Ульяна Черкасова — российский автор, известный читателям по трилогии «Золотые земли» и новой дилогии «Наш сад». Сегодня мы поговорим с Ульяной о писательстве, идеях сюжетов и авторской конкуренции.
Читайте в интервью:
— Писательство — это основная работа Ульяны?
— Как тик-ток помог в продвижении творчества автора?
— Откуда возникла идея дилогии «Наш сад»?
— Писательские страхи Ульяны.
— Кем из авторов восхищается сама Ульяна?
— Ульяна, привет! Недавно я начала знакомство с твоим творчеством и прочла «Сокола и ворона» и «Посмотри, наш сад погибает» и обе книги запали мне в душу. Читатели уже давно знают о твоей писательской деятельности и прошлой работе бортпроводником, но мы не знаем, что в твоей жизни происходит сейчас. Кем ты сейчас работаешь?
— Привет, спасибо, что позвала.
Какое-то время я была корреспондентом, после бортпроводницей, сейчас я, что удивительно, работаю переводчиком, по образованию.
— Ты училась писательскому мастерству на курсах или изучала его методом проб и ошибок?
— Не очень верю в курсы писательского мастерства как таковые. Писать книги - это много практики и постоянное обучение, да, но скорее обучение на практики, путем проб и ошибок, плюс (если повезет) с помощью хорошего редактора. И нужно много читать - как книги по сценаристике, так и художественную литературу, чтобы развивать насмотренность и эрудицию.
— Для тебя писательство хобби или нечто большее?
— Скорее, призвание. Работа. Цель. Мечта. Всё вместе.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Когда «Сокол и ворон» только начал большой путь в издании ты активно вела тик-ток и делала потрясающие видео о серии, ее создании и себе. Считаешь ли ты, что узнаваемость вселенной «Золотых земель» принес тик-ток? Какие бы советы ты могла дать тем, кто задумывается над продвижением на этой площадке?
— Безусловно, тикток дал мне отличный толчок. Обожаю эту платформу. Но я столько энергии и сил вложила в ее развитие, что в какой-то момент, пытаясь совместить работу, писательство, соцсети, просто свою жизнь, просто выгорела. Поэтому мой совет, наверное - быть упорными, но находить баланс. Тем более учитывая, что любая соцсеть может в любой момент обрушиться, как мы уже наблюдали, и тогда плоды ваших трудов покажутся вам пустыми.
— Когда-то в тик-токе я видела твой ролик о том, как долго ты ждала издания и как часто получала отказы в публикации. Как ты смогла не сдаться и продолжить писать и верить в свою историю?
— Я просто очень упорная. Как баран.
— В апреле ты стала лауреатом премии «Эксмо. Дебют». Расскажи, какие эмоции ты испытала? Можешь ли ты сказать, что для тебя это своего роди признание тебя, как писателя?
— Я была удивлена, но удивлена приятно. Для меня это было как подведение итогов очень долгой работы, но, к сожалению, никогда не могу насладиться моментом “успеха”, потому что понимаю, что впереди всегда ещё больше работы. Иначе легко всё потерять.
— Так как и «Сокол» и «Сад» сочетают в себе и элементы славянской мифологии, я не могу не спросить, какие книги ты читала и чем вдохновлялась для создания вселенной «Золотых земель»?
— В основном нонфикшен по мифологии и истории. Я редко читаю художественную литературу в жанре. “Сокола” начала писать как раз потому что не находила что-то в своём вкусе.
— В скором времени мы ожидаем вторую часть серии «Наш сад», поэтому я не могу не спросить, как у тебя возникла идея этой дилогии? А как долго писались обе книги?
— Когда я была ребёнком, умер мой дедушка. В ту же ночь он приснился мне в цветущем саду у нас в деревне и сказал, что теперь будет жить там. Этот сон очень тронул меня, и в итоге появилась идея истории о погибшей семье и вечном саде, где однажды после смерти они все обязательно воссоединятся. Собственно, я так и посвятила дилогию - Всем, кто будет ждать меня в нашем саду, то есть всем, кого я потеряла или когда-нибудь потеряю.
В целом написание дилогии заняло около полутора года.
— Легко ли создавались герои и их имена?
— Имена Белого Ворона (причем настоящее), Галки и многих других нашлись легко путём исследования словарей имён, мне нужно было, чтобы они и по звучанию и по смыслу подходили.
А вот имя Велги Буривой я искала долго, оно должно отражать её иноземное происхождение и нести смысл. К счастью, мне помогла знакомая из Латвии. Велга означает “освежающая”. Мне кажется, в сгоревшем саду Буривоев нужна такая девушка как Велга - чтобы нести влагу, жизнь.
— Что можешь рассказать об оформлении книг? Принимала ли тыучастие в создании обложек и форзацев?
— Я всегда принимаю очень большое участие в оформлении книг. Все оформление Сада было разработано мной вместе с художницей Лидией Магоновой. Обычно у меня очень четкие идеи, которые я с ней обсуждаю, Лидия вносит свой профессиональный взгляд. К счастью, в издательстве к этому отнеслись с пониманием.
— Что ты можешь рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это тебе?
— Это не вопрос про “нравится”, это вопрос про занятость. Как бы мне ни хотелось больше работать с блогерами, на это просто не хватает ни времени, ни сил. Я вообще очень люблю книжных блогеров, многих раньше смотрела и читала. Сейчас опять же из-за занятости ощущаю, что выпала из книжного мира, что меня расстраивает.
Но я обожаю этих людей, которые так горят книгами. Так же как я.
— Боксы по книгам стали уже чем-то самим себе разумеющимся в книжном мире. Ты делала боксы и по серии «Сокол и ворон» и по «Нашему саду». Нравится ли тебе продумывать, что будет внутри боксов или это уже скорее утомляет и отнимает время от писательства?
— Обожаю придумывать мерч, получаю от этого огромное удовольствие. Но опять же - отнимает слишком много времени. Увы. В будущем надеюсь, что этим будут целиком и полностью заниматься издательство или магазины.
— Поделись своими творческими планами. Что ты пишешь сейчас?
— Заканчиваю второй том “Нашего сада”. У меня очень много планов на будущее, но не могу решить, что хочу написать больше здесь и сейчас.
— Есть ли у тебя писательские страхи?
— Оказаться неинтересной читателю.
— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?
— Не очень. Летом я увлеклась верховой ездой, но сейчас, к сожалению, пришлось взять паузу. Но мечтаю вернуться.
— Любимые фильмы?
— Обыкновенное чудо, Унесенные ветром.
— Любимые книги?
— “Джейн Эйр Шарлотты Бронте, “Пигмалион” Бернарда Шоу, “Разрисованная вуаль” Сомерсета Моэма.
— Любимые музыкальные исполнители?
— Ох, слишком много. Давайте в разброс: Мельница, Lana Del Rey, Taylor Swift, Frank Sinatra, David Bowie, Michael Jackson, Adam Skorupa, Dzivia.
— Что ты думаешь об авторской конкуренции? Есть ли у тебя друзья-авторы?
— Книжный мир, несмотря на специфику, весьма ядовитый, как и любая другая профессиональная сфера, где есть ощущение конкуренции. Подчеркну - ощущение конкуренции. От того, что чья-то книга продается лучше, твоя не станет менее популярна, но люди, увы, часто не понимают этого. К сожалению, я не раз обжигалась на дружбе с авторами, слишком часто её отравляет зависть. Но тем не менее я поддерживаю хорошие отношения со многими авторами и верю во взаимную поддержку. Стараюсь не отказывать знакомым в помощи, и мне часто очень помогают и поддерживают. В некоторые периоды, когда я не находила в себе сил бороться, знакомые писательницы очень поддерживали меня. Это сильные, потрясающие люди с огромными сердцами.
— Есть ли у тебя люди, которые тебя вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью ты восхищаешься?
— Ирина Котова, автор Королевской крови для меня один из примеров таких сильных, ярких, искренних и очень трудолюбивых творческих людей. Обожаю её не только как автора, но и как человека. Но я стараюсь ни на кого ориентироваться. У каждого из нас свой путь.