Найти в Дзене

Вышний Волочёк. Часть 1. Ключевой пункт первого Волго-Балтийского пути

О Вышневолоцкой водной системе, соединившей Петербург с Волгой, я уже рассказывал. В этой статье пойдёт речь о сохранившихся в Вышнем Волочке гидротехнических сооружениях и памятниках.

До появления железных дорог главными транспортными артериями были реки, озёра и, позже, каналы. Главные русские города Москва, Владимир, Нижний Новгород, Ярославль, Тверь не случайно стоят на Волге и её притоках Оке, Москве, Клязьме. После начала Северной войны за обладание берегами Балтики (1700 год) и основания Петербурга (1703) остро встал вопрос о водном пути с берегов Волги на берега Балтийского моря.

Путь с Волги в Великий Новгород был хорошо известен с древних времён. Суда от Твери поднимались по притоку Волги речке Тверце. В верховьях Тверцы суда вытаскивали на берег и волоком тащили около трёх километров через водораздел Каспийского и Балтийского водных бассейнов в реку Цну, которая впадает в озеро Мстино. Из Мстино вытекает река Мста, впадающая в озеро Ильмень. В Ильмене берёт начало река Волхов, на которой стоит Великий Новгород. Волхов впадает в Ладожское озеро. Из Ладоги вытекает Нева, на которой стоит Петербург.

Близ волока между Тверцой и Цной стоит Вышний Волочёк. Само название города произошло от слова «волок». Вероятно, город возник как поселение людей, обслуживавших волок. Однако в начале XVIII века потребовалось доставлять на Балтику огромное количество вооружения и снаряжения для армии и флота, продовольствия для жителей новой столицы, товаров для экспорта в Европу. Поэтому волок необходимо было как можно скорее заменить каналом.

Уже осенью 1701 года царь Пётр распорядился нанять в Голландии специалистов по строительству каналов и шлюзов, и возложил руководство работами на князя Матвея Петровича Гагарина. Летом 1702 года голландцы прибыли в Вышний Волочёк и приступили к изысканиям. К концу 1702 года проект был готов, а уже весной 1703 года началось строительство канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзов. В книге вышневолоцкого краеведа Дениса Ивлева «Европейский проект Петра Первого: Вышневолоцкая водная система» (Вышний Волочёк, 2022) подробно, с привлечением найденных в архивах документов того времени, рассказывается об этом строительстве.

Царь торопил строителей и уже к лету 1706 года основные сооружения были построены, и началось движение судов с грузами для Петербурга.

План Вышнего Волочка. Цифрами обозначены: 1 - Богоявленский собор, 2 - Казанский монастырь
План Вышнего Волочка. Цифрами обозначены: 1 - Богоявленский собор, 2 - Казанский монастырь

Был вырыт канал длиной 2800 метров и шириной 15 метров, и построены, по крайней мере, два шлюза. Канал сначала называли Гагаринским по имени руководителя работ, сейчас он называется Тверецким.

Тверецкий канал
Тверецкий канал
Выход из Тверецкого канала в Цну
Выход из Тверецкого канала в Цну
Памятный камень в честь постройки канала. На заднем плане река Цна и Богоявленский собор
Памятный камень в честь постройки канала. На заднем плане река Цна и Богоявленский собор

Канал наполнялся водой более полноводной Цны. Чтобы направить воду в канал, Цну ниже канала перегородили плотиной, в теле которой для прохода судов построили так называемый Белокаменный шлюз. Этот шлюз находился примерно там, где сейчас стоит Верхнецнинская плотина. Её в Волочке называют Бейшлотом, что, на мой взгляд, не очень правильно. Бейшлот – старый гидротехнический термин, означающий плотину с водосливом. Бейшлотами являются многие плотины в Волочке, но название закрепилось только за этой. Слово стало даже именем собственным. Здесь расположена Бейшлотская набережная.

Верхнецнинская плотина (бейшлот)
Верхнецнинская плотина (бейшлот)

Для поддержания необходимого для судоходства уровня воды в канале, он отделялся от Тверцы деревянным шлюзом, на месте которого сейчас стоит Тверецкая плотина. Другое её название «шлюз Мальдон» происходит от фамилии человека, который в середине ХХ века много лет работал смотрителем плотины, и волочане часто говорили: «пойдём купаться (ловить рыбу) к Мальдону». Плотина расположена недалеко от Казанского монастыря, о котором я расскажу в одной из следующих статей. К сожалению, сейчас плотина со всех сторон обнесена забором из колючей проволоки и можно увидеть только обелиск в честь посещения Вышнего Волочка Екатериной II.

Обелиск в честь Екатерины II
Обелиск в честь Екатерины II

К сожалению, о числе шлюзов и точном месте их расположения можно говорить только предположительно. Из построенного голландцами сохранился только Тверецкий канал. Карты тех далёких времён, обнаруженные в архивах и приведённые в книге Ивлева очень неточные, они явно чертились «на глаз». К тому же русло Цны по всей видимости не раз меняло свое положение. Поэтому привязать объекты, показанные на картах начала XVIII века, к современной местности часто практически невозможно.

Спешка, с которой строилась Вышневолоцкая система, была, возможно, действительно необходима. Снабжать воюющую армию и Петербург требовалось как можно быстрее. Но эта спешка отрицательно сказалась на качестве проектирования и строительства. Определённую роль сыграло и отсутствие опыта эксплуатации гидротехнических сооружений.

Уже через несколько лет начались проблемы. Канал заносило илом и мусором, берега осыпались, а главное, для заполнения канала и устойчивого судоходства воды Цны хронически не хватало. Кроме того около 1717 года Цна обошла Белокаменный шлюз, уровень воды окончательно упал и судоходство прекратилось. Обычно принято все ошибки сваливать на голландцев. Но Денис Ивлев несомненно прав, утверждая, что голландцы сделали всё, что можно было сделать в отведённые царём сжатые сроки. Ведь для изучения гидрологического режима рек нескольких осенних месяцев совершенно недостаточно.

В этот трудный для Вышневолоцкой системы момент на сцене появился Михаил Иванович Сердюков, новгородский купец, несмотря на русское имя, монгол по происхождению.

Бюст Сердюкова в Краеведческом музее Вышнего Волочка. Скульптор Ю.В.Злотя
Бюст Сердюкова в Краеведческом музее Вышнего Волочка. Скульптор Ю.В.Злотя

Не имея никакого образования, талантливый самоучка смог предложить эффективный способ восстановления водного пути. Сердюков предложил с помощью плотин перенаправить реку Шлину, впадавшую в Цну ниже шлюзов, с тем чтобы она вливалась в Цну выше шлюзов и несла свою воду в канал. Самый неудобный для судоходства участок Цны Сердюков предложил спрямить новым каналом, который также запереть плотиной со шлюзом (теперь Цнинская плотина). Этот канал поначалу называли Сердюковским, а теперь называют Цнинским.

Цнинский канал
Цнинский канал
Река Цна в центре Вышнего Волочка
Река Цна в центре Вышнего Волочка

Сердюков также предложил перегородить плотиной Цну выше шлюзов и создать водохранилище (ныне Вышневолоцкое водохранилище), где весной накапливать воду, а затем постепенно выпускать её в систему. Главная же идея Сердюкова состояла в том, чтобы выпускать накопленную воду периодически, только во время прохода караванов.

В 1719 году Сердюков предложил свой проект переустройства Вышневолоцкой системы царю. На привокзальной площади Вышнего Волочка установлен памятник Петру I и Сердюкову. Скульптор Юрий Викторович Злотя изобразил эпизод, в котором Сердюков показывает Петру план строительства.

-10

Разумеется, купец не забыл и о своих интересах. Он просил передать ему Вышневолоцкие гидротехнические сооружения в управление на 50 лет, с правом взимать сбор с проходящих судов, с монопольным правом использовать прибрежную полосу, строить там мельницы и открывать кабаки. За это Сердюков обязался восстановить и поддерживать работоспособность Вышневолоцкой системы, а казна обязалась бесплатно снабжать его лесом для строительства. Пётр, умевший подбирать себе помощников, разглядел в Сердюкове способного и деятельного человека. Царь согласился на его условия, а Сердюков умело организовал работы. В результате уже в 1722 году судоходство было восстановлено. Кроме перечисленного выше, Сердюков построил небольшой Обводный канал, который использовался для погрузки и разгрузки судов. Позже на возникшем островке был возведён Богоявленский собор, о котором я расскажу в отдельной статье.

Пешеходный мостик через Обводный канал. На заднем плане улица Ванчакова Линия
Пешеходный мостик через Обводный канал. На заднем плане улица Ванчакова Линия
Обводный канал и Богоявленский собор
Обводный канал и Богоявленский собор
Обводный канал и Богоявленский собор
Обводный канал и Богоявленский собор

И в дальнейшем Сердюков показал себя рачительным хозяином и много занимался совершенствованием водного пути. В 1741 году ему была передана в управление вся Вышневолоцкая система от Твери до Ильменя, а договор был объявлен вечным. Примерно тогда же были установлены предельные размеры барок, идущих по каналам. В современных мерах они составили: длина 36 м, ширина 8 м, осадка всего 50 - 70 см, в зависимости от уровня воды. Движение шло только в одном направлении – с Волги в Петербург, поэтому барки были одноразовые. В Петербурге их разбирали и продавали как доски или как дрова. Модель такой барки представлена в Краеведческом музее Вышнего Волочка.

-14

Мореходность таких наспех построенных плоскодонных низкобортных барок была, разумеется, очень низкой. Барки часто тонули в Ладожском озере и в Ильмене при нередких в этих озёрах штормах. Именно поэтому пришлось построить Сиверсов канал и канал Императора Петра I (ныне Староладожский), которые позволили баркам переходить из Мсты в Волхов и из Волхова в Неву, минуя озёра.

После Михаила Ивановича Сердюкова водным путём успешно управлял его сын Иван Михайлович, но в 1761 он утонул в построенном отцом водохранилище. Управление перешло к внуку первого Сердюкова, тоже Михаилу Ивановичу. Тот не имел талантов деда и отца, и быстро развалил хорошо налаженное дело. Сначала было назначено внешнее управление системой, а в 1774 году Вышневолоцкая система была выкуплена казной у Сердюкова-внука за огромную сумму 176 тысяч рублей.

Летом 1785 года Вышний Волочёк посетила Екатерина II. В Краеведческом музее представлена модель судна, на котором путешествовала императрица.

-15

В это время деревянные гидротехнические сооружения заменяли каменными, шло дальнейшее совершенствование водного пути.

Вышневолоцкая система исправно проработала более полутора веков, но развитие железнодорожного транспорта сделало её ненужной. В 1880-х годах перевозки по системе прекратились. Шлюзы перестроили в водоспуски с лотками для лесосплава.

Последнее переустройство системы было предпринято в 1940-х годах. Его целью было уже не судоходство, которое давно прекратилось, а переброска воды из Цны в верховья Волги для более полного заполнения водой канала имени Москвы. Канал имени Москвы судоходен, он поддерживает статус Москвы как «порта пяти морей». Он также играет заметную роль в обводнении Москвы-реки и обеспечении водой московского городского водопровода.

Была построена Новоцнинская плотина. Она расположена ниже по течению Цны, чем старая Сердюковская плотина и намного выше её по высоте. В результате уровень воды в Вышневолоцком водохранилище поднялся и многие Сердюковские постройки оказались под водой. Для переброски воды из водохранилища в Тверцу и Волгу в пяти километрах южнее Волочка построили Новотверецкий канал, напрямую соединивший водохранилище с Тверцой. Высокий уровень воды в водохранилище стал использоваться для выработки электроэнергии. На Новотверецком канале построили Новотверецкую ГЭС мощностью 2400 кВт. Станция хорошо видна с моста, по которому Московское шоссе пересекает Новотверецкий канал.

Новотверецкая ГЭС
Новотверецкая ГЭС

Публикации моего канала перечислены здесь.