Найти тему
maya_vinbooks

Татьяна Дадочкина о сотрудничестве с издательствами и книжной иллюстрации.

Татьяна Дадочкина — иллюстратор многих книжных обложек. Ее работы можно найти на обложка таких книг как «Проклятый капитан», «Две короны», «Мирт. Истина короля», «У ворона две жизни». Сегодня мы поговорили о деталях ее работы и любимых книгах.

Читайте в интервью:

— На кого училась Татьяна и как она открыла для себя мир книжной иллюстрации?

— Как она начала сотрудничество с издательствами?

— Что привлекает Татьяну в создании авторского мерча?

— Чем она увлекается помимо рисования?

— Любимые книги Татьяны.

— Татьяна, здравствуйте! Я познакомилась с вашими работами, когда выходила серия «Дивные берега» Елены Кондрацкой и влюбилась в ваш стиль. Думаю, что читателям блога будет интересно больше узнать о художнице, создающей шикарные обложки для книги. Можете рассказать немного о себе? На кого вы учились? Кем работаете?

Здравствуйте, Майя, и спасибо за похвалу!

Я художник-самоучка, вдохновлённая с детства мультфильмами от Disney и аниме про Сейлор Мун. У меня есть диплом бакалавра по IT специальности, но по этой профессии я не работала и не собираюсь. Сейчас я куратор онлайн курсов в Skillbox, помогаю пользователям платформы осваивать графические редакторы и цифровое рисование. Совмещаю это с созданием иллюстраций на заказ.

Фото: Екатерина Плотникова
Фото: Екатерина Плотникова

— Как вы начали рисовать? Вы сразу начали рисовать на графическом планшете или начинали с бумаги?

— Осмысленным увлечением рисование стало в средних классах. Преимущественно использовала простые карандаши и бумагу. В старших классах начала загружать свои работы в сеть, обрабатывая их в редакторе. А потом перешла к цифровому рисунку, и сначала приходилось пользоваться мышью. Было неудобно, но это не смогло меня остановить. Когда же появился первый планшет, возможности цифровой графики меня полностью поглотили, и так рисование заняло большую и важную часть моей жизни.

— Сложно ли вам было найти свой стиль? Лично я всегда с первого взгляда не могу определить, что какие-то обложки ваших рук дело и считаю это большим мастерством, когда стиль настолько уникальный, что вы не повторяете сами себя.

— Изменения в стиле происходили постоянно вместе с ростом навыка и опыта. Иногда манера исполнения задерживалась на год или два, но дальше она менялась и до сих продолжает. При необходимости или желании я могу менять подход, сам порядок создания изображения, например, возвращаться к стилю своих старых работ. А иногда это осмысленный эксперимент. Мне нравится пробовать новое, и ещё это мой способ развития навыков. Можно даже сказать, что монотонность способна погасить мой интерес. Поэтому мне сложно даются серии работ, хочется скорее перескочить на что-то новое.

Так что свой стиль я находила как минимум 3 раза и тогда мне казалось, что это конец поисков. Но теперь лучше поняла себя и просто следую за своим интересом и желанием пробовать новое, экспериментировать.

— Как придумывался ваш псевдоним tatkatmur и что он означает?

— Ранее, когда моя фамилия была Катышева, я взяла по три первых буквы от имени и фамилии, получилось «tatkat». Последний слог «mur» прирос просто для смягчения и завершения.

Не могу сказать, что я довольна этим псевдонимом, давно пора его сменить, но почему-то мне трудно даётся такое придумывание. Поэтому редакторов книжных издательств я прошу подписывать меня реальным именем – Татьяна Дадочкина.

— Давно существует устоявшееся утверждение, что человеку с творческой профессией сложно найти работу, тяжело заработать на жизнь. Так ли это в вашем случае?

— Я стараюсь убеждать себя, что это не так. Знаю, что художники могут вполне хорошо зарабатывать, хотя из известных мне примеров это индустрия игр, а не книжная иллюстрация. Или ребята, собравшие вокруг себя значительную аудиторию, и получающие либо регулярные донаты по подписке, либо продающие разный мерч или свои курсы.

В моём случае рисование пока не приносит значительный доход. И найти себя в этой профессии мне удалось не сразу. В какой-то момент я даже решила отказаться от этой деятельности в период после университета, когда мне не хватало навыков, чтобы устроиться на работу художником. Работа на заказ не приносила существенного дохода, и я просто не понимала, как и когда я смогу начать нормально зарабатывать. Это переживание росло и накапливалось около двух лет, в итоге я решила переключиться на то, что здесь и сейчас могло приносить деньги. Я нашла работу фотографом, а спустя год перешла в кураторы онлайн курсов. Так два года я провела почти без рисования, и в момент, когда наконец почувствовала себя более самостоятельной, поняла, что научилась зарабатывать, мне захотелось снова рисовать, вернуть творчество в свою жизнь.

— Как вы начали рисовать для издательств? Было ли целью выйти на новый уровень или все случилось само собой?

— В момент, когда мне впервые написали из издательства, я как раз только вернулась к творчеству и ещё не строила планы этим зарабатывать и превращать рисование в профессию. Но само предложение было заманчивым, я почувствовала явный отклик изнутри, поэтому сразу согласилась.

Кстати редактором из Эксмо была Кира Фролова с предложением нарисовать обложку к «У ворона две жизни» Елены Кондрацкой.

— Сейчас вы активно работаете над обложками Эксмо. Вы рисовали для серии «Проклятый капитан», «Мирт. Истина короля», «Предавшая королева», «Змеи города роз», «Две короны». Читали ли вы что-то из этих книг?

— Я собираю на полках все книги, для которых рисую обложки, но читаю из них очень немногие. Из перечисленных не прочла ни одной, но возможно в особенный период, когда мне понадобится отдых и уют, я этим займусь.

— Сложно ли рисовать по техзаданию, когда вы не читали саму книгу?

— Для меня это частая практика и обычно это не сложно. Если прочитав описание я вижу перед глазами примерные варианты композиции, чем её заполнить и какое показать настроение у героев, я могу сразу приступать к работе.

Но бывает, что даже с подробным техзаданием и описанными вариантами композиции, от меня ускользает атмосфера, настроение или понимание, чем заполнить пространство. Или какое взаимодействие между героями показать. Тогда я сразу или после первых неудачных скетчей прошу прислать текст книги.

— Сколько в среднем времени уходит на прорисовку обложки? Часто ли бывает такое, что приходится что-то менять и переделывать?

— У меня нет привычки засекать рабочее время. Обычно я беру срок в четыре недели и достаточно медленно с перерывами выполняю одну иллюстрацию.

Просьбы что-то переделать или исправить я получаю не часто. Но не обходится и без этого, когда например лицо персонажа утверждается через две или три правки, или первая партия скетчей бракуется и нужно сделать что-то совсем другое. Сначала такие случаи расстраивали и заставляли волноваться, но с опытом пришла уверенность, а с ней и спокойствие. Сейчас я понимаю, что каждая корректировка – это не мой постыдный промах, а обычный процесс получения обратной связи и общей работы над одним проектом.

— В случае создания обложки с нуля для российских авторов все понятно. А сложно ли рисовать обложку для иностранных изданий, где своя оригинальная обложка уже полюбилась нашим читателям?

— Момент сравнения всегда неуютный, особенно если я сама вижу, что для книги уже существует вариант очень хорошей на мой взгляд обложки. Поэтому морально сложно и страшно, что моя работа покажется слабой на фоне другой, но это меня не останавливает. Возможно, с опытом такие переживания будут меньше меня беспокоить.

— Вы также рисуете иллюстрации для мерча авторов. Интересно ли это вам? С кем из авторов работа запомнилась больше всего?

— Лучшие варианты такого сотрудничества – это когда меня просят нарисовать мерч к той же книге, для которой я делаю обложку. Упаковывать проект всегда приятнее.

В остальном такие заказы я беру не столько из необходимости заработать или желания порисовать мерч, а возможно ради опыта нового сотрудничества, соприкоснуться с новым человеком и его творчеством. Благодарность авторов или их радость, когда у меня получается уловить нужное настроение и передать характер их героев, тоже приятны и заряжают меня. Плюсом также становится публикация готового мерча или иллюстраций в профилях соцсетей авторов с указанием моего имени. Поэтому отказываюсь я от подходящих мне заказов только когда совсем загружена и даже формирование очереди кажется опрометчивым.

Я хорошо помню всех авторов, с которыми работала, но очевидно, что чем больше был объём работы и продолжительность нашей коммуникации, тем чаще я буду вспоминать о человеке и его книге. Например это Елена Кондрацкая с циклом «Дивные берега». Помимо обложек к трём её книгам и карты, я рисовала наборы открыток, стикерпаки, принты и пару других работ. Более того с её книги я стартовала как иллюстратор обложек и это закрепилось в особенное воспоминание.

Фото: Суховеева Елизавета
Фото: Суховеева Елизавета

— Как вы думаете, есть ли в сфере художников конкуренция?

— Я думаю, что конкуренция существует только в наших умах. Конечно если взять какой-то конкретный случай, когда есть один проект или вакансия и несколько желающих туда попасть, это создаёт конкуренцию. Но если не зацикливаться на точечных случаях, место, проекты и работа найдутся для всех.

— Что вы любите читать из книг? Какие книги и жанры ваши любимые? Есть ли у вас проект мечты, который бы хотелось проиллюстрировать?

— Я люблю поглощать полезную информацию, читаю про психологию и здоровье, иногда на грани с духовностью. С недавних пор начала читать про рисунок, найдя книги, которые написаны и составлены интересно для меня.

Художественную литературу много читала в подростковом возрасте. Сейчас это либо книги, которые я читаю для создания обложек, обычно жанра фэнтези young adult. Либо читаю что-то по рекомендациям или из интереса. Например, из последних прочитанных и прослушанных книг были «Волчица и охотник» Авы Райд, «Локвуд и компания» Джонатана Страуда и «Дракула» Брэма Стокера.

Проект мечты – это именной артбук, где мне можно будет нарисовать всё, что сама захочу за любой нужный мне срок времени, и чтобы за это ещё хорошо заплатили.

— Чем вы увлекаетесь помимо рисования?

— Мне нравится психология, но это увлечение сводится только к не очень углублённому изучению и применению знаний на себе.

В остальном мои увлечения творческого характера и переменчивые: могу периодами вязать, плести фенечки, учиться игре на простых музыкальных инструментах, оживлять свои рисунки небольшой анимацией или снимать видео уроки для художников.

— Есть ли у вас люди, чьей жизнью или творчеством вы восхищаетесь?

— Без сомнения, есть люди, которые меня вдохновляют и восхищают. Смотреть работы или слушать советы профессиональных художников и вовсе считаю важной частью своей профессии. Но среди множества потрясающих умельцев или мудрых и прекрасных людей не выделяю кого-то одного, чтобы не превращать другого человека в свой идеал, а искать его внутри себя. Или другими словами оставить этот почётный пьедестал для лучшей версии себя, в которую я верю и взращиваю.