Громкое дело Внешпромбанка останется в истории современной России как пример беспрецедентной наглости и целого клубка тайн. До сих пор непонятно, как так получилось, что в не самом топовом банке (40-м по размеру активов) в своё время держали деньги такие воротилы отечественного бизнеса как «Роснефть», «Транснефть», «Зарубежнефть», Московской патриархии, МИД, ФНС и Олимпийского комитета.
Мало того, по непонятной причине банк приглянулся VIP-вкладчикам, среди которых - родственники главы оборонного ведомства Сергея Шойгу, вице-премьер Дмитрий Козак, бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев, глава «Транснефти» Николай Токарев, депутат Государственной думы Владислав Резник. В результате все 30 миллиардов принадлежащие высокопоставленным лицам были украдены.
Правда всплыла в 2015 году, когда стало известно, что президент Внешпромбанка Лариса Маркус и ее брат, бывший глава Федерации бобслея России, Георгий Беджамов на протяжении 7 лет выдавали деньги вкладчиков в виде заведомо невозвратных кредитов сотням подставных фирм.
По версии следствия, Маркус и ее родной брат ещё в 2009 году создали ОПГ, в которую вошли также вице-президент банка Екатерина Глушакова и ряд неустановленных лиц, с целью систематического хищения денежных средств Внешпромбанка.
Ущерб который нанёс Георгий Беджамов, был оценён ни много ни мало в 114 миллиардов рублей. Частные вкладчики получили от агентства по страхованию вкладов всего по 1,4 миллиона рублей, что вряд ли устроило тех, у кого украли 30 миллиардов.
Ларису Маркус правоохранители успели задержать. В результате долгого судебного разбирательства она признала вину и Хамовнический суд Москвы приговорил её к 9 годам колонии. Екатерину Глушакову суд приговорил к 4 годам колонии.
А вот Беджамов успел сбежать в Монако к своей гражданской жене Алине Золотовой, где она проживала с двумя детьми.
Активы которые были у Беджамова в России суд арестовал сразу, и это были весьма внушительные активы - здесь и акции Сахалинского морского пароходства и 23 процента компании «Промстройпроект», а также заводы стеклотары в Мордовии и Ногинске, и ещё три участка на Рублевке. Однако это была лишь малая толика. Остальное по контракту со страховщиками подрядилась искать компания А1 Михаила Фридмана. Позже компания олигарха сумела найти и арестовать бизнес-центр Георгия Беджамова в Большом Златоустинском переулке стоимостью в 464 миллионов рублей, и землю в Успенском стоимостью в 60 миллионов рублей.
В 2016 году Беджамова по запросу российской стороны задержали, однако князь Монако Альбер II выпустил его под залог и дал возможность уехать в Англию. Спустя 1 год Интерпол по непонятным причинам отказал РФ в его экстрадиции.
Но главная собственность беглого банкира и его семьи находилась за рубежом, и ее количество действительно впечатляет. В 2019 году по иску Внешпромбанка Высокий суд Лондона заморозил активы Георгия Беджамова на общую сумму 1,75 миллиарда долларов, из них 100 миллионов долларов это виллы в Франции и Италии, дома в Лондоне и во Франции, а также отель в Швейцарии.
В своё время в поисках точных адресов недвижимости Беджамова, компания Фридмана даже запустила рекламу с портретом беглого банкира и пообещала награду о сведениях которые помогут их найти. Эта уловка принесла свои плоды, и в результате был найден дом Британского колледжа психиатров на Белгрейв-сквер 17, и дом по соседству. Найденная недвижимость была оценена в 35 миллионов евро.
В 2021 году Тверской суд Москвы арестовал эту недвижимость, но Лондонский суд разрешил экс-банкиру реализовать их, чтобы погасить долги, при одном лишь условии, что вырученные средства не поступят в адрес его же фирм.
В 2020 году та же фирма Михаила Фридмана, смогла доказать принадлежность семьи Беджамова к одной из красивейших исторических вилл "Villa Nicolini" в Сорренто. В далёком 2006 году бывший бобслеист выложил за неё 5,4 миллиона долларов и долгих 6 лет реставрировал, дополнив историческое здание спа-салоном и лифтом к морю. В марте 2021-го Тверской районный суд также наложил на "Villa Nicolini" арест.
Однако и это ещё не всё. У семьи банкира было обнаружено 8 шикарных апартаментов на Манхэттене, Израиле, Латвии, Париже, дом на Лазурном берегу и элитный бутик в Монако "Wine Palace". Также было установлено, что Беджамов владеет 33% в самом лучшем отеле Санкт-Морица "Badrutt`s Palace Hotel" с видом на Альпы. За свою долю банкир выручил 19 миллионов долларов, которые потратил на адвокатов.
С яхтами и бизнес-джетами тоже беда - с ними пришлось распрощаться. Самолет Gulfstream G550 был продан за 55 млн. долларов, а Dassault Falcon 900 за 42 млн. долларов. Еще 14 млн. евро Беджамов выручил за свою яхту Ester II производства компании Codecasa Shipyards. Также уплыла с молотка и другая яхта - 66-метровая Ester III с дорогим дизайном от немецкой Lurssen (эту яхту банкир купил за 79,5 млн. евро у Джона Генри, владельца бейсбольной команды Boston Red Sox ).
Продать-то Беджамов продал, но вот только получить эти деньги кредиторы Внешпромбанка так и не смогли — недвижимость, яхты, самолёты, всё это было заложено по кредитам европейских банков. Помимо этого, дома банкира в Британии оказались в залоге у оффшора, что тоже в свою очередь делает продажу невозможной. По данным Минфина США, большая часть оффшоров, записана на Алину Золотову.
Весьма занимательный факт - ещё в 2016 году в Монако приехал крупный чиновник из России (догадайтесь кто), лишившийся денег во Внешпромбанке, и попытался уговорить Беджамова возвратить похищенное или отдать взамен что-то из собственности. Но ушлый банкир убыл в Лондон и там заявил в полицию о вымогательстве.
Самое интересное, что Беджамов никогда не был внесён в список Forbes. И причиной этому ни его бедность, а то, что подсчитать его состояние просто невозможно. Озвученный ущерб в 114 млрд рублей и арест активов на сумму в 1,75 миллиардов долларов ещё не означали, что им была украдена именно эта сумма. Мало того, часть своих активов он продал, а размер его долгов никому не известен.
Однако не стоит думать, что бывший банкир остался без средств к существованию. С деньгами как раз у него всё в порядке. По свидетельству очевидцев сегодня Беджамов посещает элитные лондонские бутики, дорогие рестораны и делает это исключительно в окружении моделей и больших сумм наличности.
Беджамов действительно привык жить ни в чём себе не отказывая. Когда высокий Лондонский суд разрешил ему тратить на себя в неделю не более 13 тысяч долларов, возмущению банкира не было предела. По его заявлению, только на аренду квартиры для своей семьи в Монако он вынужден платить 85 тысяч долларов ежемесячно. А за себя он каждый месяц платит 75 тысяч долларов на аренду пентхауса на Парк-Лейн, плюс к этому в 60 тысяч ему обходятся охранники и в 25 тысяч представительские расходы. Также на себя любимого ему необходимо каждый месяц 20 тысяч долларов на одежду, 10 тысяч долларов на консьержа, парикмахера и абонемент в гольф-клуб. Надо отдать должное "мудрости" Лондонского суда, который вошел в положение банкира и поднял ежемесячную планку с 13 тысяч до 420 тысяч долларов. На у как по другому, будет ходить банкир без клюшки для гольфа и не стриженый.
Георгий Беджамов это не первый беглый проворовавшийся олигарх о котором мы рассказали. Кто следит за нашими публикациями знает об этом. Но поражает не тот факт, что ещё вчерашняя российская элита оказалась обыкновенным ворьём, а поражают масштабы их воровства, и то, как им легко дали уехать их России. И вот там, за рубежом, где-то между ласковым солнцем Монако и Туманным Альбионом, и находятся наши пенсии, зарплаты, деньги на операции больным детям и многое-многое другое.
Мы в Telegram.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Также читайте на нашем канале: