Классический любовный треугольник, запретная любовь, проблемы творчества, некая затянутость. И вновь кошмарный финал.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня речь пойдёт о манге Сасуги Кей, выпущенной в 2014–2020 годах (аниме также затронем), повествующей о ещё одной попытке удариться поглубже в темы любви запретной, любви безответной, мук моральных, выборов нелёгких и прочая, и прочая. Насколько же это удалось в манге? Верно ли, что писательство должно идти прямиком из жизни, второстепенные герои не должны оттенять главных, а финал настолько ужасен, что даже открытая концовка аниме-адаптации лучше? Об этом, и не только, в довольно длинном обзоре.
Итак, начали!
1. О сюжете.
Манга. Автор: Сасуга Кей. Публикация: 2014–2020 (Weekly Shounen Magazine). Средняя взвешенная оценка на MyAnimeList: 7,17 (51 947 голосов); личная оценка: 6,6.
Аниме. Студия: Diomedéa. Год выхода: 2019. Средневзвешенная оценка: 7,39 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 53053); личная оценка: 7,25.
У старшеклассника Нацуо Фудзии было две больших мечты – стать настоящим писателем и добиться взаимных чувств от своей учительницы, внешне позитивной и улыбчивой Хины Тачибаны. Но признаться не смог, а вместо этого решил обо всём забыть, для чего пошёл на групповое свидание. Сбежав оттуда с кудере Руи, предложившей ему потерю девственности вместо знакомства. Дабы забыть о Хине, Нацуо согласился, ибо не знал тогда парень, что его отец, женившись второй раз, приведёт дочерей жены, которыми столь неожиданно оказались Хина и Руи (а они ещё и сёстры!)! И теперь Нацуо предстоит решать: отринуть ли чувства к Хине, начать ли всё с начала с Руи, продолжать ли писать (а то и писатель, и редактор в знакомых есть, не зря же их в сюжет ввели?) и вступать ли в литературный кружок к застенчивой Миё и беззастенчивой Момо. Впрочем, если аниме концентрируется лишь на школьной жизни героев, то манга даст ответы на вопросы: а что будет уже в жизни студенческой.
1.2 От мелких проблем к эпичному провалу.
По традиции, стоит начать с мелочей и незначительных, но порой тянущихся через всю мангу. Самым ярким примером будут не особо нужные побочные истории, связанные с эпизодическими персонажами. Появляясь совершенно случайно (ГГ пришлось ходить на подготовительные курсы, взять интервью и прочее), там рассказывают драматичную вроде как историю, притом со смыслом. Но на главного героя они особо не влияют, да и в дальнейшем не фигурируют, то есть, представлены ради самих себя. Вот только особого сопереживания известие о смерти любимого девушки, с которой читателя познакомили главу назад и которая его годы не видела, лично у меня не вызвало. Не говоря уже про то, что порой ГГ ведёт себя слишком по-сёненски: всем помочь, всех спасти, всюду побывать. И вроде как работает штамп, но полностью в такие истории не проникнешься и драмы не будет. Как и не запомнятся надолго важные истории о гадких утятах и прочем. Хотя даже это лучше, чем показ посредством мини-истории о работе одной из героинь заграницей в США ксенофобии, существующей у американцев по отношению к японцам. Бесспорно, ксенофобия есть и в США, но вот когда об этом начинают так рьяно говорить представители мононациональной страны, исторически известной своим долгим нетолерантным отношениям к гайдзинам (хотя сейчас, конечно, куда лучше, чем в том же XIX веке), то уровень доверия не сильно выше, чем к федеральным каналам. Также есть линии второстепенных персонажей, которые периодически появляются в сюжете, но фактически тоже никуда не ведут. Здесь стоит похвалить аниме-адаптацию, что изначально не показала часть этих линий, поскольку те по итогу оказались тупиками.
Также мангака неоднократно использует неожиданнейшие сюжетные повороты, которые хоть и оказывают ожидаемый эффект оглушения, в конечном итоге скорее вызывают привыкание. Да и появляющиеся конфликты весьма однозначны и нацелены на «пожалейку» или возмущение несправедливостью, будь то мини-арка про сталкера, либо же изначально не сильно реалистичная история про чудом сделанные качественные компрометирующие Хину и Нацуо фотографии, которые затем также удачно всплыли в шантаже. Который также совершенно сказочно наивно замяли, хотя можно было подать такую интересную тему, как реальные ставшие знаменитыми юноши и девушки справляются с таким стрессом и грязью, которая чуть ли не неизменный побочный эффект славы. И по отдельности, эти конфликты в принципе не доставляют неудобства, но стоит собрать их вместе и осознаёшь, что таких вот пробелов в манге довольно много. Не говоря уже о том, что частые драматические повороты за одно произведение, построенные по слишком уж явному принципу, вызывают меньший отклик.
Впрочем, всё сие просто меркнет на фоне оглушительного по своей тупости финала. Серьёзно, использование твистов ещё можно как-то оправдать в предыдущих случаях (даже одно из расставаний ГГ, хотя причина и там натянута на причинное место), то вот финальный, если без спойлеров, просто идёт в наглый разрез с предыдущими решениями героев, их логикой, да и опять-таки связан не с внутренним осознанием ГГ своих чувств, а именно внешним фактором. По воле которого отменяется всё, что было до этого, ведь неожиданно же. Да, неожиданно, но напрочь убивает вообще всю логику происходящего, отчего последние главы читаются как несусветная дичь и воспринимаются на уровне финала «Ореимо», хотя в целом «Домекано» оставило куда более приятных впечатлений. И, как и в аниме про Сестрёнку, плоха не изначальная идея, а именно реализация. Сама-то идея показать Нацуо, на что пошла одна их сестёр ради него и тем самым склонить чашу весов при выборе в другую сторону, действительно интересна. И реализовать её можно было бы чуть ли не десятком более адекватных, хотя и менее «остросюжетных» поворотов, начиная от огласки истории со снимками и заканчивая как бы случайно подслушанным разговором о прошлом. В самой манге есть несколько хороших очевидных развилок, каждая из которых могла бы привести к логичному финалу с Руи или Хиной, либо же оставить концовку открытой (на такой точке завершилось аниме и в этом плане даже его концовка куда лучше той, что в манге). Но ведь так было логичнее, а не драматичнее. Хотя это и последующие события кроме непрерывного Ринпалма у меня ничего не вызвали. И дело отнюдь не в том, что по итогу была выбрана нелюбимая мной девушка (моё отношение к ней скорее нейтральное). Проблема в той же подводке: её можно (и нужно было) сделать раньше, но вместо этого вышеназванный поворот случился уже когда Нацуо собирался жениться на одной из героинь – настолько он в своих чувствах уверен был! А потом переобулся, ведь и невеста вроде как против, да и он сам только поэтому всё понял. И знаете, мне больше всего здесь интересно, как они втроём эту мракобесную вакханалию будут объяснять лет через 10-15 подросшему результату «ошибочных чувств», ставшему из-за таких вот дебилов ребёнком из неполноценной (на уровне закона как минимум) семьи. В общем, ни капли реализма, здравого смысла и полный бред.
1.3 Оправданность, атмосфера и отодвинутое на второй план.
И такая идиотия здорово расстраивает, но ещё и потому, что до этого в целом, не смотря на все огрехи, в происходящее верилось и чувствовался потенциал истории! В отличие от того же «Ореймо», что довольно долго катилось к днищу мироздания, очень большая часть «Домекано» именно располагает к себе. Разумеется, в том числе из-за хорошей проработки всех сторон любовного треугольника. Показаны обе стороны, причём как положительно, так и отрицательно: к примеру, Хина, что с одной стороны действительно способна идти на жертвы ради любимого, но с другой – последнее и окончательное нет также не решается сказать, к тому же часто колеблется после принятого решения. Да и неспособность сразу отказать, а желание всё решать самой порой только усугубляло дело. Не идеальна и Руи: долгое время пассивна, также не всегда доводит дело до конца, а порой, запутываясь в своих чувствах, творит откровенную дичь (и это притом, что она моя фаворитка!), одна из которых своим масштабам схоже с тем, что выкинула Рури Гоко во всём том же «Ореимо». Да и сам Нацуо, как и положено типичному ГГ сёнена, вечно мечется, не знает, с кем быть и даже самостоятельных решений не принимает, когда они прям нужны (два их них и приводят мангу в конечном счёте к безобразию в финале).
Но ведь именно такими и оказываются многие любовные треугольники в жизни реальной: там тоже полно нелогичностей, решений извне и постоянных поворотов туда-сюда и обратно. Ведь их принимают люди, которые очень часто действуют не по наущению рассудка, а по импульсу, о чём потом жалеют. Занятно, что это понимают даже сами персонажи, говоря о том, как порой сложно поступить правильно, даже зная путь верный. И как ни странно, именно таким и больше сопереживания, ибо они действительно выглядят и ведут себя как люди (кроме, конечно, не вписывающегося вообще никуда финала). Жалко, что полностью драматичный потенциал любовного треугольника не реализован, ибо как раз целью авторши было найти-таки приемлемый вариант для всех. Жаль, что в суровой реальности таких не существует.
Также отлично передана та самая приятная романтическая повседневность, причём с обеими девушками, хотя по времени, с которым ГГ состоял в отношениях с Хиной и Руи есть заметный перекос в сторону последней, что не совсем справедливо. Но сама романтика показана вполне отлично, причём с обеими девушками: есть сложности, которые проходит Нацуо, дабы начать с встречаться, есть и разные формы близости, досуга и самого процесса отношений, ведь Хина и Руи сильно разные. Есть и испытания, которые перепадают паре уже в процессе их отношений, но которые они проходят и любовь их крепнет. Посему в том числе Нацуо будет сложнее выбрать: слишком многое его связало с обеими. Притом с каждой что-то своё, будь то странное первое знакомство, неловкость первого признания, совместная поездка на Окинаву летом или на же на север зимой, простые милая свидания и посиделки у дома – всё это описано и подано натурально. Как в манге, так и в аниме показали пикантности любви запретной: с учительницей ли и сестрой (Хина) или просто сестрой (Руи), хоть они и не кровные родственники. Сама любовь рассмотрена с разных сторон, будь то причины, по которым становятся любовницами у женатых людей, жертвенность, по которой даже карьерой можно поступиться в угоду любимому. Либо же простая, но столь необходимая ежедневная забота или, вновь, отношения на расстоянии. Не забывают и школьных друзей, иногда встречаясь с ними и проводя культурно время (начало становления школьной дружбы также показано и в аниме). Используется иностранный сеттинг, причём неплохо (если забыть про лютых ксенофобов-янки, бедных японцев притесняющих). Присутствует и добротная комедийная часть, почему-то отсутствующая в жанрах.
Помимо тупиковых ветвей и нераскрытых персонажей нашлись и те, что тянулись довольно долго и более того, даже привели к изменениям в главном герое. Так, выделилась побочная история актрисы Серидзавы, которая прошла путь от избыточно старающейся единоличницы к той, что уже и других замечает и ценит и себя не загоняет. Параллельно с этим испытавшую первую романтическую любовь во всех милых и неловких сценах, чем вызвала сопереживание и даже небольшую жалость, ведь она не в числе главных героинь и исход её любви печально закономерный отказ. Так, работая в театральном кружке с Серидзавой и улучшая отношения с ней, ГГ постиг иные виды деятельности, как писательской (сценарист пьес), так и чернорабочего театра и даже актёра. А писателю любой жизненный опыт не повредит. Тема писательства, кстати, находившаяся в аниме лишь в зачаточном состоянии, получила подлинное развитие в манге: как оказалось, даже победы в престижном конкурсе мало. Чтобы выпускаться, нужно постоянно о чём-то писать. А для этого желательно быть в курсе перипетий жизни и быть в поиске нового. Вот только непрерывно никто не пишет: будут и творческие кризисы, и простои и неудачные публикации и всё прочее. А с этим ведь тоже нужно справляться! И Нацуо справляется; конечно, же не один: в помощь ему именитый писатель Тоген-сенсей, история которого также перекликается с историей Нацуо, а также влияет на него: именно благодаря своему наставнику, главный герой обретает и жизненный опыт, и набивает шишки, и даже справляется с такой вещью, как творческий кризис. И, как и читатель, начинает сильнее ценить имеющийся талант, что безусловно важно. И это в Домекано показано очень убедительно.
2. Персонажи.
2.1 Главные и бывшие в аниме.
Нацуо Фудзии – главный герой аниме и манги, старшеклассник, затем студент литературного факультета. Изначально влюблён в Хину и томился от безысходности (даже секс с Руи не помог), но затем повезло на какое-то время. А потом и чувства с Руи закрутились-завертелись... Хотя не лишён рассудка, частенько ошибается, опрометчив, а в важных решениях может оказаться несамостоятельным. Хотя скорбит по почившей матери, к новым отношениям относится отнёсся спокойно. Мечтает стать писателем и идёт к этому всю мангу, минуя все трудности. В школе участвовал в деятельности литературного кружка, в университете –театрального.
Руи Тачибана (CV Майя Учида) – одна из главных героинь. Поначалу необщительная и чересчур прямолинейная кудере, которую интересует лишь чтение, но уже в аниме постепенно становящаяся более рассудительной, а главное – открытой для новых и сильных, которые в манге приведут даже к возникновению сильной ревности и, отчасти, даже зависимости от партнёра. Проявляет сильную заботу от Нацуо и со временем начинает уже сама требовать заботы. Участвовала в литературном кружке, но подлинной её страстью стала готовка, ради которой она даже ездила стажироваться заграницу (+к уместности иностранного сеттинга). Как и Нацуо, порой принимает совершенно идиотские решения (два из них повинны сюжетно в финале манги), о коих затем жалеет. И точно также, как и вся их семья, печётся о других, больше чем о себе и ради них идёт на многое. Девушка, ради которой я вообще сел читать эту мангу...
Хина Тачибана (CV Ёко Хикаса) – учительница английского у Нацуо, сестра Хины (а затем и ГГ, не по крови). Внешне весела и беспечна, любит выпить, но внутри имеет опыт неудачных отношений (решённый не без помощи Нацуо и Руи). Хотя в начале много говорит о важности взросления (чем задела Руи и косвенно подтолкнула ту к её странному поступку), сама очень часто совершает совсем невзрослые поступки, а после поступков стоящих сильно колеблется. Склонна решать всё в одиночку. Также со временем сильно влюбляется в Нацуо (и ей даже везёт) и ради него действительно идёт на многое. Ранее работала учителем, затем устроилась в отель для интуристов.
Момо Касивабара – школьная подруга Руи и Нацуо. Вся школа её знает как ветреную во всех смыслах девицу, но сама Момо объясняет это переменной влюбчивостью. Имеет порезы на запястьях, возникшие по той же причине, что и у Юки Отовы из «Крещендо». Была влюблена в Нацуо и даже пыталась его завоевать, но получила отказ, с чем, впрочем, смирилась и нашла новое счастье.
Миу Ашихара – глава литературного кружка в школе, куда затем вступили Нацуо, Руи, Момо, а потом и младшегодки. Ответственная, скромная и безответно влюблённая в учителя литературы девочка. Впоследствии идёт работаь.
Алекс Дж. Мацукава – японец, выросший в США (да, тема Америки многократно затрагивается автором). Весёлый и открытый парень, которому совершенно точно нельзя выпивать, ибо кидается на людей, не разбирая пола и возраста. Был влюблён в Руи и даже пытался её добиться. Также находит своё счастье, уже в Штатах.
Фумия Куримото – школьный друг Нацуо, помогающий ему дельными советами и официант кафе. Несколько полноват, хочет найти себе подружку. Не смотря на потенциал, в манге так и не раскрыт.
Рейдзи Кирия – учитель литературы и куратор литературного клуба, хитростью записавший туда Нацуо. Слегка беспечный, но знаток своего дела. Сам писатель, пишущий под псевдонимом. В прошлом имел грустную историю с безответной любовью его ученицы. Так как его сейю Хикару Мидорикава, то автоматически +100 к харизме, но эпизодичности персонажа это не отменяет.
Сю Хагивара – школьный учитель Хины и её любовник (уже четвёртый случай любви учителя и ученика) на начало манги и аниме. Хотя Хиной дорожил, на развод так и не подал, за что получил претензии от Нацуо и Руи. В конце концов, расстался с Хиной, но сохранил к ней чувства.
Масаки Кобаяси – владелец кафе, где работает Фумия и частенько засиживаются главные герои. Бывший якудза, весь в тату, ныне ставший открытым геем и живущий так, как сам того хочет. Неплохо разбирается в отношениях героев и также порой даёт советы и научщения.
2.2 Заметные, но бывшие лишь в манге.
Мияби Серидзава – участница университетского драмкружка, очень талантливая актриса. К актёрской игре пылает страстью ещё со школы, но с тех пор излишне упорствует, загоняя себя и других. Ненавидит тех, кто не отдаётся работе полностью, из-за чего поначалу конфликтовала с Нацуо, но затем разногласия были устранены, драматургия заработала и даже весьма пылкая любовь развилась.
Курумидзава Сигемицу (Тоген-сенсей) – немолодой маститый писатель, который взял Нацуо себе в помощники (спасибо его редактору Соитиро Цутае, что помимо своей работы, испытывал порой и муки выбора, ведь хайпа автору могут принести совсем неприятные события). Неряшлив, спит где попало и много курит, но при всём том во многих чуть ли не профессиональных аспектах разных видов работ осведомлён очень хорошо. Испытывает муки совести за две серьёзные ошибки прошлого (хотя одну из них, пусть и отчасти исправить смог). Довольно многому успел обучить Нацуо, став тому духовным наставником...
Токия Кадзита – молодой и амбициозный повар, часто соревновавшийся с Руи за первенство в готовке. Малоэмоционален и резок. Впоследствии его отношение к Руи улучшилось: он даже влюбился в неё, но получил отказ.
3. Анимация, саундтрек.
Относительно дизайна манги нареканий нет: мне понравился стиль Кей Сасуги и её чардиз. Да настолько, что многие арты прям в обзоре и использовались, ибо в самом деле весьма хороши. Притом, как ни парадоксально, одним из минусов манги будет наличие слишком большого количества этти в отдельных моментах: и это при условии, что итак есть экстры с H-сценами (рейтинга R+)! Не думал я, но и с этти в манге можно переборщить. Что интересно, аниме в этом плане вышло куда целомудреннее: хотя тоже есть любовные сцены, в остальном этти заметно меньше и сериал меж тем не пострадал.
Саундтрек в аниме весьма средний и фоновая музыка особо не впечатлила, равно как и ендинг. Но вот опенинг, хотя по первому разу показался странным, при повторном прослушивании уже зацепил: есть в этой резкой контрастности и вокале Минами что-то особенное. Притом остальное это всё же скорее драма ради драмы, притом слабая.
4. По итогу.
Драма, романтика и любовный треугольник – пожалуй, одни из тех жанров аниме/ВН/манги, к которым я почему-то проникаюсь особенно сильно; мои любимые «Школьные Дни» как раз пример такой любимой мной истории. Притом они относительно просты в использовании: достаточно красиво рассказать историю, вплетя свои смыслы, внести драму и романтику и добавив немного логики в происходящее. И стоит сказать, аниме с этой задачей в целом справляется, оставив открытую концовку, тем не менее, дающую надежды одной из героинь и показывая вместе с тем, что в мире нашем расплата за запретную любовь и грехи прошлого также неизбежна, так или иначе.
Куда сложнее как-то однозначно оценить мангу, к которой аниме «Домашняя подружка» служит, по сути, рекламой (являясь, конечно, и относительно самодостаточным произведением). С одной стороны, в манге есть просто отличные романтические линии, красивые описания и действительно приятные персонажи, следить за которыми интересно. Звучат и разумные мысли, и затронуты свои темы, специфически влияющие на окружение (трио из писателя, повара и учительницы было бы иным, если бы состояло из других профессий). Всё это обещало в «Домекано» отличную любовную историю, в которой вместе с тем хорошо раскрывались и некоторые нелюбовные темы.
Однако сему не суждено было сбыться. И дело не в мелких ошибках и затянутых и неуместных моментах, коими манга, к слову, тоже наполнена (глав 40 минимум выбросить можно, притом смело). Основная проблема, на мой взгляд, в слишком частом использовании автором неожиданных сюжетных поворотов. Притом, чтобы интерес не спадал, накал и ставки на каждом из них возрастают. Пока в кульминационный момент один из таких поворотов не превращает всё ранее показанное в фарс и клоунаду и гробит хорошие впечатления о изначально действительно интересной манге.
Обзор, как и сама манга, вышел также довольно неоднозначным. Собственно, я до сих пор не выработал однозначно хорошего или негативного отношения к первоисточнику (в отличие от аниме, которое считаю, не смотря на все огрехи, удавшимся). Ибо на одной чаше весов отличная романтика вкупе с интересными побочными линиями, а на другой – максимально идиотский финал и куча мелких недостатков и штампов.
Посему однозначно рекомендовать мангу к прочтению я не могу: слишком велико моё разочарование окончанием (повторюсь, проблема не в выбранном любовном интересе, а подведении к выбору). А вот аниме посмотреть можно: оно, хоть и довольно простое, в целом хорошее и свои темы в рамках хронометража вполне неплохо раскрывает. Возможно, решение о прочтении манги стоит принять после просмотра адаптации.
Заканчивая обзор, скажу, что я получил действительно полный спектр эмоций. И, наверно, это тоже в какой-то мере достоинство: если при прочтении разноплановые эмоции действительно меняли друг друга, подчас в течение нескольких глав, то это значит, что авторская задумка работает. И пусть моё впечатление об окончании крайне негативное, вместе с тем, перечеркнуть всё то хорошее, что я увидел и испытал, я также не смогу. И пусть тут как раз результат важнее пути, за счёт красоты самого этого пути у меня остались и хорошие впечатления о Домекано – первому и последнему творению Сасуги Кей, с которым у меня было желание ознакомиться.
Спасибо что прочли мою статью, которая, кстати, является юбилейной – сотой на канале!!! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!
#аниме #аниме обзор #обзор аниме #манга #драма #романтика #япония