Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Постапокалиптика в стиле нуарного мистического вестернпанка. Пародия, ирония, фантасмагория — Тим Пауэрс в лучшем виде.

Прошу прощения за претенциозный и гротескный заголовок, но, увы, прозу Тима Пауэрса кратко охарактеризовать сложно — даже безумный набор кое-как скрученных вместе на коленке терминов лишь очень отдаленно описывает странные, вычурные, яркие книги Пауэрса, и к роману «Ужин во Дворце Извращений» это относится в полной мере. Сразу предупрежу возможные вопросы, претензии и изумления: нет, никаких извращений в книге нет. Ну вот прямо нисколечко. Дворец, правда, есть — уникальный, таких дворцов и их обитателей вы не найдете больше нигде. Впрочем, большую часть из того, что описывает Пауэрс, вы вряд ли обнаружите в книгах каких-либо других писателей… Пауэрс, конечно, совершенно уникален. Да-да, я знаю, любой писатель уникален по-своему, но Пауэрс уникален настолько, что я даже теряюсь — с чем и с кем его можно сравнить? Единственное, что приходит в голову — картины Дали, приправленные изрядной толикой сарказма и лавкрафтовского безумия. Формально «Ужин во Дворце Извращений» можно отнести к вес

Прошу прощения за претенциозный и гротескный заголовок, но, увы, прозу Тима Пауэрса кратко охарактеризовать сложно — даже безумный набор кое-как скрученных вместе на коленке терминов лишь очень отдаленно описывает странные, вычурные, яркие книги Пауэрса, и к роману «Ужин во Дворце Извращений» это относится в полной мере.

Сразу предупрежу возможные вопросы, претензии и изумления: нет, никаких извращений в книге нет. Ну вот прямо нисколечко. Дворец, правда, есть — уникальный, таких дворцов и их обитателей вы не найдете больше нигде. Впрочем, большую часть из того, что описывает Пауэрс, вы вряд ли обнаружите в книгах каких-либо других писателей…

"Искушение святого Антония", как мне кажется, очень даже соответствует по духу роману Пауэрса.
"Искушение святого Антония", как мне кажется, очень даже соответствует по духу роману Пауэрса.

Пауэрс, конечно, совершенно уникален. Да-да, я знаю, любой писатель уникален по-своему, но Пауэрс уникален настолько, что я даже теряюсь — с чем и с кем его можно сравнить? Единственное, что приходит в голову — картины Дали, приправленные изрядной толикой сарказма и лавкрафтовского безумия.

Формально «Ужин во Дворце Извращений» можно отнести к весьма популярному ныне жанру постапокалиптики. Калифорния после некоего катаклизма, на руинах Лос-Анджелеса и его окрестностей понемногу прорастает странная, эклектичная, и по-своему очаровательная культура. Вот только вместо суровых парней, увешанных оружием, бескомпромиссно пробивающих путь себе и своим друзьям в светлое будущее, на страница романа по воле Пауэрса мельтешит совершенно безумная постмодернистская камарилья.

Обложки изданий на русском языке, увы, пресны и непритязательны, поэтому опять беру оригиналы.
Обложки изданий на русском языке, увы, пресны и непритязательны, поэтому опять беру оригиналы.

«Калифорния готова ко всему. Может, основать культ?» - написал как-то Ричард Бротиган, обнаружив, что его почтовый ящик остается пустым уже третий месяц подряд. Пауэрс не задается такими пустыми вопросами — он всаживает в книгу этот самый культ в качестве главного фантдопущения, да какой! Лавкрафтовские адепты Ктулху с их сакраментальным Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн - просто малые ребятишки, водящие хоровод вокруг новогодней елочки по сравнению с «сойками» - последователями живого бога Нортона Сойера. ( Кстати, я привожу это сравнение не просто так, но чтобы узнать причину, вам придется прочитать книгу как минимум до половины )

Сюжет строится на противостоянии этого культа и музыканта Грегорио Риваса, бывшего члена культа и Избавителя — то есть специалиста по вытаскиванию попавших в лапы культа людей (между прочим, это вполне реальная профессия, такие специалисты действительно существуют). Один из самых богатых людей города нанимает Риваса, чтобы тот вернул домой попавшую в секту Нортона любовь молодости Риваса и по совместительству дочь этого самого богача. Не сказать, что очень оригинальный сюжет, правда?

-3

Но сюжет у Пауэрса не обязательно самый важный элемент романа. Скорее он равноценен фантасмагорическому фону, на котором он разворачивается. Постапокалиптический Лос-Анжелес, распавшийся на те небольшие городки, которые когда объединил в себе, разрастаясь в мегаполис. Короли ЛА, именующие себя Тузами, брэнди в качестве главного валютного эквивалента, кровожадные байкеры-каннибалы с мечами и на велосипедах, шаманы и знахари, использующие старые телефонные трубки в качестве оракулов, культисты, хлам-люди (попробуйте отгадать, что это такое — не кто, а именно «что»), бродячие торговцы кровью, хемогоблины-вампиры, и, наконец, главные герои, словно сошедшие со страниц романов Керуака и прямиком угодившие в мясорубку сюрреалистического постмодернистского ада. От всего этого отчетливо тянет безумной разудалой атмосферой карнавала — недаром Пауэрс разместил свой Дворец Извращений не где-нибудь, а на Венис-Бич, превратившийся в романе в просто Венецию.

У сербов оказалась самая яркая обложка, надо признать )
У сербов оказалась самая яркая обложка, надо признать )

Одним словом, я в очередной раз убедился, что открывая книгу, принадлежащую перу Пауэрса, можно смело отбрасывать в сторону все свои ожидания и предвкушения, кроме главного: вы можете быть совершенно уверены, что ни за что не сможете догадаться заранее «что там автор еще напридумывал».

То есть автор и Севативидам, конечно.

P.S. Еще одна загадка: я был абсолютно уверен, что публиковал на канале статью о другом романе Пауэрса, "Три дня до небытия", даже вроде бы припоминал часть текста... Но оказалось, что такой статьи нет - ни на канале, ни в архивной папке на ноуте, вообще нигде. Так что придется писать еще одну, а там, глядишь, и до остального творчества Пауэрса доберемся.

Читайте также на канале:

Роман, написанный на рулоне бумаги - "Дорога" Джека Керуака

Фэнтези
6588 интересуются