20 лет назад, 1 марта 2000 года вышел мой самый любимый, и один из лучших альбомов ДДТ "Метель августа".
По моему мнению, альбом завершает пятерку лучших альбомов ДДТ, все из которых записаны в 1990-х: "Актриса Весна" (1992), "Черный пес Петербург" (1993), "Это все" (1995), "Мир номер ноль" (1999) и "Метель августа".
Этот альбом был записан осенью 1999 года на студии ГТРК "Петербург", и стал первым релизом ДДТ 2000-х, выйдя в первый день весны.
Часть песен, вошедших в альбом ("Свобода", "Подарок", "Потолок") уже исполнялись на концертах программы "Мир номер ноль", но, на мой взгляд, только выиграли, попав не на предыдущую, а на эту пластинку, нисколько не нарушая его целостности рядом с остальным материалом.
В данной статье проведены: обзор состава, записавшего альбом, разбор треков, а также сделано предположение об альбомной цикличности ДДТ.
Альбом прекрасно оформлен. Импрессионистская обложка, выполненная Владимиром Дворником, художником ДДТ в течение 3-х десятилетий и соратником Юрия Шевчука с уфимских дней группы, сразу вызывает определенное настроение : теплое, лиричное, атмосферное.
Вне всякого сомнения, это одна из лучших работ Владимира, вместе с обложками таких альбомов, как "Пластун", "Черный пес Петербург", "Любовь", "Пропавший без вести", и другими.
Вместе с Юрием Шевчуком (автор, гитара, вокал, ударные, колокола), единственным бессменным участником ДДТ с момента ее основания осенью 1980 года, над альбомом работали:
- Вадим Курылев, мультиинструменталист, участник группы с 1986 по 2002 годы,
- Игорь Доценко, прекрасный ударник, участник группы с 1986 по 2010 годы, ушедший от нас в 2014,
- Константин Шумайлов, клавишник и специалист по электронным звукам, участник группы с 1997 года,
- Павел Борисов, басист, участник группы с 1998 по 2011 годы,
- Михаил Чернов, называемый в группе и поклонниками не иначе как "Дядя Миша", мастер духовых инструментов, записавший для альбома партии курая и саксофона, участник группы с 1987 по 2010 годы,
- Никита Зайцев, очень сильный скрипач (ранее - гитарист), участник группы с 1987 по 2000 годы. Это последняя работа Никиты с ДДТ и вообще его последняя запись, Никита оставит нас в августе 2000 года,
- Александр Бровко, записавший партии мандолины, непостоянный участник группы на подхвате,
- Иван Васильев - стильный трубач, участник группы с 1999 по 2014 годы.
Как видно, альбом записал состав, имеющий как постоянных, так и новых участников. На мой взгляд, это во многом определяет звучание альбома, которое, с одной стороны, узнаваемое, а с другой - новаторское.
Стилистически, альбом, после серии экспериментов с progressive/avantgarde ("Черный пес Петербург"), grunge ("Это все", "Любовь") и industrial ("Мир номер ноль"), возвращает нас к классической rocn-n-roll/chanson работе ДДТ "Актриса Весна", как бы завершая определенный творческий период группы.
Для звучания альбома характерны: отход электрических инструментов на второй план, широкое использование акустических и духовых инструментов, атмосферное звучание, образно-философская поэзия, преобладание средних темпов, спокойное вневременное настроение.
Альбом открывает акустическая баллада "Бродяга".
Она настраивает на определенный лад не только звучанием, но и философскими образами:
"...Он лежал на истлевшем бурьяне
Плыли в небе слепые глаза
Безымянный, босой, окаянный
А в дали собиралась гроза..."
Вторая песня - "Питер" - является одной из моих самых любимых песен ДДТ.
Если бы меня попросили назвать три любимейшие песни ДДТ, то я бы назвал... нет, не "Дождь", "Что такое осень" и "Родину", а "Рожденный в СССР" (первая версия), "Далеко далеко" и "Питер".
В аранжировочных решениях обращают на себя партии трех инструментов: акустической гитары, пианино, трубы. В композиционном плане это прекрасная среднетемповая вещь с нарастанием напряжения и сменой тональности в развернутой коде, создающей возвышенное ощущение.
В текстовом плане "Питер", на мой взгляд, завершает трилогию песен-посвящений любимому городу поэта: "Ленинград" - "Черный пес Петербург" - "Питер":
"Через три сотни лет носит дым
Скифской вазою вещую тень
Я приду по гнилым мостовым
Белой ночью, оборотень..."
Третья песня "Летели облака" стала среди поклонников любимым хитом. На мой взгляд, это хорошая песня из разряда "замыленных" на концертах, от чего ее ценность несколько нивелировалась. Вот как она звучала в исполнении ДДТ в 2008 году:
В поэтическом плане "Летели облака" это отличный "городской шансон":
"Зажгу на кухне свет
Из века-сундука
Где крылья много лет
Искали седока
Достану, разомну
Пристрою на спине
И запущу весну
И облака во мне..."
Четвертую песню "Московская барыня" я бы отнес к социальной сатире 90-х, которая в те времена Юрию Юлиановичу определенно удавалась.
Свидетелям 90-х годов должно быть близко то, о чем идет речь в песне:
"Московская барыня - слишком много машин
Рулей, тормозов, пушистых подруг и котов
Я привык к классицизму
Я потерялся средь этих вершин
Неизвестной породы героев и новых домов..."
Пятая песня "Подарок" интересна джазовым настроением и легким, почти шуточным текстом:
Под словесные образы песни мне всегда приходит на память история о том, как в период начала знакомства с будущей женой Эльмирой Юра мог принести ей в подарок комочек снега на палке...
"Я принес тебе подарок —
Мокрый след на ржавой крыше,
Крик, который не услышишь,
Взгляд усталый на ладони..."
Шестая песня "Новое сердце" стала не только заслуженным хитом (ее крутили на радио и играли на гитарах под вино), но и, действительно, одной из самых "тонких" и глубоких песен группы.
Поэтически песня находится на грани потока сознания и философского поиска места "Я" в мире, отношения с Богом и вечным:
"Небо звездное, метель августа
Оглянись – расцветает пророчество
Дело степь мое – одиночество
Смерти нет, но всегда – пожалуйста
Новое сердце взорвётся над нами
Новая жизнь позовёт за собой
И освящённый седыми богами
Я, как на праздник, пойду за тобой..."
Седьмая песня "Потолок" открывает вторую сторону альбома (актуально для формата кассеты).
Для меня эта песня, в аранжировочном плане сколь интересно звучала в программе "Мир номер ноль", столь же неинтересно звучит на альбоме (на мой взгляд, здесь явно не хватает плотного звука), или, вообще говоря, своим авангардизмом, единственная напоминает об предыдущем альбоме.
Посему, предлагаю посмотреть именно первый вариант этой песни:
Поэтически это бодрая, простая, "дорожная", почти хулиганская песня:
"И тоска за рулем, ни к чему тормоза
Их придумали трусы - которые "за"
А я летал в эту ночь, да разбился вчера
Время выключить свет, да дожить до утра..."
Восьмая песня "Ночь-Людмила" не случайно идет следом: это еще одна хулиганская песня, немного разбавляющая спокойный, философский настрой альбома, но на этот раз - в "женском роде".
Это песня с простой поэзией, поскольку в ней повествуется о буднях московской тусовщицы-неформалки:
"От pазбитой любви на окне замеpзают хpустальные вены
Ты глядишь, как весна на войне, как шекспиpова смеpть от измены
На собаках летаешь в Москву, на железных волках до Гоpбушки
На душе сто колец, два тату, да, на память косуха подpужки..."
Девятый номер под названием "Стих" - это экспериментальный номер, где Юрий читает стихи под минимальный музыкальный фон.
Это еще один поэтический срез времени:
"Заблудились в изгибах изгои — из овалов не выйдут герои..."
Девятым номером на альбоме размещена песня "Свобода" (не путать с "Песней о свободе" с альбома "Иначе" (2011)), вместе с "Бродягой", "Питером" и "Новым сердцем", на мой взгляд, одна из лучших песен и альбома, и группы.
Песня часто завершала основной блок песен на концертах тура "Мир номер ноль":
Мне нравятся стихи, представляющие себе исповедь уставшего человека и художника, и текст песни - один из них:
"Я еду к тебе – это странное место
Туман на болоте без цвета и дна
Я твой вечных жених, золотая невеста
Лижут мысли, как мухи, стекла окна
Зима на спине, я не стар и не молод
Ночь похожа на лифт, в котором умер поэт
Я по уши сыт, но разбудил меня голод
Руки чувствуют пульс, я зеваю на свет..."
Завершает альбом минималистичная мелодекламация "В час когда усну".
В ее основе глубокий текст о своей конечности и смерти:
"Оставляю зло и добpо дpузьям
Воюйте, это Вам, пpощайте, это Вам
И исчезнет след мой в конце пути
Будьте, миpа Вам дpугого не найти… "
В первом издании в альбом включены два бонус-трека: "Россияне" и "Гражданка".
Первая - это "примирительная" среднетемповая песня на тему "давайте все дружить", столь характерная для ДДТ.
На мой взгляд, "Гражданка", доставшаяся нам со времен "Любви", гораздо интереснее. Она продолжает "хулиганскую" тему альбома, и, кроме того, это очень питерская песня.
Через год, в 2001 году, ДДТ переиздали весь официальный каталог, где к каждому альбому было добавлено по бонус-треку.
Альбому "Метель августа" досталась вялая концертная версия песни "Расстреляли рассветами".
На мой взгляд, выбор этот неудачен. Гораздо лучше, как мне кажется, было разместить в качестве еще одного бонуса концертную версию одной из песен альбома. Именно по этой причине я предпочел иметь в своей фонотеке именно оригинальное издание альбома (впрочем, альбому могло повезти еще меньше, если бы на нем были размещены техно-ремиксы от Константина Шумайлова, как это произошло с альбомами "Актриса Весна" и "Мир номер ноль". К счастью, в 2011 Navigator Records переиздали официальный каталог ДДТ с оригинальными трек-листами).
Очень интересную передачу периода записи "Метели августа" можно посмотреть здесь:
Кстати, о том, что у ДДТ вышел новый альбом, мне сказал единственный друг Андрюха. Когда я спросил, как он называется, он поморщил лоб и сказал: "Кажется, "Метель в августе"...". Буквально через пару дней я стал счастливым обладателем кассеты с альбомом, которая была куплена в ларьке, в переходе метро "Перово".
А уже через месяц, 13 апреля 2000 года, я пошел на свой первый концерт ДДТ в "Горбушке". Заветный билет того концерта до сих пор хранится у меня...
Анализируя выход альбомов ДДТ, рискну предположить в них творческую цикличность "напряжение - расслабление". Оставив в стороне ранний период, для которого характерен творческий поиск стиля, и который завершился выходом подытоживающей пластинки "Я получил эту роль", далее указанная цикличность прослеживается вполне ясно: "Оттепель" - расслабление, "Пластун" - напряжение, "Актриса Весна" - расслабление, "Черный пес Петербург" и "Это все" - напряжение, "Любовь" и "Рожденный в СССР" - расслабление, "Мир номер ноль" - напряжение", "Метель августа" - расслабление, "Единочество I" - напряжение, "Единочество II" - расслабление, "Пропавший без вести" - напряжение, "Прекрасная любовь" - расслабление, "Иначе" - напряжение", "Прозрачный" - расслабление, "Галя ходи" - напряжение. Судя по выходу клипа "Солнце взойдет", рискну предположить, что следующий альбом будет расслабленным...
Такая цикличность, напоминающая дыхание (вдох-выдох), представляется закономерной для творчества, скользящего между личным и социальным. Если присмотреться, то "альбомы напряжения" - это более социальные альбомы, а "альбомы расслабления" - более личностные.
Для любителей филологии рекомендую серьезное исследование текстов альбома.
Также, сами авторы альбома рассказывают о нем в фильме "Время ДДТ", серия 3, примерно в последней четверти серии:
Всем мира и добра!