Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины. Больше всего им нравится вариант с попаданием ракеты. Ну а выбор ракеты зависит от того, кто это утверждает. Личный состав 72-го ЦИПсО – про Вулкан, табаки и подхрюкиватели про Гарпун, неадекваты изобретают какую-то ракету-невидимку.
Есть и совсем уж конспирологические версии с привлечением инопланетян и рассказом о том, что в Севастополь прибыли два борта с российскими учёными и научным оборудованием, для расследования чего-то сверхъестественного и «свидетели» говорят, что учёные чрезвычайно возбуждены.
Распространены и вожделения врагов и наших из шестой палаты пятой психбольницы о гибели большей части экипажа.
– Российским военным не удалось эвакуировать экипаж затонувшего крейсера "Москва", заявила пресс-секретарь морской охраны погранслужбы Украины Наталья Гуменюк. Такие же заявления сделали почти все высокопоставленные фейкомёты с хутора. Но экипаж уже в Севастополе. С ним встретился Главком ВМФ адмирал Евменов Николай Анатольевич.
Даже пророссийские ресурсы поторопились сообщить о гибели командира крейсера Куприна Антона Валерьевича. Но остановите ролик и посмотрите на лицо капитана первого ранга, докладывающего главкому. Командир части, корабля должен лично доложить прибывшему начальнику о случившемся, наличии личного состава в строю и потерях. И капитан первого ранга Куприн это делает.
А в это время украинские и др. забугорные СМИ и наши оппи радостно смакуют, что спасти удалось только 58 человек. Как видите – врут! Да, в строю не 510 моряков, как по штатному, расписанию (а помнит ли хоть один морской офицер, чтобы когда-нибудь на корабле был полный экипаж?), но посмотрите на фото. Я думаю, здесь все за исключением 27 раненых, доставленных катером в первые часы, а также легкораненых и тех, кто получил переохлаждение в холодной воде.
Но вражьи голоса и тут не теряются. Они теперь доказывают, что это не экипаж, а другие моряки. Или, что это другое построение задолго до катастрофы. Но с какой стати экипаж представлялся бы не на корабле, а на плацу? Это возможно только потому, что корабля больше нет.
Министерство обороны официально признало погибшим старшего мичмана Ивана Вахрушева и 27 человек пропавшими без вести. На военном языке это означает, что эти 27 моряков достоверно никто не видел погибшими, но сомневаться в этом увы не приходится. Эвакуировано 396. Значит на борту было 424, а не 510 (кстати откуда 510? серьёзные описания называют численность экипажа -485 человек). Вполне реально, некомплект личного состава – обычное дело в армии и на флоте.
Погибший мичман Вахрушев был старшиной котельной команды.
Он руководил своей командой, вывел матросов, когда начался пожар, потом спустился, выключил котельную, но сам уже не успел выбраться. Слава и вечная память!
Что же случилось на корабле?
Многие комментаторы заявляют, что ничего понять нельзя без точных данных. Но человек так устроен, что думает. Значительная часть во всяком случае. Кое-что проанализировать можно.
Начнём с места события.
Википедия с упоением, цитирующая: УНИАН, CNN, Медузу, Романа Цымбалюка, Илью Пономарёва, Радио Свобода, не даёт ссылки ни на один российский источник.
Я не исключаю, что корабли действительно были в районе Змеиного. Но что им там делать? Перехватывать самолёты из Турции с Байрактарами? Несерьёзное утверждение, они легко могут обойти зону поражения ПВО кораблей сторонкой. Отслеживать поставки оружия Украине? Также несерьёзно. Как отличить грузовик с оружием от грузовика с бананами? Единственно, что можно представить – поддержать наш гарнизон, который находится там после сдачи острова украинцами.
Вопрос какими кораблями это делать – полностью в компетенции командования флота. И в этом смысле именно крейсер Москва для этого лучше всего подходил. Напомню, украинская авиация ещё летает с румынских аэродромов, МиГ-29 или Су-25 вполне могли бы нанести удар по острову. Именно корабль с мощной ПВО для этого и подходил. В отношении стенаний по поводу того, что он там был один. Не факт. Где ходят Варшавянки ЧФ, СМИ не очень-то рассказывают.
А если и был один, что с того? Дональд Кук, значит, может в одиночку шарить в Чёрном море, радуя граждан зоны 404 и табаки, заставляя истерить всепропальщиков, а наш более мощный крейсер нет? Вы это бросьте!
Вот карта с расстояниями до Змеиного от некоторых точек.
Дальность действия ракет Нептун по противоречивым данным 150-280 км. Достать могли бы.
Других задач, кроме поддержки и противовоздушной обороны гарнизона этого сомнительной ценности островка, я не вижу. Правда предполагается, что там есть нефть.
Находиться в этом районе для пуска ракет по наземным объектам на территории Украины, как заявляют некоторые «специалисты»? Разве дальности Калибров 1600 км не хватает?
А стрельбы Калибрами наши корабли ведут почти от своих берегов в Чёрном или Азовском морях. И дальности Калибров достаточно, чтобы накрыть не только всю территорию Украины, но и значительную часть Западной Европы.
Потому и не было с ним других кораблей. Крейсер не несет Калибры. А фрегаты и малые ракетные корабли несут. Они отходят от базы недалеко, производят пуски и возвращаются за новым боекомплектом. Другими делами заняты.
Район вокруг Змеиного находится как раз по течениям и ветрам, которые могли бы принести туда морские мины, сорванные штормом с якорей у Одессы.
Теперь про ракеты.
Про них не говорили в первое время никакие натовские официальные лица. Да и АрЕстович, уж обязательно бы орал о великой перемоге украинского оружия. Но вместо этого он шутил «кто-то из моряков цигарку не там, где нужно, закурил». Первый признак того, что ракет не было. Мы уже давно знаем, что ни одна ракета с украинской территории не стартует без разрешения или прямого указания США. Но реакция, точнее растерянность Пентагона в первые часы, говорит о том, что ему ничего не было известно, ни о «собственной операции», ни о применении ПКР ВСУ. Пресс-секретарь военного ведомства Кирби в течении дня выдавал противоречивые заявления. Но очень много кричали об этом украинские начальники-блохеры. И приводили «фото горящего крейсера Москва», запуская по нему ракеты С-125 прямо вместе с пусковой установкой, и обнаруживая пожар на обоих бортах, носу и корме.
Есть сомнения в том, что была бы ракета, это мгновенно раздули все СМИ Запада как сокрушительную победу Украины?
Теперь собственно моё мнение по существующим версиям. Подчёркиваю – мнение! Его позволено иметь каждому. Несогласны – спорьте, но без хамства.
Рассматривать версии буду, опираясь на то, что достоверно известно – сначала был пожар, потом взрыв боеприпасов.
Подводные диверсанты.
Отметаю без рассмотрения. Даже медленно двигающийся корабль недоступен для аквалангиста. А винты – смертельная опасность.
Мина.
ФСБ сообщало, что украинцы использовали древние морские и речные мины ЯМ / МЯМ, КПМ-1 и Р-1.
Мины устанавливаемые ВСУ в районе Одессы
Да, подрыв на мине теоретически возможен. Крейсер находился примерно в том районе, где проходят основные «маршруты» мин, сорванных с якорей у Одессы. Течения и господствующие ветра несут их от района постановки к Босфору – сливному отверстию Чёрного моря.
Смотрим на чертёж из великолепной книги Ю.В. Апалькова «Ударные корабли» (ниже).
Ниже ватерлинии находятся погреба артустановок АУ-218 (АК-130), РБУ-6000 и ВПУ Б-204.
Поперечных разрезов корабля я не нашел, но Ю.В. Апальков пишет: «Крейсер имеет комплекс защиты по физическим полям и локальную конструктивную защиту в районе погребов боезапаса, ГКП и ряда боевых постов». Защитой могут являться не только бронирование, но и коридоры, и помещения.
Могла ли мина вызвать взрыв боеприпасов в этих погребах? Могла, несмотря на локальную защиту. Но была бы обратная последовательность – сначала взрыв, поступление воды и возможно пожар. Но сначала врыв. Не сходится.
Топливо на корабле хранилось в пространстве между первым и вторым дном. У корабелов считается, что это является элементом ПТЗ – противоторпедной защиты. Причем на разрезе цистерны показаны в самой нижней части корабля, а мина, сорвавшаяся с якоря, будет плыть по поверхности. Однако на поперечном разрезе можно было бы увидеть, что двойное дно переходит в двойной борт, так что уровень топлива несколько выше, чем можно предположить по рисунку. И тем не менее он далеко не доходит до ватерлинии.
При сильном контактном забортном взрыве мин и торпед с повреждением и 1-го и 2-го днищ или бортов от возможен выброс топлива во внутренние помещения. Причём в распыленном виде, с мгновенной вспышкой от искры или пламени взрыва. Но я подчёркиваю – при сильном взрыве. И главное – подводном. Мы же говорим о плавающих минах. То есть взрыв такой мины произошел бы выше топливных цистерн. Эти мины могли, конечно, пробить борт или днище корабля. Корпус «Москвы» изготовлен из стальных листов толщиной всего 8 мм, но длина шпации (расстояние между шпангоутами) 500 мм. Это делает его весьма прочным. Пробить два листа стали на таком силовом наборе на расстоянии 1-2 метра друг от друга, независимо от заполненности топливом – вряд ли. Взрыв 20-40кг взрывчатки на высоте 2-4м над уровнем топлива описанного выше выброса не произведёт.
Мину, как причину, считаю возможной, но маловероятной.
Продольный разрез крейсера проекта 1164
Авария и пожар в машинном отделении.
Пожар на корабле – бич всех флотов мира. Он может возникнуть в любом месте, но наиболее часто горят машинные отделения. Почему? Потому, что здесь средоточие всей мощи корабля. Большая загруженность сложными энергонасыщенными механизмами и горючими материалами ограниченного пространства делает его очень опасным.
Пожар на БПК Адмирал Захаров.
Как страшилку рассказывают истории о катастрофе БПК «Адмирал Захаров» по причине взрыва ГТД с разлётом лопаток турбин. Обломки лопаток пробили много чего, но самое главное – топливную цистерну прямо под агрегатом и далее днище. Вода вытесняла топливо в машинное отделение, возник объёмный пожар, который тушили 30 часов. Есть немало сторонников версии, что разрушение турбины могло быть и на «Москве».
На крейсерах проекта 1164 «Атлант» применена газопаротурбинная установка М21, произведенная на заводе «Зоря» в Николаеве. Она включает в себя два маршевых газотурбинных двигателя М70 (экспортное название UGT 6000) - мощность округл. 10 000 лс, четыре форсажных ГТД М90 (UGT15000) -20000 лс, а также два теплоутилизационных котла с паровыми турбинами по 5000 лс. Всего 110 000 лс. Отработавшие в газовой турбинах (и маршевых, и форсажных) газы, ещё имеющие высокую температуру, подаются в утилизационный котёл, где вырабатывается пар, который крутит уже паровую турбину. Эта схема даёт дополнительную мощность и повышает экономичность силовой установки.
Маршевый ГТД M70 (UGT6000) См. поз. 47 на продольном разрезе.
Он же, но в рекламном буклете «Зоря-Машпроект»
Фото в свободном доступе
Маршевый ГТД M70 (UGT6000)
Теплоутилизационный узел маршевой установки. На продольном разрезе не обозначен. На корабле назывался – котельная.
Есть и ещё турбины на корабле. Они установлены в виде газотурбогенераторов в трёх электростанциях общей мощностью 8250кВт. Три ГТГ по 1500кВТ и три по 1250кВт.
Известно, что в 2019 году был закончен капитальный ремонт корабля. Злопыхатели юморят – какой мог быть капремонт без поставок запчастей для двигателей из Николаева? Мол все ГТД сделаны на украинском предприятии Зоря-Машпроект. Но тут придётся их расстроить. Двигатели UGT6000 и UGT15000 освоены Ленинградским заводом точного машиностроения ЛЗТМ, аналог, но чуть более мощный и экономичный сделали в ОДК Сатурн. Так что ремонт силовой установки мог быть полноценным. Замена или ремонт газотурбогенераторов и вовсе не представляется нерешаемой проблемой.
Пожар в машинном отделении, на электростанциях или ПЭЖ – посту энергетики и живучести – вполне реально мог быть. Эту версию сбрасывать нельзя.
Тут я вынужден прерваться. Длинные статьи не дочитываются, а это плохо сказывается на количестве показов.
Продолжение
#крейсер #москва #нептун #гарпун #c-300 #украина #днр и лнр
#черное море #спецоперация #ракета
Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"
1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"
2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"
4. Крейсер Москва. Противоракетная версия
5. Крейсер "Москва". Окончательная версия
Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"