О Брачном возрасте, брачных отношениях Чуваш и возможных близкородственных браках (кровосмешении).
Брачный возраст.
Брачный возраст у Чуваш в древности не регламентировался. А по более позднему периоду, в отдельных губерниях Поволжья сохранились записи местных священников, которые могут дать некоторые прояснения по нашему вопросу. В записях священника К.П. Прокопьева (Казанская епархия) можно найти информацию о том, что юношей женили очень рано, а девушки оставались незамужними до 28-30 лет. Это можно объяснить тем, что с 12-13-ти летнего возраста девочки становились практически полноценными работницами в домашнем хозяйстве и в полевых работах. Поэтому родители не торопились отдавать дочерей замуж, а родители мальчиков искали им жен не юного возраста, но хороших работниц. Долгое время были нередки браки, в которых возраст жениха был около 15 лет, а невесты – около 30. Однако, как считает В.К. Магницкий, изучавший в свое время записи священников о заключенных браках Казанской губернии, что местные женихи и невесты (среди которых были чуваши) вступали в брак довольно поздно, по сравнению с русским населением. Средний возраст при вступлении в брак жениха 22 года, невесты – 24. Следует помнить, что совершение брачного обряда по чувашским традициям и венчание в церкви происходило в разное время. Венчание зачастую происходило гораздо позже свадьбы.
Занимаясь Родословной, могу привести “старинные” примеры по своей Родовой линии (ветке) из имеющихся в наличии сведений:
Гаврило Тимофеев/ич (Туринге) 1752г.р. был в возрасте 20лет, когда у них появился сын Мади (чувашское имя) - Никифор Гаврилов/ич (Туринге) 1772г.р., который женился на Настасье Максимовой/Максимовне 1770г.р. Разница в 2года в сторону супруги.
Далее, Никофору-Мади было 26лет (а Настасье-28), когда у них появился сын-Федор Никифоров/ич (Туринге) 1798г.р., который женился на Марье Степановой/Степановне 1793г.р. Разница в 5 лет в сторону супруги.
Никифору-Мади было 29лет (а Настасье 31) когда родился второй сын -Илья Никифоров/ич (Туринге) 1801г.р., который женился на Сикклипие Ивановой/Ивановне 1801г.р., и у них появилась дочь- Устинья 1833г.р., когда супругам ровесникам было по 32года.
Далее, Федор Никифоров/ич (Туринге) был в возрасте 22лет, когда у них с супругой (?) родился первый сын - Абрамь Федоров/ич (Туринге) 1820г.р., и 26лет, когда появился второй сын Афанасий Федоров/ич (Туринге) 1824г.р.
Далее, Абрамь Федоров/ич (Туринге) был в возрасте 30лет, когда появился первый сын-Александр 1849-1926; в 32г. - сын Виктор 1851-1913; в 35лет - сын Иван 1854-1924; в 43года сын Василий 1862-1939.
Далее, уже у Василя Туринге по нашей ветке (с супругой Пелагеей Андреевной) появляются дети: в 26лет старший сын-Василий 1888г.р.; Сильвестр - 1892г.р.; Анна-1893г.р.; Ананий-1896г.р.; и наш дед - Григорий Васильевич Туринге 1900г.р. который был ровесником своей супруге (нашей бабушке)Пелагее Ефремовне 1900г.р.
Родство и возможные родственные отношения между будущими супругами.
Другим условием для заключения брака было отсутствие близких степеней родства ("родственниками" у чуваш считалось до 7 колен) или свойства. Степени родства считаются по числу рождений, следовавших в происхождении одного лица от другого. Проще всего это изобразить схематично, проводя линию от одного к другому. Итоговая степень родства подсчитывается сложением числа этих линий. Так, от отца (матери) к сыну или дочери идёт одна линия, значит, между родителями и детьми насчитывается одна степень родства, а между дедом и внуком – две. Если провести линию по восходящей от ребёнка к отцу, а от него вторую линию по нисходящей к другому ребёнку из этой же семьи, то, просуммировав линии, можно подсчитать степень родства между родными братьями и сёстрами, которая будет равна двум. Соответственно, между двоюродными братьями и сёстрами степень родства равна четырём. Например, сын – отец – дед – дочь деда (родная сестра отца) – сын дочери деда. Это примеры однородного или кровного родства, то есть связь родственников, имеющих одного предка. Близкородственные браки у чувашей были запрещены. К таким бракам относились: браки по прямой восходящей и нисходящей линии кровного родства, по боковым линиям – до 6-й, в некоторых местах до 7-й степени. Так запрещалось жениться: 1) на родной сестре, 2) на двоюродной и троюродной сестре по отцу (однако, по матери – можно), 3) на племяннице – до троюродной включительно. В других видах родства (двухкровного и трехкровного) браки допускались и в близких степенях. Можно было жениться: 1) на жене умершего брата, 2) на свояченице (сестре жены) после смерти первой жены, 3) на племяннице жены после смерти жены. Не разрешалось жениться на свояченице при живой жене, и нельзя было двум братьям жениться на двух сестрах. В этом смысле, Чуваши как бы предвосхищали такие современные понятия, как:
“КРОВОСМЕШЕНИЕ или Инцест (лат. incestus — «преступный, греховный»), — половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Понятие «близкий» в разных культурах определяется по-разному, хотя почти во всех культурах имеется табу инцеста.
ИНБРИДИНГ (от англ. in – в, внутри и breeding – разведение, размножение), близкородственное скрещивание, получение потомства от родителей, имеющих не менее одного общего предка. Такое потомство называют инбредным. Исходно Инбридинг обозначали термином «инцухт». Потомки наследуют от общего предка одни и те же аллели генов, поэтому для них повышена вероятность гомозиготности (наличие в генотипе организма одинаковых аллелей гена или хромосомных мутаций) по этим аллелям. “
Поэтому, наши предки, для точного исполнения условия об отсутствии родства между брачующимися (в т.ч кровосмешения) в большинстве случаев придерживались обычая женить юношей на девушках из других поселений. Следовательно, немаловажным условием являлось и место проживание жениха и невесты. Изначально чуваши селились родовыми общинами и, соответственно, в небольшом селе все друг другу были родственниками.
Записано [в 1910-1911 гг.] С. Яковлевым:
“Ограничения отношений между одним из супругов и родственниками другого …
Для чувашского парня считается неприличным или чуть ли не дурным предзнаменованием брать себе невесту из той деревни или села, откуда взята его мать; также неприлично выходить девушке в то селение, где замужем ее сестра. В обычае также и то, что чувашин вообще не берет себе невесту в своем же селе, а старается подыскать себе невесту по возможности в чужой деревне. Нарушить этого обычая, т.е. человек, женившийся на девушке своего же села (или деревни), осуждается односельчанами – Урăх çĕрте ун валли хĕр пĕтнĕ пулĕ çав – говорят чуваши-односельчане в осуждение про человека, который берет себе невесту в своем же селе. Наоборот – неудобно выходить девушке в свое же село. Если все эти обычаи и не так строго соблюдаются чувашином в настоящее время, если парень и женится на односельчанке и наоборот девушка и выходит за односельчанина, то отголоски неудовольствия против нарушителей этих обычаев со стороны чуваш все же слышится вроде следующего: Урăх çĕрте ун валли каччă пĕтнĕ пулĕ çав и т.д. Если, говорю, подобные обычаи чувашами до некоторой степени соблюдаются и в настоящее время, то нужно думать, что эти обычаи несколько лет назад соблюдались очень строго и не без основания, во всяком случае, каждый из этих обычаев, описанных выше, имел свое особое значение. “
Литератор, этнограф и историк С.М.Михайлов: «Чуваши берут себе жен более из других деревень, считая за грех брать однодеревенскую девицу. Грех им брать однодеревенку потому, что каждый чувашский околодок происходит от одного родоначальника».
Известная казанская писательница и путешественница по чувашам и черемисам А. Фукс в своих «Записках о чувашах» дала интересное пояснение подобному факту, исходя из того, что «…отдавать дочерей, или женить сыновей в своих деревнях у них считается грехом, потому что все могут подумать, будто бы они любили друг друга до свадьбы. Да и грешно, – очень грешно жениться на той девице, которую каждый день видишь: счастья не будет».
В вопросах брака чуваши не придерживались очень строгих правил по отношению к национальности. Допускались браки с русскими, мордвой (другими “национальностями”) и представителями иной веры – татарами. В нашем Роду-ТУРИНГЕ есть предание, что один из наших Служивых предков привез жену (“иноземку”) с Русско-Турецкой войны.
В древности у Чуваш присутствовало и - двоеженство (повторная женитьба при живой жене). Хоть это и не было запрещено, но считалось обществом - “греховным” и встречалось довольно редко. Исключение составляли случаи, когда первая жена была бездетна или не было сыновей. В таких случаях главная роль оставалась за первой женой.
P.S. Наиболее отчетливо негативные последствия кровосмешения наблюдались среди царственных особ Древнего Египта, античной Греции, некоторых европейских династий. Но попытка сохранить «божественную кровь» в чистоте все время приводила к проявлению наследственных заболеваний человека, аномалий, уродств и вырождения потомков.
В России (в разных странах, есть отличия) на законодательном уровне, никто не запретит вступать в союз со своим родственником второго и третьего колена.