Найти в Дзене
Lomonosov Research

Цифровизация #02: Индустрия 4.0 и цифровизация

Оглавление

Знаете ли Вы, какое именно содержание вкладывается в понятие “промышленная революция”? Вы лично точно знаете, чем отличается Индустрия 4.0 от Индустрий 1.0 - 3.0 включительно? Известно ли Вам, какую роль в Индустрии 4.0 играет цифровизация?

Сегодня на LR мы решили поделиться с Вами резюме из отобранных нами надежных и достоверных источников по неизменно популярной теме - Индустрия 4.0.

Как известно, по поводу определений не спорят, а договариваются. Так, мы нашли несколько десятков вариаций определения понятия «промышленная революция», начиная от толковых, кратких и больших энциклопедических словарей и заканчивая этимологическими, детальным анализом которых мы не решились перегружать данную публикацию. Делимся квинтэссенцией: промышленная революция - это повсеместное качественно новое технологическое обновление основного капитала, массовый переворот в производстве средств производства и производстве предметов потребления, а также в организации их производств, в результате которого происходит смена типа общества, в частности, происходит “переход от доиндустриального к индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером промышленной революции считается Англия” в период 1760-1840 гг.»[1].

Принято считать, что Индустрия 1.0

— первая промышленная революция неравномерно протекала в разных странах мира, начиная со второй половины 18 века и в течение всего 19 века (текстильные машины 1770-1830, паровой двигатель 1830-1880). Замена ручного труда машинами оказала решающее влияние на дальнейшее развитие науки и техники, способствовала появлению новых профессиональных и научных специальностей, моногородов, безвозвратной трансформации общества и в целом усилению антропогенного воздействия на экологию.

Индустрия 2.0

— вторая промышленная революция, изобретение электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания (электродвигатель 1880-1930, двигатель внутреннего сгорания 1930-1970) обеспечили еще более глубокую механизацию производства, электрификацию, конвейерное производство и массовое производство товаров длительного пользования. Технологический рывок произошел и в других отраслях — металлургии, металлообработке, легкой промышленности, например, в 1896 году англичан Джеймс Нортроп изобрел автоматический ткацкий станок. Рост выплавки стали способствовал ускоренному развитию железнодорожной сети. Ее протяженность увеличилась в разы. Коренная трансформация промышленности и распространение поточного производства в период второй технологической революции привели к резкому росту производительности труда и существенно изменили подходы и методы в управлении промышленными предприятиями.

Индустрия 3.0

— начало автоматизации производства, информационного обеспечения процессов производства (микроэлектроника 1970-2010) характеризуется новыми механизмами в процессах организации производства, культуре обмена и потребления, обучении и коммуникациях. Это процессы глубокой трансформации общественных институтов и систем. Главными драйверами роста стали: повсеместное распространение персональных компьютеров, глубокое проникновение интернета, масштабное развитие персональных коммуникационных устройств, замещение традиционных систем и структур управления распределенными системами и структурами — появление «плоских моделей управления предприятием»[2].

Индустрия 4.0

— четвертая промышленная революция (нанотехнологии, гелио- и ядерная энергетика 2010-2040)[3] характеризуется появлением глобальных цифровых экосистем, «интернетом вещей» и его массовым использованием в основных производственных процессах и в моделях продаж, активизацией процессов взаимодействия между машинами и людьми, развитием искусственного интеллекта и технологий обработки «больших данных», развитием облачных технологий и блокчейн.

Цифровизация как процесс повсеместного перевода хозяйственных и прочих операций в среду компьютерной обработки данных начался более 50 лет назад, строго говоря, и стал главным драйвером Индустрии 4.0. Неудивительно, что формализованная национальная стратегическая ориентация на “цифру” в «хайтек-стратегии Правительства Германии «Индустрия 4.0» получила мировое признание как эталон умения точно и реалистично формулировать стратегические ориентиры и была взята на вооружение многими странами мира, риск-ориентированными на технологическое лидерство, в частности, Китаем в национальной стратегии “Китай-2050”, который к 2050 году благодаря переходу на технологии Индустрии 4.0, по профессиональному суждению известного военного синолога А.П.Девятова, должен стать Центром Земли. Между тем, национальная хайтек-стратегия предполагает реализацию концепта «умного производства» на основе промышленного интернета вещей в масштабах всего национального хозяйства, объединяет физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными»[5, 6].

Действительно, технологическое лидерство - основа основ национального лидерства. Между тем, данное утверждение верно, начиная с 1770 года и остается верным по сей день, то есть 250+ лет, или в течение 10+ поколений! И пока оно верно, требуется учитывать фактор научно-технологического развития в производственных процессах, что разумно и экономически целесообразно, хотя и рискованно. Технологическое лидерство - это естественный результат выстроенного процесса трансфера научных знаний в инновации и технологии производства, соответственно, это рационально организованный процесс, по большому счету.

Наконец, не нужно быть гениальным прогнозистом, чтобы спрогнозировать с вероятностью 99%, что Индустрия 5.0 — пятая технологическая революция придет на смену Индустрии 4.0 в 2040-2050+ гг., если на Земле не наступит апокалипсис, не произойдет резкой смены модели потребительского поведения (отказ от фетишизации, вещизма, пр.), не начнется массовая колонизация землян Космоса и прочие маловероятные, но возможные сценарии, то есть на Землю не “прилетят” большие стаи “черных лебедей” по Н.Талебу или “серых лебедей” по Б.Мандельброту. Тем не менее, разумно и целесообразно задаваться вопросами, готова ли Россия к новому технологическому вызову 2040-2050+? Решаем ли мы, граждане России, решим ли мы задачу по подготовке к новому технологическому рывку? Полагаем, опираясь на имеющееся источники информации, Россия не готова к новому технологическому вызову за редким исключением, но, как мы видим, другие страны-технологические лидеры находятся на этапе реализации решения данной задачи (США, Китай, ряд стран ОЭСР, др.) и что называется со вчерашнего дня делают задел для нового технологического рывка на основе гранд-науки государственного управления и других междисциплинарных наук, включая, науку технологического прогнозирования.

Авторы: Виктория А. Касенкова, Надежда В. Макогонова

[1] Промышленная революция / Энциклопедия Кругосвет https://clck.ru/PUamq (дата обращения 06.07.2020)

[2] Плоская организационная структура. 3 причины устранить иерархию в организации (дата обращения 06.07.2020)

[3] Интернет вещей https://clck.ru/P4v22 (дата обращения 06.07.2020)

[4] Глазьев С.Ю. Лекционный курс “Теория и практика управления развитием экономики на национальном, наднациональном и глобальном уровнях”, 2015

[5] Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0 / Rusbase https://clck.ru/Ljzeg (дата обращения 06.07.2020)

[6] Муратшина К.Г. “Китай-2050”: специфика формирования стратегии: https://clck.ru/PV27S (дата обращения 06.07.2020) со ссылкой на Девятова А.П. Практическое китаеведение. М., 2007, с. 397

[7] Подробнее см. Индустрия 4.0: Big Data, цифровизация и рост экономики / Хабр https://habr.com/ru/post/507822/0/ (дата обращения 06.07.2020)