Найти тему

Мне не нравится мой ученик, что делать?

Каждый учитель рано или поздно сталкивается с этим вопросом. В интернете есть тысячи советов и стратегий поведения для родителей и учеников, которые столкнулись с предвзятым отношением учителя, но что делать учителю, если ученик вызывает негативные эмоции? Обычно обсуждать эту проблему не принято, иногда в этом даже не видят проблемы.

Учитель – тоже человек, который испытывает эмоции, симпатию и антипатию, но проблема в том, что его задача – учить, а это требует объективности. Испытывая яркие негативные эмоции, педагог теряет эту способность и перестает испытывать удовольствие от своей профессиональной деятельности. От действий, которые предпримет учитель в такой ситуации, зависит его дальнейшая профессиональная деятельность.

Вариант первый – отказаться от ученика

Если есть возможность, такой вариант кажется самым очевидным – просто отказаться от работы с конкретным ребенком. Мы же рекомендуем рассматривать его в самую последнюю очередь, – ведь он не решает проблему. Рано или поздно вы еще раз столкнетесь с подобным и вам снова придется выбирать этот вариант.

Это вариант не дает вам возможности понять себя, свои чувства. Принимая решение расстаться с учеником, который вам неприятен, вы лишаете себя шанса узнать больше о людях, расширить свой опыт общения, возможности саморазвития в данном направлении.

-2

Вариант второй занять позицию «это такой ребенок»

Если у учителя нет возможности отказаться от ученика, чаще всего он выбирает смириться и занять позицию «это такой ребенок». И это самый деструктивный вариант, который разрушает нас как профессионала и как личность.

Принимая позицию «это такой ребенок», мы не стремимся решить проблему, мы сбрасываем с себя ответственность. Ну что я могу сделать, если он такой? И довольно быстро такой подход приводит к тому, что учитель позволяет себе обсуждать ребенка с другими учителями, его действия в отношении нелюбимого ученика становятся предвзятыми, неприязнь по сути не скрывается.

Принимая позицию «это такой ребенок», мы сбрасываем с себя ответственность: ну что я могу сделать, если он такой?

Да, довольно часто деструктивное поведение ученика способно вызвать не только раздражение, но и в некотором роде помешательство. Мы все сталкивались с ребятами, которые точно знают, на какие кнопочки нажать, чтобы сорвать урок и вести себя настолько возмутительно, что мы способны потерять самоконтроль. Но действительно ли мы не способны ничего изменить?

-3

Вариант третий – работать над проблемой

Если вы готовы осознанно подойти к решению проблемы, рассказываем пошагово, как можно это сделать.

Шаг 1. Признать проблему

Как ни странно, многие люди отрицательные эмоции по отношению к другому человеку не рассматривают как проблему и тем более не считают возможным с этим справиться. На этом шаге очень важно занять «Я-позицию»: я злюсь, мне неприятно, меня раздражает.

Шаг 2. «Я-высказывание»

Второй шаг – назвать свои чувства и эмоции по отношению к ученику, который вызывает антипатию. Таким образом из зоны агрессии, которую очень сложно контролировать, вы сможете перейти в более цивилизованную плоскость.

После осознания своих эмоций «Я-высказывание» помогает выразить их экологично, не обидев собеседника
После осознания своих эмоций «Я-высказывание» помогает выразить их экологично, не обидев собеседника

Больше о «Я-позиции»:

Ученик меня не слушает!
Дзен для учителей Учи.Дома30 июля 2022

Важно вспомнить о том, что отношения учителя и ученика - это отношения взрослого и ребенка. Четко осознайте: в этих отношениях я – взрослый. Из нас двоих именно я в большей степени способен нести ответственность за свои поступки, контролировать свои эмоции, владеть собой. «Взрослая» позиция дает целый ряд преимуществ.

Из нас двоих я – взрослый, способный контролировать свои эмоции и нести ответственность за свои поступки

Шаг 4. Что именно меня раздражает?

Самое главное преимущество взрослого - способность анализировать свои чувства и эмоции. Поэтому задайте себе вопрос: что именно не так с этим ребенком? Если речь идет о действительно деструктивном поведении ребенка, задайте себе вопрос: а что именно в этом поведении меня раздражает, что мне кажется вызывающим?

Что именно не так с этим ребенком? Что именно в его поведении меня раздражает, что кажется вызывающим?

Когда мы находим источник негативного отношения к ученику, то можем объяснить себе свою реакцию. Возможно то, как ребенок говорит, как-то связано с негативными воспоминаниями. Возможно, на самом деле проблема в том, что у вас не получается достучаться до этого ученика и это заставляет чувствовать вас плохим учителем, заставляет сомневаться в вашей компетенции.

-5

Шаг 5. Экологичная реакция

Потратив время на то, чтобы понять истоки своей негативной реакции, вы сможете реагировать не на поведение ученика, а на эмоции, которые за ними стоят. Если речь идет об ученике с проблемным поведением, вы сможете признать за ним право на негативные эмоции и, возможно, сами захотите разобраться в причинах и истоках его поведения.

-6

Навык распознавания своих эмоций и выражения их через «Я-позицию» качественно улучшит вашу коммуникацию не только с учениками, но и с людьми в целом. Вы сможете отнестись с пониманием к тому, что раньше вас могло раздражать, и улучшите жизнь к лучшему 😊

Татьяна Сорокина, методист Учи.Дома

#учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование

Читайте больше по теме:

Сложные ученики: истории учителей Учи.Дома
Дзен для учителей Учи.Дома8 июня 2022
Как справиться с негативными эмоциями и провести урок продуктивно?
Дзен для учителей Учи.Дома7 ноября 2022