«Я получил эту роль» - первая пластинка группы ДДТ выпущенная фирмой «Мелодия» в 1989 году, но, по сути он первый для ленинградского состава группы и фактически это «Greatest Hits» (по мнению самих музыкантов), то есть в него вошли песни со старых альбомов, заново переписанные в профессиональной студии с музыкантами питерского состава, и четыре новые, питерские, песни Шевчука («Террорист», «Конвейер», «Церковь» и «Революция»). Вот что по этому поводу говорил сам Юрий Шевчук: «...Наша первая пластмассовая пластинка. Песни, вошедшие в неё — из разных „андеграундных“ альбомов „Свинья на радуге“ 1982 г., „Компромисс“ 1983 г., „Периферия“ 1984 г., „Время“ 1985 г. Короче, этот диск — сборник песен разных времен и народов, наиболее ключевых, дорогих что ли песен. Замечательная девушка Татьяна Маркелова, работавшая тогда на „Мелодии“, спродюсировала, то есть „пробила“ его. Директор тогдашнего ленинградского филиала „Мелодии“ товарищ Голубовский милостиво согласился, но с одним условием: мы полностью отказываемся от авторского гонорара… Эта первая наша „ласточка“ разошлась тиражом более миллиона экземпляров. Поэтому мы прозвали её „Золотой“...».
Однако только лидеру «ДДТ» пришлось отказаться от авторского гонорара. Участвовавшие в записи музыканты получили вознаграждение за работу в размере 40 рублей каждый. Шевчук вспоминал, что видел, как спекулянты торгуют пластинкой «Я получил эту роль» по 10 рублей за штуку. Нормальной считалась цена, не превышающая 2 рубля (на самом деле 2 р.50 коп. -прим.автора).
В отличие от других рок-клубовских групп, запись «ДДТ» делал не Андрей Тропилло в студии ЛДМ, а Юрий Морозов на Ленинградской студии грамзаписи.
В качестве сессионных музыкантов в записи приняли участие Андрей Муратов, Михаил Чернов и Александр Ляпин. Первые двое спустя год стали постоянными участниками группы, а Ляпин — одним из близких друзей ДДТ. Также первый раз помогал в студии Игорь Тихомиров. Хотя записанные им черновые наброски бас-гитары к песне «Поэт» в альбом не вошли, но помогли собрать интересную партию психоделического «блуждающего» баса.
Полный же состав музыкантов, принявших участие в записи альбома, таков:
Юрий Шевчук - вокал,гитара (8,9)
Андрей Муратов — клавишные (2, 4, 5, 7, 10)
Никита Зайцев — гитара (2, 4, 6, 7, 9), скрипка (7)
Андрей Васильев — вокал (6, 7), гитара (3-7, 10)
Александр Ляпин — гитара (1, 3, 5, 7-9), вокал (3)
Вадим Курылёв — бас-гитара (1-7, 9, 10), вокал (2, 6, 7, 9, 10), флейта (8)
Игорь Доценко — ударные (1-7, 9, 10), вокал (2, 6, 7), перкуссия (8)
Михаил Чернов — саксофон (6, 7, 10)
Юрий Морозов — вокал (3)
Примечание: треки 9 и 10 («Хиппаны» и «Ни шагу назад» соответственно) вошли в переиздание альбома на CD (1994 г.), а на пластинке «Мелодии» их не было. Поэтому в данной публикации эти композиции не рассматриваются. В итоге трек-лист винилового издания был таким:
Поэт
Мальчики-мажоры
Конвейер
Не стреляй!
Церковь
Террорист
Революция
Я получил эту роль
В поддержку альбома было снято три видеоклипа. Первый — «Конвейер», 1987, режиссёр Пётр Солдатенков. Второй — «Террорист», дипломная работа выпускника ВГИКа, автор неизвестен. Третий — «Я получил эту роль», 1987, режиссёр П. Солдатенков. Фрагмент видео «Ни шагу назад» вошёл в фильм Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным». Вот только тогда, в конце 80-х мало кто эти клипы видел, поскольку ТВ хотя и «перестроилось», но не настолько, чтобы подобными вещами радовать, а если что-то и демонстрировалось, то поздно вечером или ночью. Ну и видеомагнитофоны тогда ещё были уделом избранных. К примеру я свой первый «видак» купил где-то в 1992-93, но и тогда они были ещё достаточно дороги.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=3c6I_kIodgA
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6YVz1QDDloo
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=WJ0cvJ-OO1w
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=braco7upG1k&t=2s
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OZ63X_oRtR8
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zJs_We0o7so
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=BmYWW8a2bH0
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wa0GeA2AsoU
Хотя видеоролики я старался подбирать именно из тех (80-е) времён, по понятным причинам некоторые аранжировки отличаются от тех, что представлены на пластинке. Но собственно целью подобрать аутентичные аранжировки и не ставилось. Тем более что у каждого поклонника ДДТ этот альбом в фонотеке в том или ином виде наверняка присутствует. А вот посмотреть, какими ребята были три с половиной десятилетия назад, наверняка кому-то будет интересно.
На сегодня ДДТ один из немногих уцелевших столпов русского рока 80-х, творчеством которых я продолжаю интересоваться. Случались у них и падения, но после них всё равно происходил взлёт и предпоследний альбом 2018 ( с альбомом 2021 года я только собираюсь знакомиться) "Галя, ходи!" тому подтверждение: есть ещё порох в пороховницах у Юрия Юлиановича! Однако это уже совсем другая история.
При написании статьи использовались материалы из сети.