Найти в Дзене

О Брачном возрасте, брачных отношениях Чуваш, и возможных близкородственных браках (кровосмешении).

Фото Родственников М.П. Петрова Тинехпи (сына Меланьи Петровны Туринге)
Фото Родственников М.П. Петрова Тинехпи (сына Меланьи Петровны Туринге)
Фото родственников М.П. Петрова Тинехпи (сына Меланьи Петровны Туринге)
Фото родственников М.П. Петрова Тинехпи (сына Меланьи Петровны Туринге)

О Брачном возрасте, брачных отношениях Чуваш и возможных близкородственных браках (кровосмешении).

Брачный возраст.

Брачный возраст у Чуваш в древности не регламентировался. А по более позднему периоду, в отдельных губерниях Поволжья сохранились записи местных священников, которые могут дать некоторые прояснения по нашему вопросу. В записях священника К.П. Прокопьева (Казанская епархия) можно найти информацию о том, что юношей женили очень рано, а девушки оставались незамужними до 28-30 лет. Это можно объяснить тем, что с 12-13-ти летнего возраста девочки становились практически полноценными работницами в домашнем хозяйстве и в полевых работах. Поэтому родители не торопились отдавать дочерей замуж, а родители мальчиков искали им жен не юного возраста, но хороших работниц. Долгое время были нередки браки, в которых возраст жениха был около 15 лет, а невесты – около 30. Однако, как считает В.К. Магницкий, изучавший в свое время записи священников о заключенных браках Казанской губернии, что местные женихи и невесты (среди которых были чуваши) вступали в брак довольно поздно, по сравнению с русским населением. Средний возраст при вступлении в брак жениха 22 года, невесты – 24. Следует помнить, что совершение брачного обряда по чувашским традициям и венчание в церкви происходило в разное время. Венчание зачастую происходило гораздо позже свадьбы.

Занимаясь Родословной, могу привести “старинные” примеры по своей Родовой линии (ветке) из имеющихся в наличии сведений:

Гаврило Тимофеев/ич (Туринге) 1752г.р. был в возрасте 20лет, когда у них появился сын Мади (чувашское имя) - Никифор Гаврилов/ич (Туринге) 1772г.р., который женился на Настасье Максимовой/Максимовне 1770г.р. Разница в 2года в сторону супруги.

Далее, Никофору-Мади было 26лет (а Настасье-28), когда у них появился сын-Федор Никифоров/ич (Туринге) 1798г.р., который женился на Марье Степановой/Степановне 1793г.р. Разница в 5 лет в сторону супруги.

Никифору-Мади было 29лет (а Настасье 31) когда родился второй сын -Илья Никифоров/ич (Туринге) 1801г.р., который женился на Сикклипие Ивановой/Ивановне 1801г.р., и у них появилась дочь- Устинья 1833г.р., когда супругам ровесникам было по 32года.

Далее, Федор Никифоров/ич (Туринге) был в возрасте 22лет, когда у них с супругой (?) родился первый сын - Абрамь Федоров/ич (Туринге) 1820г.р., и 26лет, когда появился второй сын Афанасий Федоров/ич (Туринге) 1824г.р.

Далее, Абрамь Федоров/ич (Туринге) был в возрасте 30лет, когда появился первый сын-Александр 1849-1926; в 32г. - сын Виктор 1851-1913; в 35лет - сын Иван 1854-1924; в 43года сын Василий 1862-1939.

Далее, уже у Василя Туринге по нашей ветке (с супругой Пелагеей Андреевной) появляются дети: в 26лет старший сын-Василий 1888г.р.; Сильвестр - 1892г.р.; Анна-1893г.р.; Ананий-1896г.р.; и наш дед - Григорий Васильевич Туринге 1900г.р. который был ровесником своей супруге (нашей бабушке)Пелагее Ефремовне 1900г.р.

Родство и возможные родственные отношения между будущими супругами.

Другим условием для заключения брака было отсутствие близких степеней родства ("родственниками" у чуваш считалось до 7 колен) или свойства. Степени родства считаются по числу рождений, следовавших в происхождении одного лица от другого. Проще всего это изобразить схематично, проводя линию от одного к другому. Итоговая степень родства подсчитывается сложением числа этих линий. Так, от отца (матери) к сыну или дочери идёт одна линия, значит, между родителями и детьми насчитывается одна степень родства, а между дедом и внуком – две. Если провести линию по восходящей от ребёнка к отцу, а от него вторую линию по нисходящей к другому ребёнку из этой же семьи, то, просуммировав линии, можно подсчитать степень родства между родными братьями и сёстрами, которая будет равна двум. Соответственно, между двоюродными братьями и сёстрами степень родства равна четырём. Например, сын – отец – дед – дочь деда (родная сестра отца) – сын дочери деда. Это примеры однородного или кровного родства, то есть связь родственников, имеющих одного предка.  Близкородственные браки у чувашей были запрещены. К таким бракам относились: браки по прямой восходящей и нисходящей линии кровного родства, по боковым линиям – до 6-й, в некоторых местах до 7-й степени. Так запрещалось жениться: 1) на родной сестре, 2) на двоюродной и троюродной сестре по отцу (однако, по матери – можно), 3) на племяннице – до троюродной включительно. В других видах родства (двухкровного и трехкровного) браки допускались и в близких степенях. Можно было жениться: 1) на жене умершего брата, 2) на свояченице (сестре жены) после смерти первой жены, 3) на племяннице жены после смерти жены. Не разрешалось жениться на свояченице при живой жене, и нельзя было двум братьям жениться на двух сестрах. В этом смысле, Чуваши как бы предвосхищали такие современные понятия, как:

“КРОВОСМЕШЕНИЕ или Инцест (лат. incestus — «преступный, греховный»), — половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Понятие «близкий» в разных культурах определяется по-разному, хотя почти во всех культурах имеется табу инцеста.

ИНБРИДИНГ (от англ. in – в, внут­ри и breeding – раз­ве­де­ние, раз­мно­же­ние), близ­ко­род­ст­вен­ное скре­щи­ва­ние, по­лу­че­ние по­том­ст­ва от ро­ди­те­лей, имею­щих не ме­нее од­но­го об­ще­го пред­ка. Та­кое по­том­ст­во на­зы­ва­ют ин­бред­ным. Ис­ход­но Инбридинг обо­зна­ча­ли тер­ми­ном «ин­цухт». По­том­ки на­сле­ду­ют от об­ще­го пред­ка од­ни и те же ал­ле­ли ге­нов, по­это­му для них по­вы­ше­на ве­ро­ят­ность го­мо­зи­гот­но­сти (наличие в генотипе организма одинаковых аллелей гена или хромосомных мутаций) по этим ал­ле­лям. “

Поэтому, наши предки, для точного исполнения условия об отсутствии родства между брачующимися (в т.ч кровосмешения) в большинстве случаев придерживались обычая женить юношей на девушках из других поселений. Следовательно, немаловажным условием являлось и место проживание жениха и невесты. Изначально чуваши селились родовыми общинами и, соответственно, в небольшом селе все друг другу были родственниками.

Записано [в 1910-1911 гг.] С. Яковлевым:

“Ограничения отношений между одним из супругов и родственниками другого …

Для чувашского парня считается неприличным или чуть ли не дурным предзнаменованием брать себе невесту из той деревни или села, откуда взята его мать; также неприлично выходить девушке в то селение, где замужем ее сестра. В обычае также и то, что чувашин вообще не берет себе невесту в своем же селе, а старается подыскать себе невесту по возможности в чужой деревне. Нарушить этого обычая, т.е. человек, женившийся на девушке своего же села (или деревни), осуждается односельчанами – Урăх çĕрте ун валли хĕр пĕтнĕ пулĕ çав – говорят чуваши-односельчане в осуждение про человека, который берет себе невесту в своем же селе. Наоборот – неудобно выходить девушке в свое же село. Если все эти обычаи и не так строго соблюдаются чувашином в настоящее время, если парень и женится на односельчанке и наоборот девушка и выходит за односельчанина, то отголоски неудовольствия против нарушителей этих обычаев со стороны чуваш все же слышится вроде следующего: Урăх çĕрте ун валли каччă пĕтнĕ пулĕ çав и т.д. Если, говорю, подобные обычаи чувашами до некоторой степени соблюдаются и в настоящее время, то нужно думать, что эти обычаи несколько лет назад соблюдались очень строго и не без основания, во всяком случае, каждый из этих обычаев, описанных выше, имел свое особое значение. “

Литератор, этнограф и историк С.М.Михайлов: «Чуваши берут себе жен более из других деревень, считая за грех брать однодеревенскую девицу. Грех им брать однодеревенку потому, что каждый чувашский околодок происходит от одного родоначальника».

Известная казанская писательница и путешественница по чувашам и черемисам А. Фукс в своих «Записках о чувашах» дала интересное пояснение подобному факту, исходя из того, что «…отдавать дочерей, или женить сыновей в своих деревнях у них считается грехом, потому что все могут подумать, будто бы они любили друг друга до свадьбы. Да и грешно, – очень грешно жениться на той девице, которую каждый день видишь: счастья не будет».

В вопросах брака чуваши не придерживались очень строгих правил по отношению к национальности. Допускались браки с русскими, мордвой (другими “национальностями”) и представителями иной веры – татарами. В нашем Роду-ТУРИНГЕ есть предание, что один из наших Служивых предков привез жену (“иноземку”) с Русско-Турецкой войны.

В древности у Чуваш присутствовало и - двоеженство (повторная женитьба при живой жене). Хоть это и не было запрещено, но считалось обществом - “греховным” и встречалось довольно редко. Исключение составляли случаи, когда первая жена была бездетна или не было сыновей. В таких случаях главная роль оставалась за первой женой.

P.S. Наиболее отчетливо негативные последствия кровосмешения наблюдались среди царственных особ Древнего Египта, античной Греции, некоторых европейских династий. Но попытка сохранить «божественную кровь» в чистоте все время приводила к проявлению наследственных заболеваний человека, аномалий, уродств и вырождения потомков.

В России (в разных странах, есть отличия) на законодательном уровне, никто не запретит вступать в союз со своим родственником второго и третьего колена.