Найти в Дзене
Рок - революция в СССР

АКВАРИУМ - тонкости монтажа и "Отход на Север"

Это видео вы никогда не видели. Некоторые кусочки из него, конечно, могли углядеть , если смотрели в 1993 году передачу "Когда поют солдаты" (конкурс солдатской песни "Виктория"), в чём я лично глубоко сомневаюсь))) Сам-то его не отмечал в телепрограмме никогда, а вот монтировать приходилось... Как-то раз в начале 1993 года принесли к нам в аппаратную видеомонтажа АМВ-8 на 6 этаже Останкино и эту плёнку - на тяжёлом видеорулоне формата С. Я сначала даже не поверил: "Да как это, чтобы пацифист и западник Гребенщиков - и в такую "милитаристскую" программу пришёл? Да ни в жисть!" Но когда зарядил рулон - пришлось поверить... Хотя на телевидении все музыкальные номера предпочитают снимать под фонограмму, АКВАРИУМ" принципиально играл вживую, что доставило мне на монтаже немало хлопот: периодически приходилось ловить "синхрон" между дублями, чтобы даже самый искушённый зритель не заметил обмана. А так как никакого привычного нам всем сегодня таймлайна в те поры не было, то каждая такая попр
Оглавление

Это видео вы никогда не видели. Некоторые кусочки из него, конечно, могли углядеть , если смотрели в 1993 году передачу "Когда поют солдаты" (конкурс солдатской песни "Виктория"), в чём я лично глубоко сомневаюсь))) Сам-то его не отмечал в телепрограмме никогда, а вот монтировать приходилось...

Как-то раз в начале 1993 года принесли к нам в аппаратную видеомонтажа АМВ-8 на 6 этаже Останкино и эту плёнку - на тяжёлом видеорулоне формата С. Я сначала даже не поверил: "Да как это, чтобы пацифист и западник Гребенщиков - и в такую "милитаристскую" программу пришёл? Да ни в жисть!" Но когда зарядил рулон - пришлось поверить...

-2

Хотя на телевидении все музыкальные номера предпочитают снимать под фонограмму, АКВАРИУМ" принципиально играл вживую, что доставило мне на монтаже немало хлопот: периодически приходилось ловить "синхрон" между дублями, чтобы даже самый искушённый зритель не заметил обмана. А так как никакого привычного нам всем сегодня таймлайна в те поры не было, то каждая такая поправка занимала несколько томительных минут...

Сначала в программу американского монтажного контроллера фирмы АСЕ набивалась поправка таймкода, допустим "- 6 кадров" (для справки: в системе цветного телевидения Секам, принятой в СССР, используется частота 25 кадров в секунду), потом по нажатию клавиши "Preview" три катушечных магнитофона с визгом начинали отматываться на исходные позиции, за 7 секунд до места склейки. Занимало это секунд 10-15. Далее все они переходили в режим воспроизведения, за 7 секунд успевая синхронизироваться с точностью аж до половины кадра (так называемого "поля", или 1/50 секунды), причём катушки, подвывая при этом на разные лады, вели себя прямо по Гребенщикову: "Научись то бежать, то слегка тормозить..."

И вот, наконец, через полминуты после принятия решения о величине поправки ты, наконец, мог посмотреть на экране монитора, правильно ли "вложена" фонограмма в рот исполнителю и не слишком ли рано барабанная палочка ударяет по тарелке! Смотрели эту репетицию склейки вдвоём с режиссёром, остальным творческим работникам наши сугубо технические заморочки были не интересны. С первого раза обычно подобрать поправку не удавалось, и мотали иногда туда-сюда по пять раз (((

По этим моментам очень удобно ловить синхроны!
По этим моментам очень удобно ловить синхроны!

Количество таких "репетиций" во многом определяло класс монтажёра и, соответственно, его стоимость. Мы иногда особо прижимистым бригадам подсаживали молодого стажёра Лёшу, а сами уходили пить чай в дальний угол аппаратной, с ухмылкой слушая издалека вопли измученных "творцов" ... Но с бригадой "Виктории" соответствующая договорённость была достигнута уже давно, и режиссёр программы Володя Чибисов, в недавнем прошлом - московский таксист, претензий к нам с напарницей Люсей Тимошенко не имел.

-4

Итак, синхрон пойман, "гармония мира не знает границ, сейчас мы будем пить чай!" Можно нажимать кнопку "Edit", и небольшой кусочек клипа длиной от двух до десятка секунд наконец-то пропишется на мастер-ленту в полном соответствии с пожеланиями режиссёра. Я пока оставляю за скобками разного рода спецэффекты, ради которых и приходили в нашу аппаратную! Собрать на "прямой склейке" клип можно было и на любой региональной студии, однако нигде не было таких возможностей по спецэффектам, как в Останкино... Чтобы представить себе трудоёмкость этой работы - за одну смену в идеальном случае удавалось смонтировать три коротких музыкальных номера, и это если без затей, совсем просто.
На один средней навороченности клип уходила как минимум смена монтажа, а зачастую и несколько! Часовая передача собиралась примерно неделю и приносила лучшим монтажёрам неплохие по тем временам валютные блага...

Кстати, доллары я впервые увидел именно в Останкино, причём ещё при Советской власти - они были привычным расчётным средством "творцов" уже тогда. Официально мы получали среднюю по Москве зарплату в рублях, но основной доход домой приносили в валюте! Официально аренда моей АМВ-8 стоила Главной редакции пропаганды 50$ в час, и ей было выгоднее доплатить "пятнаху" за час работы умелому монтажёру, чем уныло "тошнить" лишние пол-смены с тем же объёмом.

-5

Возвращаюсь к сегодняшнему видео... Оно необычно тем, что это не готовый "эфирный" вариант, а первый из двух снятых в Театре Советской Армии дублей песни, с "родным" звуком. По своему опыту скажу, что обычно в монтаж брали звук со второго дубля, так что, вполне возможно, и исполнение немного отличается от прошедшего в эфир и вошедшего в хрестоматию Северова! Картинка иногда дрожит, и необычно большое количество операторов попадает в кадр. На монтаже все эти "косяки" мы, конечно, убирали:

Посмотреть можно и на старом добром YouTube!

Продолжение следует...

______________________________________

Поддержать качественную оцифровку архива и дальнейшее развитие канала можно здесь:

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и не забудьте поделиться в соцсетях! Есть вопросы? Задавайте в комментариях!

________________________________________

Канал на Youtube

________________________________________

Другие статьи:

Вот так и вся наша жизнь - то Секам, а то Пал...

Дубровский для "срочников"

Сарынь - на кичку!
БГ: "За что ж вы так землю нашу не любите?"
БГ, Дибров, секс и политика

БГ и путч, или конец "эпохи интернационального джаза"

АКВАРИУМ - "Бурлак" январь 1993 РАРИТЕТ!!! HD

Аквариум - "Царь Сна" НЕИЗВЕСТНАЯ ВЕРСИЯ!!!

#БГ #аквариум #рок-революция в ссср #русский рок #vozteleradiofond