Если первая публикация из серии «Универсальные решения в аудио» ( Primare I15 Prisma ) была исключительно обзорного характера ( я усилитель слушал, но недолго и лишь в салоне, поэтому это никак не полноценный тест), то данный материал претендуют на чуть большее: с проигрывателем Luxman D-03X я ознакомился ближе - в домашней стереосистеме хорошего знакомого. При этом о его системе я уже рассказывал в нескольких публикациях (например ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ, но есть и ещё). И вот теперь в ней прописался ещё один «жилец». Возможно даже претендующий на роль ответственного квартиросъёмщика (шутка).
Универсальность конкретного аппарата в том, что помимо воспроизведения компакт-дисков он ещё способен работать как ЦАП с внешними источниками сигнала. Для этого у него есть всё необходимое: оптический, коаксиальный и USB порты на входе. Но главная «фишка» - способность декодировать новый (перспективный?) формат MQA.
MQA (Master Quality Authenticated) - британская технология, которая обеспечивает качество звука на уровне оригинальной мастер-записи. Плеер включает в себя технологию MQA, которая позволяет воспроизводить MQA-CD диски, а также аудио файлы MQA с разрешением до 24 бит, передаваемые через USB, оптические и коаксиальные входы. USB-вход поддерживает также данные в формате PCM с разрешением до 384 кГц/32-бит и DSD-данные - до 11,2 МГц, в то время как оптические и коаксиальные входы принимают сигналы PCM с разрешением до 192 кГц/24-бит. В дополнение к обычной “изохронной” передаче файлов с фиксированной скоростью передачи данных, USB-вход поддерживает также четыре режима массовой передачи аудио файлов Bulk Pet с высоким разрешением. Bulk Pet оптимизирует упаковку данных и доставку их в ЦАП, облегчая нагрузку как для главного процессора, так и для процессора внешнего устройства, повышая стабильность воспроизведения и, в конечном итоге, обеспечивая улучшенное качество звука. Все сигналы получают преимущества от использования высокоточного тактового генератора с малым джиттером и низким уровнем фазовых шумов, минимизируя шумы около основной частоты колебаний и оптимизируя точность передачи сигналов (из официального пресс-релиза).
ЦАП реализован на паре 32-битных микросхем PCM1795 от Texas Instruments.
Помимо обычных CD-дисков привод «Лаксмана» способен распознавать и диски CD-R/CD-RW, а вот SACD данная модификация проигрывателя не воспроизводит. Для кого это важно - обратите внимание на этот момент. Если для вас SACD в приоритете, а MQA совершенно не важен то можно выбрать другую модель Luxman - таковые имеются. Как имеются и "фейки". Например в сети бродит фото модели D-03 (без «Х»)на фронтальной панели которой стоит логотип "SACD". Однако ни на официальном сайте, ни где либо ещё информации по такой версии нет. Так что, с большой долей вероятности, можно предположить что это либо прототип, не пошедший в производство, либо просто фотошоп.
Конечно Сергей (так зовут владельца) не ставит цель собрать монобрендовую систему от Luxman, хотя у него уже четыре компонента от этого производителя: фонокорректор, усилитель для наушников, интегральный усилитель и теперь вот проигрыватель/ЦАП. Однако визуально сочетаются между собой лишь два из четырёх. А именно фонокорректор и усилитель для наушников (см.фото).
А вот интегральный усилитель и проигрыватель внешне не очень гармонируют. Но это и понятно: усилитель 2000-го года, а проигрыватель современный. То есть двадцать лет разницы(или около того) между ними есть. Однако внешняя гармония-вторична. Важнее гармония внутренняя. И вот к этой стороне вопросов нет вообще. Звучит связка Luxman D-03Х + Luxman L-509fSE очень здорово. Между собой аппараты скоммутированы "по-балансу" : так они звучат ещё более убедительно - масштабнее и "воздушнее".
Конечно дисков в формате MQA пока что выпущено сравнительно немного, а по цене, как и по звучанию MQA прямой конкурент SACD, но дело не в дисках(надо смотреть реально на вещи: "физический" носитель сдаёт позиции во всех форматах и по всем фронтам), а в файлах, которые распространяются всё активнее. И, поскольку, как уже было сказано выше, ЦАП Luxman D-03Х декодирует и MQA и DSD - его актуальность пока не подвергается сомнению. Правда для того,чтобы создать законченное "цифровое" решение на базе Luxman D-03Х его следует дополнить файловым транспортом - хотя бы компьютером или ноутбуком (рекомендовано установить приложение Luxman Audio Player с официального сайта производителя) . Ну а в остальном это вполне самодостаточное решение из серии "два в одном". И огорчает лишь одно: цена. 350-400 тысяч это очень много. Правда в Японии его можно купить намного дешевле. Но...немножечко б/у. Именно так поступил Сергей. В конце концов двухлетний аппарат(а модель выпускается с 2019 года) по меркам индустрии практически новый, а вот его цена уже гораздо доступнее. Да и изначально стоимость модели в Японии заметно ниже. Правда это модель с питанием 100 вольт, но это уже давно никого не пугает.
Но вернусь ещё раз к обзору. Пульт ДУ в алюминиевом корпусе приятно холодит руку, но по весу он легче чем некоторые пульты китайских аппаратов (например Xindak) выфрезерованные из цельных алюминиевых брусков. Россыпь одинаковых мелких кнопок на первый взгляд неудобна для ориентации, но это дело привычки.
Флуоресцентный дисплей имеет функцию масштабирования, то есть размер символов , выводящихся на экран , можно увеличить, что удобно когда сидишь на большом удалении от аппарата. Кроме того можно выбрать не только просмотр времени, прошедшего с начала воспроизведения трека, но и время, оставшееся до его окончания. Все эти моменты можно увидеть в видеоролике приведённом выше.
Любопытна и индикация статуса декодирования MQA. Она определяется по цвету светодиода: синий (Studio) -88, 2 , зелёный (Authentic) - 176,4, красный (Renderer) - ??? (дисков с таким битрейтом у Сергея не оказалось, а в мануале одни японские иероглифы) . Но прикольный было бы если б синий, заменили на жёлтый. Тогда бы ассоциация со светофором (красный-желтый-зеленый) была полной.
Ну и конечно технические характеристики.
Совместимые диски: CD (CD-R, CD-RW, MQA-CD) Поддерживаемые частоты дискретизации: USB вход (PCM) : 44.1 кГц, 48 кГц, 88.2 кГц, 96 кГц, 176.4 кГц, 192 кГц, 352.8 кГц, 384 кГц (16, 24, 32 бит) USB вход (DSD): 2.8 МГц, 5.6 МГц, 11.2 МГц (1-бит) Коаксиальный / оптический вход: 44.1 кГц, 48 кГц, 88.2 кГц, 96 кГц, 176.4 кГц,192 кГц (16, 20, 24-бит) Аналоговое вых. напряжение/ импеданс: небалансные : 2.4 V / 300 Ω, балансные: 2.4 V / 600 Ω, DSD : 1.7 V Диапазон частот:CD: 5 Гц - 20 кГц (+0, -1.0 dB), коаксиальный / оптический: 5 Гц - 47 кГц (+0, -3.0 dB), USB: 5 Гц - 47 кГц (+0, -3.0 dB) Искажения (THD):CD : 0.003 %, коаксиальный / оптический: 0.002 %, USB : 0.002 % Отношение сигнал/шум (IHF-A):CD : 101 dB, коаксиальный / оптический: 114 dB, USB : 113 dB ЦАП:Texas Instruments PCM 1795 (моно режим) x 2 Размеры:440 (W) x 133 (H) x 410 (D) мм Вес: 13.2 кг.
Как видите всё очень достойно, однако цифры - это лишь цифры и о характере звучания они представления не дают. Впрочем и описывать звучание словами тоже... такое себе занятие: то, как это слышит один, совершенно не означает что так же слышат все. И, тем не менее, моё личное мнение о звуке проигрывателя таково: очень детальная проработка во всём диапазоне и, при этом, совершенно не зацикливаешься на деталях - очень слитная и одновременно эмоциональная подача, совершенно не утомительная. Я не заметил даже как пролетело несколько часов. Как минимум звук не хуже чем у SACD проигрывателей сопоставимого класса, а возможно и лучше. Но чтобы это утверждать более уверенно - необходимо прямое сравнение. Пока такового не проводилось, а выводы сделаны "по памяти". Ну и в сухом остатке то, что я о времени, потраченном на знакомство с данным аппаратом, не жалею. Конечно есть и лучше, но уже за совсем другие деньги. Так что остаётся лишь по доброму позавидовать тем, у кого в системе есть такая классная "игрушка" с совсем неигрушечными возможностями.
Для прослушивания использовались MQA-CD диски Tsuyoshi Yamamoto Trio - "Misty" и Queen - "Innuendo", а также файлы DSD и MQA скачанные из сети. Разумеется прослушивались и обычные CD диски.