Рассказ "Мамочка моя", часть 8.
-Венечка, забывать ты меня стал, - сладким голосом сказала Вера, поглаживая любимого по плечу.
-Дел много, но обещаю приезжать чаще.
-Одними обещаниями и живу. Жду тебя одного. Хотя у нас в правлении много тех, кто хотел бы не просто со мной время проводить, но и замуж готов взять.
-Так выходи. Не век же тебе одной быть! - пожал плечами Веня.
-Вот ты как? - всхлипнула Вера. - Значит, не нужна я тебе вовсе. Как помочь надо, грузовик новый в твой колхоз отправить, так Верочка. А как жениться, так я не нужна.
-Веруня, не плачь. Ты же знаешь, как я к тебе отношусь. Добрая ты женщина, умная и горячая. Мне такие нравятся. Но ты старше намного, сама должна понимать, что семьи у нас быть не может.
-На свой ЭТОЙ жениться хочешь? Надей вроде её зовут?
-На ней и женюсь. Она чистая и невинная. О другой жене и думать не хочу. Но ты не бойся, Вера. Тебя не забуду. Будем встречаться с тобой, как и раньше. Но часто не получится. Сама понимаешь. Поэтому и хочу, чтобы ты не ждала меня днями и неделями, а нашла себе мужчину нормального. Жила бы с ним, а мы бы с тобой нашли время и место, где встретиться, правда? Машина же моя на ходу. Так что это и не проблема вовсе, - Веня обнял Веру и положил её голову к себе на грудь.
-За что это мне такое испытание? Умом понимаю, что ты со мной только потому, что тебе помощь моя нужна, раз я при должности. Но сердце говорит совсем другое. Как увижу тебя, так таю.
-Не такой я корыстный, как ты думаешь. Если бы ты мне не нужна была, то меня бы здесь не было, - ответил Веня. Потом, немного помолчав, добавил: - Ты поможешь мне?
-Вот видишь. Ты сегодня пришёл, потому что помощь снова понадобилась. Рассказывай.
Веня всё выложил. Вера внимательно выслушала, а потом сказала:
-Какой ты страшный человек, Веня, опасно с тобой связываться. Не жалко тебе своего односельчанина?
-Чего его жалеть? Пусть получит то, что заслужил.
-Ну, что же, - задумчиво произнесла Вера. - Комиссии надо показать, что она работает.
-Вот и пусть комиссия покажет это на примере Стёпки. Другим неповадно будет колхозное добро расхищать, - радостным голосом ответил Веня, а потом начал целовать Веру так, что она была согласна выполнить все его желания.
***
Степан в тот день задержался на работе. Один из сельских жителей по имени Василий должен бы передать Степану мешок комбикорма. И надо было отнести мешок в деревню, но сделать это так, чтобы никто не видел. Степан знал, что комбикорм "доставал" сам агроном. Поэтому был спокоен. Никто проверять Степана не будет. В этом он был уверен.
В то время все колхозники несли домой всё, что "плохо лежало". Без картошки, морковки или кочана капусты домой с работы не возвращались. Это во времена Сталина боялись колосок взять, а сейчас прошло уже 3 с половиной года, как не стало Иосифа Виссарионовича, и люди "выживали" как могли. Солому для скотины брали в поле вечером или ночью солому, приносили зерно. А комбикорм мог вынести только агроном. Самому ему это делать было опасно. Не позволил бы председатель. Ещё на устах было "дело председателей", которые получили в конце 40-ых годов"по полной". Поэтому агроном передавал комбикорм Василию, а тот попросил Степана занести мешок к себе и спрятать.
Так жили все и не считали, что совершают что-то "такое", за что должно быть стыдно. И Веня тоже участвовал во многих "делишках". Не раз вывозил на своём грузовике "лишний" мешок зерна.
Почему "проверка" приехала в тот осенний вечер, никто не мог понять. Вроде бы их колхоз недавно проверяли. Всё было хорошо, "чисто". Так сказала строгая комиссия. Конечно, колхозники были предупреждены об этом. Поэтому проверка прошла гладко.
А вот Стёпа попался с поличным. И не просто с ведром картошки или с кочаном капусты, а с целым мешком комбикорма.
***
О том, что Стёпу "забрали", Надя узнала, когда приехала в деревню в субботу. Об этом говорили все жители деревни. Они переживали за Стёпу, но больше всего боялись за себя. Если Степан расскажет о том, что все колхозники возвращаются домой не с пустыми руками, то тогда... Люди боялись представить, что может быть.
Надя даже забыла обиду. То, что Стёпа был с Сонькой, теперь казалось сущей мелочью в сравнении с тем, что ему грозило. Надя пошла к Дуне, чтобы узнать все подробности.
-Как же так? Дуняша, не молчи, скажи, как всё произошло?
Дуня сказала то, что знала. В конце добавила:
-Кто-то сообщил "куда следует". Просто так проверка бы не приехала.
-Но из наших, деревенских, никто не мог, - развела руками Надя. - Тогда всех можно судить. Может, кто-то на место председателя метит?
-Не знаю, ой, Наденька, ничего не знаю. Горе нам такое, если бы ты знала. Володька мой плачет. Боюсь, что совсем ослепнет. А их мамка, свекровь моя, места себе не находит.
-Я знаю, что все волнуются.
-Все за себя боятся, переживают, что Стёпа рассказать может обо всём, что происходит в колхозе. Но он не такой. Ты же его знаешь.
-Я уверена, что он ни одного имени не назовёт. И агронома не выдаст. Только бы его самого отпустили.
-А это вряд ли, - Дуня закрыла лицо руками. - Папка мой сказал, что за хищение колхозного имущества Стёпе грозит от 5 до 8 лет нахождения в исправительно-трудовом лагере. Хоть бы дали минимальный срок.
-Бедный Стёпа! - заплакала Надя и обняла Дуню. - Значит, отправят его куда-нибудь на Крайний Север.
-Прости меня, Надя, - всхлипывая, сказала Дуня.
-За что?
-За сестру мою непутёвую. Разбила вашу пару, а сама уехала в город. И глаз в деревне не показывает. Может, если бы вы вместе со Степаном были, всё обошлось бы. А то одни неприятности на его голову посыпались.
***
Степан никого из односельчан не выдал. Сам получил 5 лет и был отправлен в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с другими заключёнными принимал участие в строительстве дорог на Дальнем Востоке.
В деревне люди с уважением отзывались о Степане, который молча согласился со своей участью. Не отрицал свою вину, ничьих имён не называл. Сказал только, что сам ответит, раз виноват.
Жители деревни после этого случая первое время боялись "нести" домой то, что "плохо" лежит. Правда, прошло время - и всё стало так, как прежде. Людям надо было кормить скотину и как-то жить.
О том, что Веня ко всему причастен, никто и подумать не мог. Жители деревни были уверены: свои своих подставить не могут. Поэтому все решили, что проверка приехала сама, без чьей-либо "подсказки".
Начало. Читайте: Некрасивая.