50,7K подписчиков

«А о немецком ли это фашизме?» - задавались вопросом влиятельные персоны СССР после предварительных показов этой пьесы. В 1944 историю сразу же запретили, а широкой аудитории удалось увидеть постановку аж в 60-х. Но что же такого в этом вроде бы безобидном сценарии?


С одной стороны, это детская сказка о царстве, в котором все преклоняются перед тираном-драконом, он отбирает у людей все, что ему хочется в огромных количествах, да еще и красивых девушек съесть не прочь.

И тут появляется храбрый Ланцелот, готовый королевство от дракона освободить. По канонам он влюбляется в девушку, что готовится к смерти и принесению себя в жертву.

Тут-то и начинается самое интересное. Люди внезапно не хотят освобождения, вроде бы и дракон не такой плохой, да и лишения потерпеть можно, и защиту он предоставляет. Но Ланцелот не сходит с пути, несмотря на постоянные попытки ему помешать.

В этом прекрасна пьеса, она многослойна и готова быть интересной детям, желающим сказки, и взрослым, желающим глубинной философии и завуалированного препарирования общества. Между этими крайностями найдется множество читателей, которые раскопают отсылки и смысл между строк.

Любопытно, как автор показывает нам, что основная проблема тоталитарного общества не в злом тиране, а в людях, которые этого тирана терпят. Понятно, что такой посыл не желателен в нестабильное для государства время. А Шварц все твердит - дракон сменяется драконом, а люди с радостью бросаются ему во власть. Нужно изменить себя, убить дракона не на престоле, а внутри себя.

Это более глобальный смысл, но кроме него, есть еще и множество маленьких ситуаций и фраз, которые точечно показывают нам суть и заблуждения общества. И вроде бы сказано это прямо, все кричит об этом, но в то же время в форме сказки, где за сюжетом можно и не заметить внимательность автора к деталям, социуму и политической ситуации. Только как будто ему самому неприятно и Шварц умышленно смягчает реальную жизнь, оборачивая ее в мягкое одеяло фантазии.

По итогу это прекрасное произведение, которое сможет увлечь буквально каждого: и тех, кто хочет классической сказки, и тех, кто любит искать скрытые смыслы и отсылки в качественном тексте, наполненном юмором и жалостью к людям, потерявшим путь.

Евгений Шварц - «Дракон»
«А о немецком ли это фашизме?» - задавались вопросом влиятельные персоны СССР после предварительных показов этой пьесы.
1,6K просмотров