Посреди усыпанного телами поля, в критический момент боя, когда все командиры были убиты и русские солдаты в растерянности побежали, русская учительница, сестренка милосердия, которой едва исполнился 21 год, подняла в атаку роту.
"… и захватила одну из лучших линий неприятельских окопов, где, будучи тяжело раненной, скончалась славной смертью храбрых…»
(из донесения полкового командира)
Что такое она им крикнула, этим людям, которые уже сдались и бросились спасать свою жизнь, что они вдруг забыли о себе и пошли за ней - вперед на немецкие штыки?
Люди, которые считают, что управление - суть манипуляция, обязательно придумали бы какие-нибудь НЛП слова, которые знала Римма Иванова.
И даже продали бы огромным тиражом книжку, в которой бы эти слова "раскрывались"
Но, никаких особенных слова не было. Люди бросились спасать свою любимую сестричку, светлую девочку, которая, перенося наравне с ними весь ад войны в пехоте - находила в себе силы каждый день улыбаться, говорить ласковые слова и работать на пределе сил. Бескорыстное служение людям, вера в победу, доброта.
В этом вся суть русского оружия - спасать и защищать.
17 января 1915 года в тайне от родителей девушка остригла косы, взяла мужское имя и ушла добровольцем на фронт. Её зачислили медбратом в 83-й Самурский пехотный полк. А когда обман раскрылся - стала вытаскивать раненых с поля боя уже как Римма Иванова - сестра милосердия.
Россия несла огромные потери. Снарядов не хватало настолько, что были даже отдельные попытки вооружать солдат боевыми топорами. Но ещё сильнее фронт нуждался в медсестрах.
Почему именно она?
Очень хочется узнать, какие мысли подвели Римму к краю пропасти, с которого она смело прыгнула в вечность. Понять то личное, что сделало эту тонкую эмоциональную и впечатлительную девушку легендарной Ставропольской девой, поднявшей в атаку остатки разбитого русского полка и вырвавшей у немцев победу с мужеством достойным спартанцев.
Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога! Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше. Вот это то и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка и надо прожить её как можно полнее и лучше.
Помоги Господи! Молитесь за Россию и человечество.
Так она писала своим родителям, которые изо всех сил уговаривали её не возвращаться снова на фронт после короткого отпуска.
Но она уже не могла остаться. Деятельная, сопереживающая. Почему в тылу ей было страшнее чем на фронте, она объясняет в письме своему любимому брату Володе, который тоже на передовой.
Пиши скорее дорогой мой Володя. Уже 4 дня как я дома. Уехала из полка 20 июня. Солдаты были опечалены и плакали.
А как голубчик тяжело здесь. Вот и ты, после того как побудешь на театре военных действий, не захочешь быть в тылу. Чувствуешь себя больше у цели, меньше болеешь душой, так как на глазах легче переносить.
Там помогаешь, а здесь сидишь и зачастую представляешь ужасы, которые не кажутся там - большими.
Получилось, что она воевала всего 8 месяцев - с января по сентябрь1915-го, с небольшим отпуском в июне, когда она последний раз виделась с родителями в Ставрополе.
После этого она едет навестить брата и остается служить вместе с ним в 105-м Оренбургском полку в статусе фельдшера 10 роты - должность, на которую она согласилась только при условии, что её пустят на передовую.
У Риммы много боевых наград. Большая часть, за спасение жизней в бою, получена ещё вместе с 83-м Самурским полком. Уезжая в отпуск она прощается с ними как с семьей и получает теплые письма от бывших раненных, по которым видно как сильно её ценили и любили.
В Оренбургском 105-м, где брат Владимир служил полковым врачом, её тоже приняли как родную.
Под адский шум и визг носилась смерть над боем
Ища всё новых жертв, рекой струилась кровь.
Стон, крики и ура, сплошным сливались воем.
И только по полю святая шла любовь
Шла женщина без страха и сомненья,
Склоняясь к страждущим, и нежною рукой
Спешила облегчить великие мученья
Иль лаской проводить страдальца на покой…
Это о Римме, написал офицер 105 Оренбургского пехотного ( имя его я не нашла, возможно утрачено)
Она погибла у села Доброславка ( сейчас это Брестская область в Белоруссии). Во время той легендарной атаки 9 сентября получила тяжелую рану и умерла в окопе.
Однополчане потребовали, чтобы её тело с почестями было отправлено в Ставрополь для торжественных похорон и написали ходатайство на имя Императора, о награждении сестры милосердия Риммы Ивановой орденом Св. Георгия 4-й степени.
Она вынесла с поля боя более 600 бойцов.
Николай II долго размышлял, прежде чем решился подписать именной указ о награждении - но всё же сделал для Риммы исключение, нарушив Статут ордена.
Согласно статуту, в начале прошлого века Св. Георгий 4 степени вручался исключительно за боевые заслуги и только офицерам.
Римма не была даже солдатом. Но стала единственной женщиной в истории, которая получила эту награду за настоящий боевой подвиг и под своим женским именем.
Спи же! Имя твоё не умрёт,
Твоя память всегда будет чтиться,
Пока русское племя живёт
И герои в нём будут родиться.
Эти строчки посвятил девушке Иоанн Понятовский – преподаватель Ставропольской Духовной Семинарии.
Наиболее ценные источники публикации:
Беларусьфильм: Святая Римма
Сестры милосердия Первой мировой: они всегда оставались на стороне раненых
Римма Иванова (Википедия)