Найти в Дзене
Желаю, чтобы все!

Саша Комар -песни, тюрьма, гибель (часть 2)

Начало здесь. На те застойно-застольные годы приходится и пик расцвета радиохулиганства в СССР, уникального явления, не имеющего аналогов в мире. Радиохулиганы или, как их еще называли в народе, "любители" являлись некой предтечей современных FM - станций. Деятельность этих первопроходцев была тогда запрещенной и уголовно наказуемой. Подробно о радиохулиганах здесь. Во многом благодаря им, новые записи Комара моментально появлялись в эфире, в самодеятельной музыкальной программе какого-нибудь "Ребуса" или "Демона". И прочно удерживались в верхних строчках всех, выражаясь современным языком, хит-парадов. А аудитория у этих "вольных радистов" была огромной, и это помогало популярности певца в отдельно взятом регионе. Именно в Воронеже и области, его песни получили самое большое распространение. Но почему при таком колоссальном количестве материала и высочайшем мастерстве исполнения не достиг Комар всесоюзной известности? Как, например, Аркадий Северный? Ответ прост. Не попал он в ру
Комар (Александр Спиридонов)
Комар (Александр Спиридонов)

Начало здесь.

На те застойно-застольные годы приходится и пик расцвета радиохулиганства в СССР, уникального явления, не имеющего аналогов в мире. Радиохулиганы или, как их еще называли в народе, "любители" являлись некой предтечей современных FM - станций. Деятельность этих первопроходцев была тогда запрещенной и уголовно наказуемой. Подробно о радиохулиганах здесь.

Во многом благодаря им, новые записи Комара моментально появлялись в эфире, в самодеятельной музыкальной программе какого-нибудь "Ребуса" или "Демона". И прочно удерживались в верхних строчках всех, выражаясь современным языком, хит-парадов. А аудитория у этих "вольных радистов" была огромной, и это помогало популярности певца в отдельно взятом регионе. Именно в Воронеже и области, его песни получили самое большое распространение.

Но почему при таком колоссальном количестве материала и высочайшем мастерстве исполнения не достиг Комар всесоюзной известности? Как, например, Аркадий Северный? Ответ прост. Не попал он в руки "косарей", настоящих подпольных импресарио, таких как С. Маклаков, В. Коцишевский или С. Ерусланов. Не было в то время в Воронеже "писарей" такого уровня. Был еще один важный момент в творчестве этого самобытного артиста - отсутствие финансовых отношений. Певцу денег за запись не платили, на тиражировании его песен не зарабатывали. Такие уж были нравы в провинции, в большинстве случаев.

В отношениях между коллекционерами чаще всего всё сводилось или к обмену ("я тебе свежий концерт Комара, а ты мне "SPASE", который у тебя в хорошем качестве") , или же расчет производился "жидкой валютой". Желающий приобрести новую запись тащил в дом к ее обладателю свой магнитофон и энное количество спиртного. Начиналась перезапись, в ходе которой за добавкой бежал уже сам хозяин, а заканчивалось все зачастую грандиозной попойкой с участием подоспевших товарищей. Мой друг Миша Афанасьев однажды обнаружил в разросшейся в процессе такой "перезаписи" компании .....самого Комара, который, сняв со стены гитару хозяина, уселся на подоконник раскрытого окна и добрых пару часов услаждал слух собравшихся во дворе аборигенов.

Справа Комар.
Справа Комар.

В начале 70-х годов по "Голосу Америки" прозвучала песня "Колыма" в исполнении "барда из захолустного российского города" - именно так обозвали Воронеж. После этого компетентные органы взялись за Спиридонова всерьез. "Нам мешают жить пресловутые "Комары" и им подобные", - писалось в одной из газет в статье о радиохулиганстве. Комара часто вызывают на профилактические беседы в милицию, некоторые из которых, по свидетельству матери певца, сводились к банальным избиениям.

Хватало прессинга и на бытовом уровне. Например, стоило ему устроиться на работу (как правило, водителем), тут же следовала своеобразная реакция правоохранителей. Выражалось это в бесконечном наведении справок и роспуске порочащих сведений. В итоге он вынужден был увольняться. На новом месте работы случалось то же самое. А там не за горами маячил и очередной срок...

Воронежский журналист Е. Шкрыкин так описывал этот период жизни Комара: "Он входил в пике замкнутого круга, из которого выбраться у него не хватало сил, да и, видимо, уже и желания. Тюремная среда принимала его, давала возможность для утверждения и самореализации, а вольная - отторгала, запрещала, подавляла. И в этом был трагизм его тогдашнего положения"

На работе. Надолго ли?
На работе. Надолго ли?

Восьмидесятые - время надежд и любви.

В 1984 году Александр освободился в последний раз. Едва оказавшись на воле, у одного из друзей он записывает 90-минутный альбом под условным названием "Для интимного круга". Первая часть заканчивалась песней Вертинского "Безноженька", которую он прокомментировал как "любимую песню Нестора Ивановича Махно". И тут же добавил со смешливыми нотками в голосе: "Эти песни для вас спел Сашка Комарик, вернувшийся из дикого, таежного края.." Действительно, последний срок он "тянул" на далеком Севере в Коми АССР, далеко от благодатного Черноземья. Интересная деталь: Комар сидел в лагере, в котором в 60-е годы проходил срочную службу охранником Сергей Довлатов. Через год, в 1985-м, он записывает еще один концерт.

В последних работах поклонники услышали несколько другого Комара. Эти песни отличает, в первую очередь, приличное качество записи. По-прежнему виртуозно звучит гитара, но стал жестче голос. Появилась некая раскованность, легкий кураж. Одним словом -пел взрослый, повидавший жизнь человек. Но не теряющий оптимизма и свойственного ему всегда чувства юмора.

С этого времени у Александра Спиридонова наступает время творческого застоя. Он прекращает записываться, о нем потихоньку начинают забывать поклонники его таланта. К тому же у него появляется семья - после первого неудачного брака он, наконец, обрел личное счастье. Встрече Александра со второй женой Мариной предшествовала романтическая история. Однажды он пел в школе, и ему понравилась одна девушка. Чувство было взаимным, их не остановила даже разница в возрасте (он был старше на 14 лет). И, несмотря на сопротивление ее родителей, не горевших желанием видеть в зятьях личность с репутацией уголовника, они расписались.

Комар зажил нормальной человеческой жизнью. В семье царила любовь и гармония и вскоре Александр стал отцом троих детей. Случалось, он по старой памяти поигрывал на гитаре в компаниях, соседям или продавщицам близлежащего магазинчика, но по большому счету творчество отошло на второй план.

В кругу семьи.
В кругу семьи.

Однако в самом конце 80-х друг певца, известный в Воронеже бизнесмен Александр Кокин, решил вернуть Комару былую славу. Способствовали тому и перемены в стране: некогда запрещенный жанр вышел из подполья и был признан неотъемлемой частью российского фольклора. Пользуясь обширными связями, Кокин знакомил с песнями Комара некоторых известных музыкантов, получая самые восторженные отзывы. К нему проявлял интерес Стас Намин, под эгидой его творческого центра планировался настоящий проект - с записью диска, концертными поездками по зонам, где отбывал наказание Александр и прочими мероприятиями для вывода исполнителя на серьезный уровень.

В то же время состоялось знакомство Комара с поэтом и рок-музыкантом Юрием Шевчуком - давним товарищем Кокина. Шевчук, восхищенный самобытным талантом Комара, был готов со своей стороны способствовать его продвижению и раскрутке.

Но, увы, грандиозным планам не суждено было осуществиться........

Продолжение здесь