62,5K подписчиков

Крейсер "Москва". Версии 1

24K прочитали

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины. Больше всего им нравится вариант с попаданием ракеты. Ну а выбор ракеты зависит от того, кто это утверждает. Личный состав 72-го ЦИПсО – про Вулкан, табаки и подхрюкиватели про Гарпун, неадекваты изобретают какую-то ракету-невидимку.

Есть и совсем уж конспирологические версии с привлечением инопланетян и рассказом о том, что в Севастополь прибыли два борта с российскими учёными и научным оборудованием, для расследования чего-то сверхъестественного и «свидетели» говорят, что учёные чрезвычайно возбуждены.

Распространены и вожделения врагов и наших из шестой палаты пятой психбольницы о гибели большей части экипажа.

– Российским военным не удалось эвакуировать экипаж затонувшего крейсера "Москва", заявила пресс-секретарь морской охраны погранслужбы Украины Наталья Гуменюк. Такие же заявления сделали почти все высокопоставленные фейкомёты с хутора. Но экипаж уже в Севастополе. С ним встретился Главком ВМФ адмирал Евменов Николай Анатольевич.

Даже пророссийские ресурсы поторопились сообщить о гибели командира крейсера Куприна Антона Валерьевича. Но остановите ролик и посмотрите на лицо капитана первого ранга, докладывающего главкому. Командир части, корабля должен лично доложить прибывшему начальнику о случившемся, наличии личного состава в строю и потерях. И капитан первого ранга Куприн это делает.

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.

А в это время украинские и др. забугорные СМИ и наши оппи радостно смакуют, что спасти удалось только 58 человек. Как видите – врут! Да, в строю не 510 моряков, как по штатному, расписанию (а помнит ли хоть один морской офицер, чтобы когда-нибудь на корабле был полный экипаж?), но посмотрите на фото. Я думаю, здесь все за исключением 27 раненых, доставленных катером в первые часы, а также легкораненых и тех, кто получил переохлаждение в холодной воде.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Но вражьи голоса и тут не теряются. Они теперь доказывают, что это не экипаж, а другие моряки. Или, что это другое построение задолго до катастрофы. Но с какой стати экипаж представлялся бы не на корабле, а на плацу? Это возможно только потому, что корабля больше нет.

Министерство обороны официально признало погибшим старшего мичмана Ивана Вахрушева и 27 человек пропавшими без вести. На военном языке это означает, что эти 27 моряков достоверно никто не видел погибшими, но сомневаться в этом увы не приходится. Эвакуировано 396. Значит на борту было 424, а не 510 (кстати откуда 510? серьёзные описания называют численность экипажа -485 человек). Вполне реально, некомплект личного состава – обычное дело в армии и на флоте.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Погибший мичман Вахрушев был старшиной котельной команды.

Он руководил своей командой, вывел матросов, когда начался пожар, потом спустился, выключил котельную, но сам уже не успел выбраться. Слава и вечная память!

Что же случилось на корабле?

Многие комментаторы заявляют, что ничего понять нельзя без точных данных. Но человек так устроен, что думает. Значительная часть во всяком случае. Кое-что проанализировать можно.

Начнём с места события.

Википедия с упоением, цитирующая: УНИАН, CNN, Медузу, Романа Цымбалюка, Илью Пономарёва, Радио Свобода, не даёт ссылки ни на один российский источник.

Я не исключаю, что корабли действительно были в районе Змеиного. Но что им там делать? Перехватывать самолёты из Турции с Байрактарами? Несерьёзное утверждение, они легко могут обойти зону поражения ПВО кораблей сторонкой. Отслеживать поставки оружия Украине? Также несерьёзно. Как отличить грузовик с оружием от грузовика с бананами? Единственно, что можно представить – поддержать наш гарнизон, который находится там после сдачи острова украинцами.

Вопрос какими кораблями это делать – полностью в компетенции командования флота. И в этом смысле именно крейсер Москва для этого лучше всего подходил. Напомню, украинская авиация ещё летает с румынских аэродромов, МиГ-29 или Су-25 вполне могли бы нанести удар по острову. Именно корабль с мощной ПВО для этого и подходил. В отношении стенаний по поводу того, что он там был один. Не факт. Где ходят Варшавянки ЧФ, СМИ не очень-то рассказывают.

А если и был один, что с того? Дональд Кук, значит, может в одиночку шарить в Чёрном море, радуя граждан зоны 404 и табаки, заставляя истерить всепропальщиков, а наш более мощный крейсер нет? Вы это бросьте!

Вот карта с расстояниями до Змеиного от некоторых точек.

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-4

Дальность действия ракет Нептун по противоречивым данным 150-280 км. Достать могли бы.

Других задач, кроме поддержки и противовоздушной обороны гарнизона этого сомнительной ценности островка, я не вижу. Правда предполагается, что там есть нефть.

Находиться в этом районе для пуска ракет по наземным объектам на территории Украины, как заявляют некоторые «специалисты»? Разве дальности Калибров 1600 км не хватает?

А стрельбы Калибрами наши корабли ведут почти от своих берегов в Чёрном или Азовском морях. И дальности Калибров достаточно, чтобы накрыть не только всю территорию Украины, но и значительную часть Западной Европы.

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-5

Потому и не было с ним других кораблей. Крейсер не несет Калибры. А фрегаты и малые ракетные корабли несут. Они отходят от базы недалеко, производят пуски и возвращаются за новым боекомплектом. Другими делами заняты.

Район вокруг Змеиного находится как раз по течениям и ветрам, которые могли бы принести туда морские мины, сорванные штормом с якорей у Одессы.

Теперь про ракеты.

Про них не говорили в первое время никакие натовские официальные лица. Да и АрЕстович, уж обязательно бы орал о великой перемоге украинского оружия. Но вместо этого он шутил «кто-то из моряков цигарку не там, где нужно, закурил». Первый признак того, что ракет не было. Мы уже давно знаем, что ни одна ракета с украинской территории не стартует без разрешения или прямого указания США. Но реакция, точнее растерянность Пентагона в первые часы, говорит о том, что ему ничего не было известно, ни о «собственной операции», ни о применении ПКР ВСУ. Пресс-секретарь военного ведомства Кирби в течении дня выдавал противоречивые заявления. Но очень много кричали об этом украинские начальники-блохеры. И приводили «фото горящего крейсера Москва», запуская по нему ракеты С-125 прямо вместе с пусковой установкой, и обнаруживая пожар на обоих бортах, носу и корме.

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-6

Есть сомнения в том, что была бы ракета, это мгновенно раздули все СМИ Запада как сокрушительную победу Украины?

Теперь собственно моё мнение по существующим версиям. Подчёркиваю – мнение! Его позволено иметь каждому. Несогласны – спорьте, но без хамства.

Рассматривать версии буду, опираясь на то, что достоверно известно – сначала был пожар, потом взрыв боеприпасов.

Подводные диверсанты.

Отметаю без рассмотрения. Даже медленно двигающийся корабль недоступен для аквалангиста. А винты – смертельная опасность.

Мина.

ФСБ сообщало, что украинцы использовали древние морские и речные мины ЯМ / МЯМ, КПМ-1 и Р-1.

Коллаж автора на основе фото с сайта https://allmines.net/
Коллаж автора на основе фото с сайта https://allmines.net/

Мины устанавливаемые ВСУ в районе Одессы

Да, подрыв на мине теоретически возможен. Крейсер находился примерно в том районе, где проходят основные «маршруты» мин, сорванных с якорей у Одессы. Течения и господствующие ветра несут их от района постановки к Босфору – сливному отверстию Чёрного моря.

Смотрим на чертёж из великолепной книги Ю.В. Апалькова «Ударные корабли» (ниже).

Ниже ватерлинии находятся погреба артустановок АУ-218 (АК-130), РБУ-6000 и ВПУ Б-204.

Поперечных разрезов корабля я не нашел, но Ю.В. Апальков пишет: «Крейсер имеет комплекс защиты по физическим полям и локальную конструктивную защиту в районе погребов боезапаса, ГКП и ряда боевых постов». Защитой могут являться не только бронирование, но и коридоры, и помещения.

Могла ли мина вызвать взрыв боеприпасов в этих погребах? Могла, несмотря на локальную защиту. Но была бы обратная последовательность – сначала взрыв, поступление воды и возможно пожар. Но сначала врыв. Не сходится.

Топливо на корабле хранилось в пространстве между первым и вторым дном. У корабелов считается, что это является элементом ПТЗ – противоторпедной защиты. Причем на разрезе цистерны показаны в самой нижней части корабля, а мина, сорвавшаяся с якоря, будет плыть по поверхности. Однако на поперечном разрезе можно было бы увидеть, что двойное дно переходит в двойной борт, так что уровень топлива несколько выше, чем можно предположить по рисунку. И тем не менее он далеко не доходит до ватерлинии.

При сильном контактном забортном взрыве мин и торпед с повреждением и 1-го и 2-го днищ или бортов от возможен выброс топлива во внутренние помещения. Причём в распыленном виде, с мгновенной вспышкой от искры или пламени взрыва. Но я подчёркиваю – при сильном взрыве. И главное – подводном. Мы же говорим о плавающих минах. То есть взрыв такой мины произошел бы выше топливных цистерн. Эти мины могли, конечно, пробить борт или днище корабля. Корпус «Москвы» изготовлен из стальных листов толщиной всего 8 мм, но длина шпации (расстояние между шпангоутами) 500 мм. Это делает его весьма прочным. Пробить два листа стали на таком силовом наборе на расстоянии 1-2 метра друг от друга, независимо от заполненности топливом – вряд ли. Взрыв 20-40кг взрывчатки на высоте 2-4м над уровнем топлива описанного выше выброса не произведёт.

Мину, как причину, считаю возможной, но маловероятной.

Рисунок из книги Ю. В. Апалькова. Использую по принципу добросовестного использования.
Рисунок из книги Ю. В. Апалькова. Использую по принципу добросовестного использования.

Продольный разрез крейсера проекта 1164

Авария и пожар в машинном отделении.

Пожар на корабле – бич всех флотов мира. Он может возникнуть в любом месте, но наиболее часто горят машинные отделения. Почему? Потому, что здесь средоточие всей мощи корабля. Большая загруженность сложными энергонасыщенными механизмами и горючими материалами ограниченного пространства делает его очень опасным.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Пожар на БПК Адмирал Захаров.

Как страшилку рассказывают истории о катастрофе БПК «Адмирал Захаров» по причине взрыва ГТД с разлётом лопаток турбин. Обломки лопаток пробили много чего, но самое главное – топливную цистерну прямо под агрегатом и далее днище. Вода вытесняла топливо в машинное отделение, возник объёмный пожар, который тушили 30 часов. Есть немало сторонников версии, что разрушение турбины могло быть и на «Москве».

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-10

На крейсерах проекта 1164 «Атлант» применена газопаротурбинная установка М21, произведенная на заводе «Зоря» в Николаеве. Она включает в себя два маршевых газотурбинных двигателя М70 (экспортное название UGT 6000) - мощность округл. 10 000 лс, четыре форсажных ГТД М90 (UGT15000) -20000 лс, а также два теплоутилизационных котла с паровыми турбинами по 5000 лс. Всего 110 000 лс. Отработавшие в газовой турбинах (и маршевых, и форсажных) газы, ещё имеющие высокую температуру, подаются в утилизационный котёл, где вырабатывается пар, который крутит уже паровую турбину. Эта схема даёт дополнительную мощность и повышает экономичность силовой установки.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Маршевый ГТД M70 (UGT6000) См. поз. 47 на продольном разрезе.

Он же, но в рекламном буклете «Зоря-Машпроект»

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-12

Фото в свободном доступе

Маршевый ГТД M70 (UGT6000)

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-13

Теплоутилизационный узел маршевой установки. На продольном разрезе не обозначен. На корабле назывался – котельная.

Есть и ещё турбины на корабле. Они установлены в виде газотурбогенераторов в трёх электростанциях общей мощностью 8250кВт. Три ГТГ по 1500кВТ и три по 1250кВт.

Известно, что в 2019 году был закончен капитальный ремонт корабля. Злопыхатели юморят – какой мог быть капремонт без поставок запчастей для двигателей из Николаева? Мол все ГТД сделаны на украинском предприятии Зоря-Машпроект. Но тут придётся их расстроить. Двигатели UGT6000 и UGT15000 освоены Ленинградским заводом точного машиностроения ЛЗТМ, аналог, но чуть более мощный и экономичный сделали в ОДК Сатурн. Так что ремонт силовой установки мог быть полноценным. Замена или ремонт газотурбогенераторов и вовсе не представляется нерешаемой проблемой.

Пожар в машинном отделении, на электростанциях или ПЭЖ – посту энергетики и живучести – вполне реально мог быть. Эту версию сбрасывать нельзя.

Тут я вынужден прерваться. Длинные статьи не дочитываются, а это плохо сказывается на количестве показов.

Продолжение

#крейсер #москва #нептун #гарпун #c-300 #украина #днр и лнр

#черное море #спецоперация #ракета

Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"

1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"

2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"

3. Крейсер Москва. Версии

4. Крейсер Москва. Противоракетная версия

5. Крейсер "Москва". Окончательная версия

Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"

Прошло больше недели с момента катастрофы крейсера «Москва», но не утихают споры об этом. Эксперты от реальных до диванных перебрали все возможные гипотетические причины.-14