Фильм свеженький, обсуждают его все и всюду, и он таки стоит того!
Вчера посмотрели его на большом экране и получили огромное удовольствие и от картинки, и от содержания. Хотя есть у меня и замечания.
Первое, что сказал муж, выйдя из зала: "Люциферианство во весь рост!" Так оно и есть. Но это именно первый план повествования, а есть там и множество вторых, третьих и даже десятых планов.
Производством картины занимались компании «Марс Медиа Энтертейнмент», «Амедиа» и «Профит» при поддержке «Фонда кино». Премьера фильма состоялась 25 января 2024 года.
Жанры: драма, фэнтези
Режиссёр Михаил Локшин
Авторы сценария: Михаил Локшин, Роман Кантор
В главных ролях:
Аугуст Диль
Евгений Цыганов
Юлия Снигирь
Клас Банг
О чём?
Все мы знаем содержание знаменитого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", поэтому спойлеры здесь в принципе невозможны. Наоборот, именно это всеобщее знание и заставит зрителя сравнивать книгу и фильм.
Напомню, что кино заявлено не как дословная экранизация романа – таких фильмов, как говорится, есть у нас. А эта версия интересна прежде всего именно как интерпретация, режиссёрское осмысление известной истории. Вообще я всегда стою за то, что кино-язык и язык литературы отличаются сильно. И здесь самое главное, чтобы режиссёр сумел переложить произведение, выступить как бы в качестве переводчика на язык фильма. У Михаила Локшина получилось.
Есть в картине моменты, где мы с удовольствием узнаём текст Булгакова, но даже знаменитая сцена на Патриарших удивит вас некоторыми вольностями. Причём приятно удивит. Именно лёгкое несоответствие цитат, заученных давным-давно наизусть, заставляет зрителя встрепенуться, очнуться от долгого и приятного сна в шедевре.
Что понравилось?
А вот именно это и понравилось. Режиссёр заставил нас по-новому взглянуть на привычный классический текст. Уверяю вас: после просмотра вам захочется взять в руки книгу и прочитать её по-новому, без тех навязанных клише, к которым наше сознание уже привыкло.
Отлично сыграл Воланда Аугуст Диль . Он то как бы обычный человек, то страшная непонятная сущность. Он вроде всё время в кадре, но и не совсем. А выражение его лица в разных сценах, а то как у него в руках неожиданно появляется трость? Даже сама речь его звучит необычно. И дело тут не в одном акценте. Кстати, классное решение, что Мастер разговаривает с Воландом по-немецки, то есть на одном языке. Со всеми остальными Воланд не на одной волне. Даже с Маргаритой.
И раз уж заговорили о ней, то и Юлия Снигирь сыграла замечательно – без заламывания рук, очень естественно и красиво. Вся любовная линия, со всеми нюансами превосходна.
Мастер в исполнении Евгения Цыганова тоже хорош – тут ведь именно конфликт творца и власти в центре внимания и фильма, и книги. Как может талантливый писатель сочинять о колхозах и доярках, если ему это совершенно не близко? Отличная сцена с судом над ним, когда он говорит: я же не знаю, как оно там, в колхозе, я пишу о том, что знаю. А ему возражают, что он не может знать о том, что происходило с Пилатом.
И как бы да. Но нет. Писатель в потоке творчества способен видеть то, чего обычный человек не видит. И фильм отлично иллюстрирует эту мысль в сценах на премьере в театре или на Патриарших. В этом смысле Мастер может ответить, как Воланд: "Я там был!" И это, конечно, не шизофрения, это способность вдохновения.
Фильм красиво и качественно снят. Москва 30-х показана то как гигантская стройка, то как город будущего с какими-то совершенно футуристическими конструкциями. А чудовищный мюзикл "Вперёд, в будущее", который как бы рассказывает зрителям о путешествии в 2022 год, просто ужасает своей песней – гимном потребительству. Невольно задумываешься: неужели и правда мы такие? Как там поётся? Есть что надеть и есть, что поесть?
Очень понравилось, что в нескольких сценах нам напомнили о милосердии – о том, что важное качество человека в том и заключается, что он жалеет других и просит за других, а не за себя.
Что не так?
Мне показался затянутым финал. И сам бал начал утомлять под конец, и финальная сцена, когда Мастер и Маргарита, наконец, встречаются, чтобы остаться вместе навсегда. Как-то всё это излишне, будто пробуксовывает и никак не выйдет на широкую дорогу.
Но это не главная претензия. Больше всего обидно, что Иешуа в фильме показан фигурой маленькой, тщедушной, слабой и не влияющей на ход событий. В книге совсем другой эффект. Прочитав книгу, я впервые задумалась о Христе и его по-настоящему революционном учении. Здесь же фигура Воланда затмевает всё. Она самая важная, она правит бал во всех смыслах. Она побеждает в нашем мире.
И весьма возможно, что сейчас так оно и есть, здесь режиссёр не покривил душой: он честно и прямо показал нам современное состояние общества. Христианство сейчас не в чести.
Мне не понравилось, когда в фильме в пятый раз процитировали Гёте: "Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо". Ну один, ну два раза было бы достаточно, чтобы зритель понял, о чём речь.
Вывод
Так что же? Смотреть или читать?
Я советую сделать и то, и другое. Фильм великолепный, не пожалеете. Но и книга остаётся той основой, тем фундаментом, без которого этот фильм будет нами понят не так полно, как со знанием текста.
А у меня на канале, кстати, есть тест по "Мастеру и Маргарите" – можете проверить себя:
Смотрели? Будете?
Поддержать канал / подписаться в ОК, ВК и ТГ ❤️