Найти в Дзене
Блог по шагам

Канал в Дзен как бизнес: 19 вопросов, на которые нужно ответить

Оглавление

Про двойной рынок медиа, а блог является именно СМИ, писали еще в прошлом веке: авторы продают свои мысли аудитории, а привлеченную аудиторию продают рекламодателям. Способы монетизации меняются, а двойной рынок нет: успешному автору нужен трафик и способ на нем зарабатывать.

📍 Миссия

Центральный вопрос:
Зачем существует мой блог? Какую ценность блог дает читателю/зрителю/слушателю?

Сформулируйте сначала общий посыл: информировать, развлекать, обучать, объединять похожих людей, давать инструкции, знакомить с экспертами. По мере продвижения вы сможете уточнить миссию.

📍Ценности

❓Центральный вопрос:

Какими принципами создания контента я хочу руководствоваться в моем блоге?

У вас уже есть основная цель. Например, давать инструкции по теме.
Сформулируйте для себя границы. Не советовать того, чего не делаешь сам. Не использовать контент из сомнительных источников. Не писать "" вместо «». Не нудеть. В общем, правила для автора. Из этих правил может вырасти описание вашего блога, элементы миссии или отдельные форматы.

📍 Бизнес-задача

Если ваш блог – не личный дневник, то вам стоит подойти к нему как к бизнесу. С помощью блога вы можете поднимать экспертность, нетворкать, продавать услуги, монетизировать контент и много чего еще. Бизнес-цель ставится на ограниченное время, чтобы можно было замерить результаты и скорректировать цель на следующий период.

❓Ключевые вопросы:

  • Какого конкретного бизнес-результата я хочу добиться с помощью своего блога в ближайшие 3–6–9–12 месяцев?
  • Как я буду измерять успех своего блога (какие показатели наиболее важны)?

Масштаб цели будет отличаться в зависимости от уровня. Но ставить задачи можно на самом старте. Примеры таких целей я уже описывала в материале про контент-планирование.

📍 Аудитория

❓Ключевые вопросы:

  • Кто моя целевая аудитория (возраст, пол, профессия, интересы, покупательские привычки, барьеры и драйверы)?
  • Каковы их основные проблемы, потребности или цели, которые мой блог может помочь решить?

Опишите своих читателей как можно более подробно: кто они, где живут, с какими проблемами сталкиваются, какой тип контента вызывает в них желание взаимодействовать. Рекомендуется создать образ покупателя/читателя/слушателя, наподобие персонажа в игре (кстати, кто-нибудь создавал идеального читателя в Sims?). Опишите область занятости, какими платформами пользуется человек, как потребляет контент и почему не читает.

Использовать: системы аналитики, поиск в соцсетях, поисковые запросы и подсказки, существующие запросы и комментарии, профили подписчиков и профили в соцсетях конкурентов. Опросы аудитории, интервью с пользователями.

Unsplash TheRegisti
Unsplash TheRegisti

📍Конкуренты

❓Ключевые вопросы:

  • Кто мои конкуренты и какой контент они создают?
  • Что я могу сделать по-другому или лучше, чтобы выделяться среди них?

Прямые конкуренты: те, кто полностью совпадает с вами по формату и тематике. Косвенные конкуренты: те, у кого та же аудитория, но другое предложение.

Что делать:

  1. Используйте сервисы анализа конкурентов, поисковики и соцсети, чтобы найти успешные блоги в вашей нише.
  2. Соберите списки их материалов, выделите топовые материалы по охватам и вовлеченности, почитайте, что пишут под статьями.
  3. Подумайте, как вы можете улучшить свой контент, чтобы выделяться среди конкурентов.

📍Ключевики

❓Центральные вопросы:

  • Какие ключевые слова релевантны для моей ниши и привлекут органический трафик?
  • Как я могу оптимизировать свои записи в блоге для поисковых систем без ущерба для удобства чтения?

Используйте анализ ключевых слов, составляйте ветки ключевых слов: не только основные ключи вроде "рецепт пасты, но и дополнительные "рецепт пасты для большой семьи", "рецепт пасты без глютена" и тп.

Обязательно дополняйте свои списки поисковыми подсказками из всех возможных сервисов. Можно привлечь к первоначальному поиску ключевых запросов ChatGPT, Copylot или Gemini

Использовать: Yandex Wordstat, Google Analytics, YouTube

📍Идеи

❓Ключевой вопрос:

  • Какие основные темы или направления я буду освещать, чтобы они соответствовали интересам моей аудитории?

Собираем все вышесказанное. Поставьте таймер на 30-40 минут и соберите все идеи, которые придут вам в голову. Используйте все наработки, которые есть у вас к этому моменту. Потом из этой «каши» вы достанете настоящие бриллианты для вашего блога.

📍Группировка

❓Ключевой вопрос:

  • Какие форматы мне выбрать для контента?

Теперь получившийся список нужно отсортировать. Например,

  • По форматам. Например, статьи, видео, инфографика.
  • По рубрикам. Например, саммари, подборка, интервью, кейс, гайд.
  • По степени осведомленности. От заинтересованности темой до подписки и покупки услуги.

📍Планирование

❓Ключевой вопрос:

  • С какой регулярностью я буду публиковать контент?

Оформите все в календарь, в котором опишите все, что нашли на текущий момент: ключевики, типы контента, этапы воронки, каналы распространения, название, ответственный, дистрибуция, бюджет, планируемая дата. Если ваши посты оформились в рубрики, используйте рубрикатор.

Вот простой контент-план в Google Docs, над которым я работаю сейчас. Сделайте его удобным ДЛЯ СЕБЯ. Вы же здесь редакция, а не какой-нибудь гуру-стратег из интернета.

Всегда в итоге прихожу к Google Docs. Самый гибкий и наглядный формат, лучше не придумали еще.
Всегда в итоге прихожу к Google Docs. Самый гибкий и наглядный формат, лучше не придумали еще.

📍Продвижение

❓Ключевые вопросы:

  • Какие платформы или каналы социальных сетей лучше всего подходят для продвижения моего блога среди целевой аудитории?
  • Какие платные и бесплатные способы продвижения я могу выбрать, какой бюджет заложить на следующие 3-6 месяцев?

Публикация сама себя не продвинет. Публикуйте перекрестные ссылки на разные соцсети. Переупакуйте контент и опубликуйте на площадках с органическим охватом. Конвертируйте подписчиков в контакты с помощью рассылок.

📍Гипотеза

❓Ключевой вопрос:

  • Что мне стоит попробовать изменить, чтобы добиться нового результата?

Осматривайте результаты своих материалов, ищите наиболее виральные и охватные, выписывайте идеи на основе своего же контента, улучшайте навык написания постов. Ставьте эксперимент, замеряйте результат, вносите корректировки.

📍Оценка и оптимизация

❓Ключевые вопросы:

  • Как я буду отслеживать эффективность своего блога (трафик, вовлечённость, коэффициент конверсии)?
  • Какие корректировки на основе данных я внесу, чтобы улучшить неэффективный контент или стратегии?

Оцените достижение цели как общей, так и для каждой публикации. Следите за поисковым трафиком, показателями отказов и вовлечением читателей. Оцените прирост подписчиков, охваты публикаций и замерьте кол-во реакций.

Оцените провальные и выигрышные материалы. Скорректируйтесь. Начните новый месяц с новой гипотезой, идеями и рубриками.

Оформите все в удобном для ВАС формате. Я веду все в одном документе: и контент-план, и анализ конкурентов, и цели.

-4