Голь на выдумку хитра. "Обнищавшие запасами" американские оружейники родили гибрид планирующей управляемой авиабомбы GBU-39 и ракеты М26.
Согласно принятой в 2010 году Конвенции по кассетным боеприпасам, которую подписали уже более половины государств планеты, и к которой продолжают присоединяться новые подписанты, все страны-участники должны были ещё до 2018 года вывести из эксплуатации кассетные боеприпасы всех типов.
США, как это часто бывает, выполнили Конвенцию частично. Подпадающие под сокращение неуправляемые реактивные снаряды M26 комплекса M270 MLRS (пригодные и для M142 HIMARS), оснащенные кассетной боевой частью с 644 кумулятивно-осколочными суббоеприпасами M77, они не утилизировали, а припрятали в заначку. И сразу же задумались о том, как эту заначку использовать.
Родилась идея – вместо запрещённой кассетной боевой части приделать какую-то другую.
Собственно говоря, Boeing потихоньку возился с этой темой уже несколько лет, но, когда к ней подключились горячие шведские парни (SAAB AB), дело резко ускорилось. А тут и спецоперация на Украине приключилась, рынок появился.
Сегодня эти две компании, совместно работающие по программе GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb - бомба малого диаметра с наземным стартом), добиваются решения Пентагона о поставке таких «ракето-бомб» ВСУ. Если у них получится, то уже через 2-3 месяца могут начаться поставки.
Что собой представляет это «вундерваффе»?
Берётся старый боеприпас типа M26A1 или M26A2. Головная часть его отделяется и на её место через переходник устанавливается планирующая управляемая авиабомба GBU-39.
Получается бомба верхом на ракетном двигателе.
Исходная ракета M26 с таким двигателем летала на 45 км. Исходная бомба GBU-39 летает на 110 км, но при условии сброса с F-15 или F-16 с высоты более 10 км на скорости 2000 км/час. Соответственно, если высота или скорость меньше, то и дальность полёта тоже.
Отсюда возникает вопрос, как может ракетный двигатель, толкающий свою штатную боеголовку на дальность 45 км, забросить GBU-39, даже с учётом её планирования на дальность 100 миль? (160 км для сухопутной мили). Очевидно, что он должен вывести её в сходные со сбросом с самолёта условия. То есть на ту же высоту и с той же скоростью.
Огромным преимуществом такой связки является тот факт, что в отличие от «простых» снарядов РСЗО М-270 MLRS и M-142, GBU-39 может летать по сложной траектории по заложенной в ИНС программе, обходя препятствия (но не уклоняясь тем самым от зенитного огня). В рекламном ролике она вообще залетает в пещеры.
Обязательно посмотрите ролик.
В Хель-ха-Авир - ВВС Израиля — это излюбленное оружие. Аллах распорядился так, что бо́льшая часть территории Сирии – пустыня. Вся жизнь и промышленность сосредоточены в узкой полосе, примыкающей (с севера на юг) к Средиземному морю, к Ливану и Израилю. Ширина этой полосы менее 100 км. Израильские F-16 регулярно бомбят Сирию из воздушного пространства над этими регионами. Там им вольготно и безопасно. Ливан не имеет никакой ПВО. Сирийские ВВС не перехватывают их там, зенитные ракетные комплексы не стреляют за пределы госграницы. Причины простые – сирийцы не хотят обвинений в международном терроризме. Иранские ЗРК Bravar-373 (аналог ранних С-300), якобы введённый на сирийскую территорию, так же не открывает огонь по целям в тех зонах.
Один истребитель-бомбардировщик может нести до 8-ми таких бомб (F-15 – 10). И несёт!
Истребитель-бомбардировщик F-16 с восьмью бомбами GBU-39 и ракетами воздух-воздух.
В налётах обычно принимает участие одна-две пары F-16 без всякого прикрытия, постановщиков помех и воздушных КП. Многолетняя рутинная работа.
И для ПВО Сирии тоже рутина! В каждом налёте сбивается примерно 80% этих боеприпасов. При том, что запускается почти одновременно 16-32. Когда вы слышит об очередном «ракетном» ударе по этой стране, знайте, что на самом-то деле ракеты «Rampage» (ярость) и др. применяются только небольшому количеству целей в глубине её территории, а в указанной выше «зелёной» полосе израильтяне обходятся дешёвыми бомбами GBU-39. Особенно это касается аэропорта Дамаска.
Управляемая планирующая бомба GBU-39. Длина 1.8 м – малоразмерная цель. Скорость полёта всего лишь около 500-550 м/с. Для сравнения у снарядов М30/31 Хаймарс - более тысячи м/са на нисходящем участке) Масса 133 кг. Из них 93 кг – взрывчатое вещество (в снарядах М30/31 - 91 кг). Система наведения инерциальная с коррекцией по GPS, есть вариант с лазерным самонаведением по подсветке. КВО 5-8 м. Варианты боевой части – фугасная, осколочно-фугасная, термобарическая, бетонобойная. Последняя пробивает до 2 м железобетона. ЭПР достаточна даже для обнаружения устаревшим ЗРК С-75.
Истребитель F-16 и планирующая управляемая бомба GBU-39.
GLSDB «пустынном камуфляже». Крылышки в процессе раскрытия.
У сирийцев мало ЗРК, мало ракет. Для поражения этих боеприпасов используются древние советские комплексы С-75, С-125, С-200 и отчасти современные Панцири. Нужно учесть, что, ведя многолетнюю борьбу с израильской авиацией, ПВО Сирии давно перешла на стрельбу «сокращённым расходом». То есть на цель назначается одна ракета. Фактически 80% поражённых целей означает вероятность поражения одной 0.8, что при стрельбе очередью из двух даёт вероятность 0.96. Это отличный результат для антикварных ЗРК.
К чему такое длинное отступление про Сирию?
К тому, что на Украине этим бомбам предстоит уворачиваться от самой современной в мире ПВО. Потому можно сказать – «Тут вам не там» – вероятность поражения их будет близка к единице. Это значительно более лёгкая цель, чем снаряды М30/31 Хаймарсов. Как бы она не «обходила».
Сбитая и невзорвавшаяся бомба GBU-39
Перевести можно через Юмани