Найти в Дзене
ВЪ ГЛУШЬ!

Тайна исчезнувшего письма

Какую литературную загадку хранят стены саратовского Мариинского института благородных девиц?

Концепция женского образования в дворянской России заключалась в привитии девицам искусства savoir-vivre – умения жить в гармонии, наслаждаться интеллектуальными удовольствиями и выходить из затруднительных ситуаций, сохраняя самообладание и изысканные манеры. В Саратове таким воспитанием барышень на протяжении 64 лет занимался Мариинский институт благородных девиц.

Сегодня в этом здании возле Городского парка располагается саратовская средняя школа № 95
Сегодня в этом здании возле Городского парка располагается саратовская средняя школа № 95

Открытый в 1854 году Мариинский институт благородных девиц Саратовского дворянства следовал лучшим традициям европейского и отечественного женского просвещения, выпустив около 1200 прекрасно подготовленных воспитанниц, составивших новое городское сословие образованных молодых женщин. Например, таких:

Дворянка-модница. Шляпа с перьями. Егоров. Саратов. Формат: 10,5 х 16,5. см.
Дворянка-модница. Шляпа с перьями. Егоров. Саратов. Формат: 10,5 х 16,5. см.

Литературная тайна Мариинского института

Одна из наиболее интригующих загадок Саратовского Мариинского института благородных девиц связана с личностью всероссийского поэтического кумира – Александра Пушкина. Именно здесь долгие годы хранились бесценные пушкинские реликвии, принадлежавшие начальнице института Татьяне Борисовне Семечкиной – дочери действительного статского советника Бориса Карловича Данзаса, брата лицейского товарища А.С. Пушкина Константина Данзаса – секунданта поэта в его последней роковой дуэли.

Сестры Аделаида, Ольга и Татьяна Данзас (1861)
Сестры Аделаида, Ольга и Татьяна Данзас (1861)

Сама она родилась 5 июня 1845 года, получила хорошее домашнее образование, училась музыке у великого русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Став вдовой в 46 лет, Татьяна Борисовна поступила на государственную службу и первое время, с 1891 по 1901 год, исполняла обязанности главной надзирательницы Александровской женской гимназии в Петербурге.

Александровская женская гимназия в Санкт-Петербурге, 1890-е (?)
Александровская женская гимназия в Санкт-Петербурге, 1890-е (?)

О деловых качествах Татьяны Борисовны говорит такая лестная характеристика современников:

Главная Надзирательница Т. Б. Сѣмечкина, не чуждая искусству, какъ любительница-художница и членъ Дамскаго Художествѣннаго Кружка, желая содѣйствовать развитію въ дѣтяхъ вкуса и художественно-техническихъ знаній, устроила внѣклассныя занятія, на которыхъ желающія ученицы за небольшую плату могли обучаться живописи по атласу и фарфору, выжиганію по дереву и прочимъ отраслямъ такъ-называемаго прикладного искусства.
(Из книги "ПЯТИДЕСЯТИЛѢТІЕ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГИМНАЗІИ. ХРОНИКА ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ДѢЯТЕЛЬНОСТИ. 1860- 1910. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1910)

Любопытно, что именно в здании Александровской гимназии с 1908 года начнут работать частные женские высшие историко-литературные и юридические курсы Н. П. Раева, называвшиеся Вольным университетом. С сентября 1914 года одним из профессоров курсов станет философ Семен Людвигович Франк, позже – первый декан историко-филологического факультета Саратовского государственного университета.

Но вернемся к истории Татьяны Борисовны Данзас – Семечкиной. В 1893 году она была направлена начальница гимназии на Всемирную выставку в Чикаго представительницей от учреждений ведомства императрицы Марии, в 1896 году присутствовала на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде – крупнейшей в дореволюционной России, а в 1900-м ездила на Всемирную выставку в Париже. Одним словом, была образованнейшей женщиной своего времени и человеком с известными организаторскими навыками.

Татьяна Борисовна Данзас - Семечкина, 1900-е годы. Из книги братьев Семеновых "Саратов дворянский"
Татьяна Борисовна Данзас - Семечкина, 1900-е годы. Из книги братьев Семеновых "Саратов дворянский"

В Саратове, в одной из комнат своей казенной квартиры директриса Мариинского института благородных девиц создала особый "Пушкинский уголок", где хранились ценнейшие реликвии её семьи.

По воспоминаниям бывшей воспитанницы института И. Ф. Варниной, сама Татьяна Борисовна о возникновении уголка рассказывала так:

"Конечно, все самое ценное было собрано уже моим дядей, секундантом Пушкина. Он хранил это просто как самое дорогое для себя. Семьи у него не было, и моему отцу все досталось в первоначальном виде. Он понимал, что это ценно для всех, и приумножил и собирал по крупице, что мог найти. Для меня наследие отца — это был дар бесценный, и потому я так ревниво отношусь к этим вещам. А беречь трудно. Есть и праздное любопытство и корыстные предложения..."

Татьяна Борисовна очень ревниво относилась к своим коллекциям, и далеко не каждый желающий мог посмотреть их — рассказывали, что Т.Б. Семечкина однажды отказала в осмотре уголка даже жене саратовского губернатора.

В Саратовском областном краеведческом музее хранится альбом фотографий Мариинского института, где на одной из карточек запечатлен таинственный уголок: бюст Пушкина работы И.И. Витали, посмертная гипсовая маска, сделанная по просьбе В.А. Жуковского Гальбергом на другой день после смерти поэта, портреты друзей Пушкина — А.А. Дельвига, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского и других.

-6

Однако самой ценной реликвией собрания было письмо Пушкина к Данзасу с просьбой быть его секундантом – на фотографии виден висящий на стене лист бумаги в рамке без изображений. Это письмо до сих пор не известно пушкинистам, однако о его существовании уверенно говорили бывшие воспитанницы института М.И. Черкасова, А.И. Черкасова, И.Ф. Варнина и Е.И. Кожина, много лет проработавшая горничной у Т.Б. Семечкиной. Письмо, по их воспоминаниям, было написано по-русски; лист был заполнен неполностью.

Полковник Константин Данзас в старости.
Полковник Константин Данзас в старости.

Некоторые материалы уникальной пушкинской коллекции Семечкиной были переданы в Институт русской литературы Академии наук СССР – Пушкинский дом. Там, например, осел лицейский сборник «Дух лицейских трубадуров» с автографом Пушкина (записью лицейской песни) и автографическая копия письма Пушкину к барону Геккерену от 26 января 1837 года.

Однако следы письма Пушкина к Данзасу были окончательно потеряны после переезда Татьяны Борисовны Семечкиной в Петроград в 1915 году, и где сегодня находится ее уникальная коллекция – неизвестно. Так что стены Саратовского Мариинского института благородных девиц остаются последним местом, хранящим память о драгоценных пушкинских реликвиях, таинственным образом исчезнувших в вихре безумного ХХ столетия.

***

ЧИТАТЬ И ПОЗАБАВИТЬСЯ ЕЩЕ:

Где кутил дореволюционный Саратов: лучшие городские адреса

Вдова и колокол: анекдот о помещице, которая не смирилась с отменой крепостного права

Дюма в русской провинции: "Здесь есть французы!"

***

Истории канала "ВЪ ГЛУШЬ!" про жизнь провинциальной интеллигенции рассказывают два партнерских культурных проекта - "Дом Франка в Саратове " и "Яков Тейтель в Саратове". Ставьте лайки и подписываетесь на нас, если:

  • вам любопытна история русской провинции;
  • вы всегда мечтали вернуться на машине времени на 100 лет назад;
  • вы любите начинать свой день с коротких забавных историй;
  • вам нравятся детективы про Эраста Фандорина и его эпоху;
  • вы цените крутой и умный авторский контент.