Найти в Дзене
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Разбор синглов R.E.M.: эра «Automatic for the People» (часть вторая)

Продолжаем разбираться с отдельными составляющими самой лучшей по мнению многих поклонников эры группы R.E.M. И, как я анонсировал ранее, сегодня будет вторая, но не последняя часть разговора о синглах времён «Automatic for the People». На контрасте с двумя крайне хитовыми мотивами средней степени грустности из первой части («Drive», «Man on the Moon») сегодня будет прямо две противоположности. Разберём самый позитивный сингл с альбома и самый депрессивный. Но это уже кому как. Первая часть, упомянутая чуть выше, доступна по ссылке: А если вдруг по какой-либо причине вы пропустили разговор о самом альбоме «Automatic for the People», то вам сюда: Остальным же приятного чтения и прослушивания. Раскроем ещё несколько архивных страниц творчества R.E.M. «The Sidewinder Sleeps Tonite» дата выхода сингла: 1 февраля 1993 года (Великобритания), 6 апреля 1993 года (США) песня не исполнялась вживую Третий сингл альбома «Automatic for the People» был выпущен в самом начале 1993 года. Напомню: R.
Оглавление

Продолжаем разбираться с отдельными составляющими самой лучшей по мнению многих поклонников эры группы R.E.M. И, как я анонсировал ранее, сегодня будет вторая, но не последняя часть разговора о синглах времён «Automatic for the People».

1993 год. За кулисами премии MTV Video Music Awards.
1993 год. За кулисами премии MTV Video Music Awards.

На контрасте с двумя крайне хитовыми мотивами средней степени грустности из первой части («Drive», «Man on the Moon») сегодня будет прямо две противоположности.

Разберём самый позитивный сингл с альбома и самый депрессивный. Но это уже кому как.

Первая часть, упомянутая чуть выше, доступна по ссылке:

А если вдруг по какой-либо причине вы пропустили разговор о самом альбоме «Automatic for the People», то вам сюда:

Остальным же приятного чтения и прослушивания. Раскроем ещё несколько архивных страниц творчества R.E.M.

«The Sidewinder Sleeps Tonite»

дата выхода сингла: 1 февраля 1993 года (Великобритания), 6 апреля 1993 года (США)

песня не исполнялась вживую

Стандартное оформление практически всех изданий сингла.
Стандартное оформление практически всех изданий сингла.

Третий сингл альбома «Automatic for the People» был выпущен в самом начале 1993 года. Напомню: R.E.M. не гастролировали с 1989 года и в поддержку своего самого успешного альбома они дали всего один концерт в клубе в родном городе. Всё. Но как же обойтись без классического промо?

В качестве очередного релиза группа выбрала песню «The Sidewinder Sleeps Tonite» – определённо самая весёлая на всей пластинке и потому она как бы выбивается из общей массы. Лично я бы предпочёл в качестве сингла «Ignoreland», но и так тоже неплохо.

Питер Бак, гитарист группы, так объяснял появление «Sidewinder» на альбоме:

«Мы включили эту песню на пластинку, чтобы нарушить преобладающее настроение альбома. Учитывая, что в записи речь шла о смертности, течении времени, самоубийствах и семье, мы почувствовали, что необходимо добавить светлое пятно. Оглядываясь назад, участники группы сходятся во мнении, что это, возможно, слишком легковесно».
2003 год.

Последнее предложение Питера как бы ясно даёт нам понять, почему с возвращением в туры R.E.M. предпочли даже не пробовать воспроизводить «The Sidewinder Sleeps Tonite» вживую. А может быть всё дело в сложной вокальной партии Майкла Стайпа:

Call me when you try to wake her up
Call me when you try to wake her

Это знаменитый припев песни, который зачастую воспроизводят неправильно даже носители языка. К примеру, calling Jamaica!

Видеоклип снял популярный режиссёр 90-х Кевин Керслейк и, как по мне, это самая неудачная работа R.E.M. в рамках промо для альбома. Чисто субъективно, опять-таки.

Ставка на британский рынок вновь оправдывала себя. Но с излишней долей скромности. 17-е место в чарте синглов против 18-го у прославленной «Man on the Moon».

На этот раз релиз был относительно скромным, но без любопытных би-сайдов не обошлось.

«The Lion Sleeps Tonight»

Оригинальный исполнитель: The Tokens

впервые кавер исполнен вживую: 23 сентября 1981 года на концерте в городе Атенс (США)

в последний раз кавер исполнен вживую: 17 августа 1985 года на концерте в городе Оттава (Канада) в рамках «Reconstruction Tour»

О да, одна из самых заедающих песен всех времён. Которую американцы в своё время привезли прямиком из африканских джунглей.

Для группы The Tokens она так и осталась единственным значимым хитом, а последующие судебные разбирательства по поводу авторского права с наследниками Соломона Линды, того самого африканца-автора, наложили заметный отпечаток на моё впечатление от этой великолепной песни.

А вы тоже заметили сходство названий («The Sidewinder Sleeps Tonite» и «The Lion Sleeps Tonight»), некоторое сходство в мелодиях и даже в вокальных партиях. Что ж, R.E.M. тоже заметили. И не стали отпираться от заявителей из Америки (хитрые ребята, верно?) и просто записали кавер на песню, добавив его в качестве би-сайда.

Поскольку они играли «The Lion Sleeps Tonight» живьём в ранние годы карьеры – выбор был несложный.

«Organ Song»

Совершенно неожиданный би-сайд.

Определённо Ханс Циммер был бы рад использовать именно эту мелодию, например, для фильма «Интерстеллар». Вот ради таких запоминающихся сюжетов я и слушаю дискографию R.E.M.

Ещё одним европейским би-сайдом стала демо-версия песни «Star Me Kitten», вошедшей на альбом «Automatic for the People». В ней можно услышать знакомые космические нотки и в чём она даже превосходит окончательную версию.

Добавлю, что «Star Me Kitten» прозвучала вживую 28 раз во время тура «Monster».

Другими би-сайдами на различных изданиях сингла были уже знакомые песни: «Fretless», ранее входившая в саундтрек к фильму «Когда наступит конец света» и на сингл «Losing My Religion», а также «Get Up», продолживший традицию менеджмента и группы добавлять песни с альбома «Green» на би-сайды к синглам «Automatic for the People».

Вроде бы ничего не забыл. А значит самое время рассказать о песне, считающейся второй самой известной во всём каталоге R.E.M.

«Everybody Hurts»

дата выхода сингла: 5 апреля 1993 года (Великобритания), 13 июля 1993 года (США)

впервые песня исполнена вживую: 19 ноября 1992 года на концерте в городе Атенс (США)

в последний раз песня исполнена вживую: 18 ноября 2008 года на концерте в городе Мехико (Мексика) в рамках «Accelerate Tour»

«Всем больно», «Каждый страдает» или как ещё угодно – четвёртый сингл с «Automatic for the People» и, для массового слушателя, самая известная песня на альбоме. Нередко она возглавляет списки самых трогательных творений. Учитывая сегодняшние события на постсоветском пространстве – «Everybody Hurts» можно легко использовать и как средство для исцеления, либо же совсем наоборот.

Майклу Стайпу больше нравился первый вариант, несмотря на минорное настроение альбома.

Неспроста ведь следующий факт: когда в 2010-м году на Гаити случилось землетрясение, унёсшее жизни огромнейшего количества человек, именно «Everybody Hurts» была одной из песен, призванных для записи в качестве благотворительности.

Род Стюарт, Кайли Миноуг, Мика, Робби Уильямс, Майли Сайрус – вот далеко не полный список звёздных музыкантов, участвовавших в этом проекте.

Если о тексте надо в двух словах:

Иногда вам кажется, что вы сыты по горло этой жизнью, что нет в ней больше никакого смысла. Задумайтесь. Не сдавайтесь. Ведь страдает каждый. Бывает, что всё идёт не по плану. Ищите утешение в своих друзьях и родных. Не опускайте руки. Ведь несмотря ни на что – вы никогда не будете одиноки.

Посыл прост и понятен каждому.

В отличие от предшественника, на «Everybody Hurts» снято просто потрясающее видео, одно из самых памятных в карьере R.E.M. По сюжету группа оказывается среди застрявших в пробке машин на шоссе в Техасе. А вокруг них люди, чьи мысли транслируются на экран. Заканчивается всё хэппи-эндом.

Клип позже удостоится множества наград от MTV.

Вместе с «Drive» и «Man on the Moon» «Everybody Hurts» образует святую тройку синглов с «Automatic for the People», прозвучавших на том самом единственном маленьком концерте в 1992 году и пронёсшихся через всю оставшуюся часть карьеры R.E.M. до финального шоу в Мексике.

У «Everybody Hurts» множество памятных живых моментов, но особняком всё равно стоит выступление на фестивале Live 8 в 2005-м году. Смотреть, как реагирует на хит публика – бесценно.

С коммерческой точки зрения сингл тоже стал успешным. Седьмое место в британском чарте, шестое в Австралии, четвёртое – в Нидерландах. Возможно, этому поспособствовала не только сила самой песни, но и различные издания сингла, переполненные интересным контентом.

«Mandolin Strum»

Бренчание мандолины – знакомо? Очень похоже на качественную демо-версию ТОГО САМОГО ХИТА.

Собственно, кому не хватало этого инструмента на альбоме – вам сюда.

«New Orleans Instrumental No. 1 (long version)»

Просто поверьте мне на слово. В Youtube не нашлось, на стримингах тоже. Только сайты с архивами.

Но по сути это тот же инструментал, что и на альбоме. Только подлинней.

«Chance (dub)»

Куда же без фирменного баловства группы на би-сайдах?

В многом раритет, ибо выходила только на европейском издании сингла «Everybody Hurts» и впоследствии на бонус-диске к сборнику лучших хитов 2003-го года.

Из ранее знакомого на различных изданиях: «Dark Globe», кавер на Сида Барретта, ранее выходивший на сингле «Orange Crush» в 1988-м. «Pop Song 89» с альбома «Green», по традиции. «Organ Song», прослушанная выше – её добавили на американские издания этого сингла.

Также лайв-запись самого хита «Orange Crush» с концерта в Майами в 1989-м, ранее доступная на британском издании сингла «Radio Song». Я обнаружил эту версию на неофициальном бутлеге «Songs for a Green World». А Я.Музыка бутлегами не грешит.

Было и ещё две лайв-записи на сингле «Everybody Hurts», которые представлены на следующих синглах. О них по ссылке ниже:

Если нравится статья – поставьте лайк, подпишитесь на канал и не забудьте заходить сюда почаще, чтобы не пропускать свежие материалы.

Поддержите канал монетой, если есть желание:

https://yoomoney.ru/to/410013170821038

Подборка по творчеству R.E.M. на моём канале:

R.E.M.

Напоминаю также о своём Телеграм-канале.