Из всех пластинок, выпущенных в серии «Спорт и музыка» наибольший интерес представляет именно эта: «Пульс-3». «Пульс-3» записанная джаз-рок ансамблем «Арсенал» Алексея Козлова это эксперимент о чем А. Козлов и говорит в аннотации к пластинке. Но, по моему личному мнению, эксперимент очень удачный.
К данной пластинке вообще и к композиции «Эстафета» в частности часто применяют громкую фразу: «Первый брейк-данс в СССР!». Возможно это и правда так, но с ма-а-ленькой оговоркой: Первый - на официальной эстраде и официально изданный. В остальном же не факт, что пальма первенства принадлежит именно «Арсеналу», как и не факт что это брейк-данс в чистом виде. Даже сам А. Козлов назвал это действо «электропантомимой» и это ближе к истине. Ну разве что можно добавить что это «электропантомима с элементами брейк-данса».
"По-сути, это был " мини-спектакль в стиле " новая волна " с пластикой брейк-данса . Именно под эту музыку мы изображали из себя советских чиновников, роботов, хулиганов, придурков, аристократов, спортсменов. Было очень весело и нам, и публике. Единственно, что напрягало, это необходимость каждый раз гримироваться, переодеваться и переобуваться. ... Было ясно, что без настоящего педагога нам технику брейк-данса не освоить. И в "АРСЕНАЛ" был приглашен Павел Брюн , один из ведущих артистов театра пантомимы Г. Марцкявичуса, который очень помог с постановкой пластики. Для музыкантов это оказалось крайне непривычным. Но за эту музыку и все представление нас тогда чуть было не разогнали.. Последовали проверки, выговора и сопутствующая демагогия. Пластинку эту мы записали в предельно короткий срок на "Мелодии", воспользовавшись тем, что в Москве проходил Всемирный студенческий форум и студия иногда была свободной. В добавок, к этому времени отношение к АРСЕНАЛу уже изменилось, нас перестали бояться, а иногда даже и гордились. Тем более, что АРСЕНАЛ приносил большой доход государству, работая с постоянными аншлагами. ".. ( Из воспоминаний А.Козлова )
Ещё один интересный момент: пластинка «Пульс-3» как и все остальные пластинки серии «Спорт и музыка» записана на скорости 45 об/мин., а не 33, как было чаще принято. Соответственно общий хронометраж альбома скромен: 28 мин.22 с. Теоретически более высокая скорость даёт и более высокое качество: на примере магнитофонов это аксиома - даже ничего доказывать не надо. А вот в отношении грампластинок почему-то подобных (и подробных) исследований на тему «Как влияет изменение скорости воспроизведения грампластинки на качество её звучания» я не встречал. Возможно они и существуют и если кто-то из Вас, уважаемые читатели, знаком с таковыми, то не сочтите за труд поделиться информацией в комментариях.
Что касается тиражей данной пластинки, то они может и не рекордные, но поскольку пластинка выпускалась всеми или почти всеми заводами СССР, то её общий тираж вполне достаточен и к раритетам её точно не причислить. Да и переиздания возможно были. В моей коллекции оказался экземпляр Ташкентского завода (см. фото), но встречал я и пластинки Ленинградского завода, Московского Опытного завода «Грамзапись»(МОЗГ), Апрелевского завода...
И, тем не менее, на аукционах средняя цена за данную пластинку составляет 300 руб. за б/у и от 500руб. до 1100-1200 за пластинку в состоянии "Mint"- последнее даже удивительно, учитывая что начиная с тысячи рэ можно приобрести неплохую "фирмУ".
Что касается самого музыкального материала то правильнее назвать это «фьюжн». Фьюжн - очень удобное определение. Под него можно подогнать практически всё, что хоть как то отличается от классических канонов. Прямых аналогов я назвать не рискну, но отдалённо данная работа «Арсенала» напоминает какие-то вещи Shakatak . Но именно ОТДАЛЁННО. Так что ни о каком копировании и речи нет - проект оригинальный и хочется ещё раз сказать: Браво «Арсеналу» и Алексею Козлову.
В работе над проектом принимали участие:
Алексей Козлов -саксофон,
Иван Смирнов - электрогитара;
Андрей Батурин - электрогитара;
Сергей Катин - бас-гитара ;
Николай Карсаудидзе - ударные ;
Александр Беляев - синтезатор ;
Андрей Виноградов - синтезатор;
Павел Брюн - пластика.