Написал статью про наши ударные БПЛА, и задумался - а что за двигатели стоят на них? Так как именно двигатели являются главной проблемой для наших БПЛА! И. кстати, не только для наших - многие широко разрекламированные мировые БПЛА оказываются пустышкой без чужих двигателей.
1. двигатель мощностью 3-5 л.с.
Самым популярным и многочисленным БПЛА, которые уже можно причислять к ударным, является "Орлан-10". На нём массово ставили 4-тактный двигатель FG-40 производства Saito Seisakusho мощностью 3,9 л.с. Но, на ряде машин ставили иные двигатели - их спектр широк, и многие в гражданском секторе и не подвержены никаким санкциям. По сути, это - двигатель для авиамодели, который несложно приобрести. Однако, и здесь надо стремиться к унифицированности и независимости от Запада. Думаю, что есть немало в доступе и более крупных модельных авиадвигателей.
2. АПД-50, 2015 г.
На "Корсаре" стоит поршневой авиадвигатель АПД-50 мощностью 50 л.с. инженерного центра "Итлан". Он создан на базе Zanzottera 498Hs. С его выпуском не всё просто.
3. АПД-115Т
Инженерный центр "Итлан" в Рыбинске подключился к теме в 2013 г., и построил 17 двигателей. Их создали взамен использовавшемуся на "Орионе" изначально австрийскому Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л. с.) с турбокомпрессором для повышения высотности.
У "Байрактра", кстати, двигатель Rotax 912 от канадской компании "Bombardier Recreational Products" - неродной. Не так сложно сделать БПЛА, куда сложнее оснастить его двигателем. У турок, кстати, были проблемы с этой компанией. отказавшей им в них за помощь Азербайджану, который применил БПЛА против Армении. Т.е., санкционные проблемы с авиадвигателями для БПЛА - не у одной России.
Они очень рассчитывали для своего нового БПЛА на украинский двигатель АИ-450Т, разработанный «Запорожским машиностроительным конструкторским бюро „Прогресс“ имени академика А. Г. Ивченко» в 1988 г. (на это старьё огромный спрос!), но теперь завод "Мотор Сич" не сможет их обеспечить желанным двигателем.
4. АПД-85, 2020 г.
У оригинального израильского БПЛА Searcher MkII - австралийский двигатель Jabiru 2200, переделанный из карбюраторного в инжекторный.
В 2020 г. компания «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) из Екатеринбурга создала поршневые двигатели АПД-85 и АПД-80 для БПЛА «Форпост-Р». АПД-85 мощностью до 85 л.с. - комбинация цилиндропоршневой группы от Jabiru и системы управления российской разработки.
На 2-м этапе АПД-85 заменит новый двигатель АПД-80, который создаётся специалистами УЗГА в инициативном порядке полностью из отечественных компонентов. АПД-80 - 4-хцилиндровый оппозитный двигатель мощностью 80 л.с.
Его ТТХ.
5. ВК-800В, 2021 г.
Изначально на БПЛА "Альтиус" планировали оказавшиеся проблемными дизели RED A03. КБ им. Климова создало для БПЛА турбовальный двигатель ВК-800В в т.ч. и для БПЛА "Альтиус".
6. АПД-110/120. 2021 г.
АПД-110/120 поставляет компания "Агат". Его ставят на "Иноходец-РУ" или "Сириус".
7. Полностью алюминиевый двигатель Модуль-Д
Но, знаете, что сейчас происходит? Маховик создания небольших эффективных поршневых двигателей разгоняется - и потом нас будет уже не остановить! Это - как раз несложный и доступный сегмент для наших КБ. Например, в Сибири разрабатывают АПД-200 - точнее, Модуль-Д полностью из алюминия - дешёвый и лёгкий.
8. АПД-200
Есть у них конкурент - с конца 2019 г. АО «УЗГА» совместно с ЦИАМ проводит ОКР в интересах Минпромторга РФ по созданию АПД мощностью 200 л.с. (шифр «АПД-200»).
9. АПД-500
Стал уже почти реальностью тяжёлый 8-мицилиндровый редукторный бензиновый V-образный АПД-500 от ЦИАМ. Вполне себе конкурент для установки на "Альтиус".
Его ТТХ.
10. РПД-100Т
Интереснейшей разработкой стал роторно-поршневой РПД-100Т (с турбонаддувом) от ЦИАМ.
Его ТТХ.
11. РПД-150Т
Они же сделали РПД-150Т.
Его ТТХ.
Пуста пока ниша двигателей от 5 до 50 л.с., а ведь именно в этом классе можно сделать немало надёжных и дешёвых лёгких ударных БПЛА, которые могут изменить всю тактику и стратегию современных сражений.
Подведём итоги: самое сложное для создания комплекса российских БПЛА - оснастить их качественными отечественными двигателями. Казалось бы - странно, в нашей стране создали множество отличных поршневых двигателей. и ушли от них в отличные реактивные. А ситуация с БПЛА, которые должны подолгу находиться в воздухе, вернула нас обратно. А мы уже порастеряли былую сноровку. Пора восстанавливать. И восстанавливают. Не так быстро, как хотелось бы. Для некоторых типов БПЛА двигатели уже разработаны, обкатаны и запущены в серийное производство. А некоторые - скоро справимся с проблемами, и тогда Россия станет страной-производителем отличных БПЛА!
Бонус для дочитавших: пока мы читаем этот материал, в России инженеры изобретают всё новые варианты простейших поршневых двигателей. без которых, как оказалось. в XXI в. вести войны просто невозможно!
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин