравится больше, чем самая популярная грубоватая версия.

Кадр из к/ф «С.С.Д.».
Кадр из к/ф «С.С.Д.».

Многие бывшие советские дети еще с конца 80-х думали, что неплохо бы экранизировать пионерлагерные страшилки про гроб на колесиках, белую простыню, автобус с черными шторками, красные перчатки и прочие подобные байки. В 2008 году фильм «С.С.Д.» ответил на этот запрос. Ответ получился постмодернистским, но хотя бы так.

По сюжету в 2008 году в заброшенный лагерь приезжает десяток парней и девушек для участия в реалити-шоу. Тут же решается проблема сотовой связи (мобилы просто забирают). Далее действиями игроков командует «Голос» из некой радиорубки, который сообщает, что по новым правилам участники шоу будут выполнять квесты не за 1 миллион рублей, а за право выжить.

Анфиса Чехова отлично сыграла и выдала сильный спич. Кадр из к/ф «С.С.Д.».
Анфиса Чехова отлично сыграла и выдала сильный спич. Кадр из к/ф «С.С.Д.».

И начинается вполне бодрый слешер, порой перебивающийся кадрами расследования происшествия в этом лагере. Ведущая шоу тоже оказывается вынуждена играть со всеми. В этой роли отлично выступила Анфиса Чехова. Из крутых эпизодов — ее саркастический спич в адрес молодежи, ищущей дешевой славы и денег в телешоу.

«С.С.Д.» очень удался, это высокий уровень французского или канадского молодежного слешера. При большом проценте постсоветской самобытности. «Голос» будет устраивать задачки по сюжетам лагерных страшилок, убийца будет в маске из истории про водителя автобуса с головой лошади.

Злодей в маске в честь популярной страшилки. Кадр из к/ф «С.С.Д.».
Злодей в маске в честь популярной страшилки. Кадр из к/ф «С.С.Д.».

Да, еще на экспозиции нам покажут кусочек СССР, слешер-сцену в лагере 1984 года (кстати, в AHS ностальгический слешер-сезон даже называется «1984»). Да еще и с отсылкой к реально существовавшему Одинцовскому потрошителю. Классный слешер и ностальгия по 80-м. Что еще нужно?