Штык-нож М9 очень любим игроками, и не любим солдатами. У него очень противоречивая история объединяющая инновации и провалы. Этот штык-нож состоит на вооружении большого количества армий, и почти везде он одинаково не популярен у личного состава. Что же сделало его культовым провалом и как популярное кино повлияло на его появление?
В мае 1985 в журнале Armed Forces Journal вышла статья, в которой критиковалось отсутствие у американских войск соответствующего требованиям режущего инструмента. Штык-нож М7 был снят с производства в 1973 году, и армия не имела нового штыка, как и полевого ножа. К этому времени уже было очевидно, что штык-нож - в первую очередь инструмент, а не оружие.
Им пользуются гораздо чаще для резки, строгают дерево, вскрывают упаковки с едой или БК и т.д. М7 же вёл свою родословную от траншейного боевого ножа М3 времён ВМВ. Эта линия эволюции ножей прошла Корею, Вьетнам и уже 40 лет находилась на службе, и заменить пусть и несовременную, но отработанную конструкцию быстро представлялось сложным.
Армия боялась увязнуть в годах разработок и научно-исследовательских работ. Поэтому обратилась сразу к 49 девяти производителям ножей с запросом на возможную адаптацию уже имеющихся и известных моделей к роли универсального штык-ножа с функцией кусачек для проволоки и даже открывашки для бутылок.
6 прототипов были выбраны для участия в испытаниях, и только один из них прошёл без нареканий все тесты. Это был нож конструкции Микки Финна, от фирмы Qual-A-Tec. Эта фирма специализировалась на небольших военных контрактах, производя глушители для пистолетов и пистолетов-пулемётов, модернизации отдельных образцов и т.д. Некоторые работы этого производителя до сих пор остаются секретными.
Микки Финн к моменту начала работ над М9 уже был известен прототипов своего ножа для подразделений специального назначения флота США. Эта модель в последствии станет достаточно популярной на гражданском рынке из-за агрессивной формы, крупной пилы и характерных крупных шипов на гарде.
Модель, очевидно, была очень сильно вдохновлена ножами из серии фильмов Рэмбо, которая была на пике популярности в 80-ые. Ещё одним источником послужил советский классический штык-нож от АКМ, с его универсальностью, из него полностью заимствована конструкция кусачек с ножнами, необходимость электро-изоляции рукояти и ножен, пила по металлу и т.д.
В итоге получился штык-нож М9 для М16, М14 и помпового ружья Моссберг.
Длина клинка 7 дюймов, рукоять полимерная, на обухе пила по металлу. Последняя рекламировалась как способная пилить авиационный алюминий, то ли для уничтожения вражеских самолётов, когда пехота ворвалась на аэродром. То ли для спасения своих из упавших самолётов, понятно не совсем.
Гарда имеет отверстие для ствола огнестрельного оружия с одной стороны и для темляка с другой.
Углубления же по бокам от клинка выполняют штатно роль открывашки. К этому времени уже было хорошо известно, что открывание бутылок с помощью металлических магазинов от М-16 приводит к порче последних.
Отверстие в клинке, которое вместе с ножнами позволяет собрать кусачки полностью скопировано с советской модели.
На самих ножнах также карман для точильного камня и отвёртки. Сверху к ножнам петля крепится фастексом - для 80-ых достаточно современно. В комплекте также шёл подсумок, аналогичный магазинному.
В публикации военного журнала можно увидеть, что это был один из самых дорогих ножей, но единственный прошедший все испытания без проблем.
Кроме того, что нож соответствовал техническим и функциональным требованиям, он ещё и выполнял имиджевые. В тот момент армия серьёзно работала над такими вещами, и нож должен был выглядеть современно, устрашающе, при этом больше, массивнее и страшнее своего советского аналога. И, главное, он должен был выглядеть "более американским", чем просто копия штык-ножа от АКМ. М9 соответствовал всем этим задачам. Уже первый заказ составил больше 300 тысяч штук-ножей!
В ходе производства вносились небольшие изменения в конструкцию и комплектацию штык-ножа. Самое значительное это создание на основе М9 ножа для групп разминирования М11, в котором вместо крепления к оружию прочное навершие рукояти используемое в качестве молотка.
Однако, попытка совместить всё в одном ноже привело к большому количеству компромиссов, и закончилось плачевно. Главная жалоба пользователей - большой вес ножа. Нож с весит от 450 до 550г в зависимости от производителя, а весь комплект - до 900 грамм. Это почти в 2 раза больше, чем его предшественник. К этому приводит большая толщина клинка, на случай необходимости использовать нож в качестве импровизированного ломика, но она же и ухудшает его характеристики при резке.
Мелкие зубья пилы, которые уменьшили для соответствия Женевской конвенции (там есть раздел о пилах в бою) сделали её почти бесполезной в полевых условиях. Она очень плохо пилит дерево, а шанс пилить алюминиевые листы, как оказалось, выпадает нечасто, хотя и был красивой рекламой.
Модульный дизайн, в котором вместо цельного хвостовика использовалась резьбовой соединение и толстый металлический стержень, в теории должно было обеспечить универсальность конструкции и замену клинков или рукоятей при разных задачах. Но в армии закупалась только одна стандартная конфигурация штык-ножа, и для неё это было просто излишним усложнением.
Отвертка, размещённая на металлической части ножен (как часть ножниц) была известна способностью попадать в бедро парашютистам при прыжках и наносить им раны. В последних модификациях её перенесли вбок. А с введением универсального крепления для снаряжения молле - устарела и клипса.
Первым родом войск, который отказался от М9 стал Корпус Морской пехоты. Его заменили гораздо более простым вариантом, на базе ножа Ка-Бар.
Изобретатель (он же и владелец фирмы производителя) штык-ножа М9 удовлетворённый своим вкладом в историю штык-ножей в 90-ых оставил ВПК и стал производить высококлассные клюшки для гольфа. В конце-концов, штык-нож получился абсолютно соответствующим техническому заданию, и даже превосходящим его и проблемы связаны не с автором изделия, а с заказчиком, который плохо понимал, что хочет.
А штык-нож М9, благодаря своему внешнему виду, постепенно уходя из военного использования, занял своё место на передовой популярной культуры.