Любое число что-нибудь да символизирует( 7(чудес света),33(несчастья),1(в поле не воин) ), стоит лишь озадачиться поисками этого самого скрытого смысла. Например во многих штатах Америки 21-это возраст, с которого человека начинают считать совершеннолетним со всеми вытекающими (иногда сомнительными) бонусами, как то, что с 21 года молодой человек имеет право покупать в магазинах сигареты и алкоголь. А в популярной карточной игре: 21 - это попадание «в десятку», «бинго», если хотите, тогда как 20 или 22 «недобор» или «перебор» соответственно. Попадает ли «в десятку» герой сегодняшнего материала и достиг ли он совершеннолетия (и совершенства в своём сегменте) на момент своего рождения? Давайте попробуем в этом разобраться.
Это моё второе близкое знакомство с компонентами от компании Harman Kardon, однако планка, заданная дебютным знакомством, настолько высока, что в этот раз её преодолеть точно не получится. Всё таки, как ни крути, а предусилитель Citation X-II и усилитель мощности Citation X-I ( статья ЗДЕСЬ)-настоящий Hi-End , невзирая на почтенный возраст. Нынешний же Citation XXI заметно моложе и (очень заметно) дешевле, хотя 142000 иен для предусилителя 1990 года-сумма, позволяющая надеяться что это как минимум предтоповый Hi-Fi уровень.
Именно с такими мыслями я приступил к изучению аппарата особо не обольщаясь верой в чудеса. Чудес действительно не случилось, а вот приятные неожиданности были. Но об этом чуть позже. А вначале было знакомство визуальное.
Кто-то (вполне возможно) охарактеризует дизайн изделия словом «страшный», но я бы предпочёл более нейтральное прилагательное. Например: «своеобразный». Тем более что на примере классической сказки Г.Х.Андерсена мы уже знаем что иногда «гадкий утёнок» может превратиться в «прекрасного лебедя». Внешний вид Citation XXI напоминает стиль минимализм, но такое (обманчивое) впечатление возникает оттого, что тот десяток дополнительных кнопок (не считая клавиш селектора входов-кстати весьма оригинальных по форме) слишком мелковат в диаметре и к тому же не особо контрастирует с цветом фронтальной панели. Проще говоря, с определённого расстояния эти кнопки не различаешь, а видишь лишь рукоятку регулятора громкости и клавиши селектора входов( рукоятки регуляторов тембра и баланса тоже скромного диаметра). Функционально предусилитель имеет темброблок (отключаемый) с возможностью регулировать уровень ВЧ и НЧ в достаточно широком диапазоне. Хотя я и не любитель слушать музыку иначе, чем в режиме «директ», но попробовать был должен. Режим “Loudness” тоже работает предсказуемо, то есть с ожидаемым подъёмом по краям диапазона (у любителей слушать музыку на небольшой громкости эта опция до сих пор востребована). Вполне возможно что и сабсоник-фильтр при прослушивании грампластинок через фонокорректор предусилителя окажется нелишним для некоторых релизов. Встроенный фонокорректор кстати, поддерживает картриджи обоих типов: и ММ и МС. Селектор входов имеет пять клавиш прямого выбора источника, но если источник подключен ко входу CD-direct то это подключение реализовано в обход регулятора громкости. То есть напрямую. Остальные четыре входа регулируемые, как и положено. Помимо этих четырёх источников(кстати по поводу входа “video” - видеосигнал предусилитель не коммутирует, а ко входу «видео» подключается лишь стереофонический аудио-звук с видеомагнитофона или LD - проигрывателя(по состоянию на 1990-й год, сейчас же к этому списку можно добавить и все последующие подобные устройства) имеется два входа(и столько же выходов) для подключение на запись/воспроизведение магнитофона или, предположим, минидисковой деки. Так что коммутационных возможностей у предусилителя достаточно. Есть на задней стенки и силовые розетки(отключаемые и неотключаемые) для подключения других компонентов с низкой потребляемой мощностью. Но поскольку экземпляр предусилителя, попавшего ко мне на тест, сделан для японского рынка, то и розетки у него под японские аппараты с питанием 100 вольт. А ещё у аппарата есть гнездо для подключения наушников (причём не слева, как бывает обычно, а справа). С наушников я и начал.
И, совершенно неожиданно, первый (не скрою, приятный) сюрприз. Звучание наушников с выхода "Хармана" оказалось вполне себе. Во всяком случае китайский усь для наушников( FX -audio ) оказался в явных аутсайдерах. И это при том, что ATH-m50x достаточно бюджетный(хотя и не самый плохой) вариант для индивидуального прослушивания музыки. Но, как бы там ни было, а я увлёкся и пару часов слушал различную музыку без малейшего намёка на утомление от звучания. Ну разве что по истечении этого времени уши вспотели)))). Однако это плата за то, чтобы звуки извне не отвлекали от главного. На этом первый день знакомства был завершён.
"День второй принёс заботы, посложней уже кажись... " (В.Асмолов). Да, ребята, объективно оценивать предварительный усилитель , в отрыве от положенного ему по штату усилителя мощности, наверное нельзя. Хотя и далеко не всё используют родные связки аппаратов. Причин для этого множество. Начиная от "я его слепил(а) из того что было" и заканчивая тем, что один из компонентов понравился, а второй-нет (естественно что между этими двумя крайностями есть (или возможны) и другие варианты. В моём случае всё просто: кроме Accuphase Pro 5 в текущий момент усилителей мощности у меня просто не было. Зато его(Pro 5) характер звучания я знаю очень хорошо. И так же хорошо помню как он вёл себя с различными предусилителями. Хотя я в основном использую его без преда. И не то, чтобы с предом он играет хуже: с некоторыми(например с Accuphase C270) он играл лучше. Однако цена подобного предусилителя для меня не очень то коррелируется с моими финансовыми возможностями. По крайней мере сейчас. Что же касаемо визуального сочетания, то хотя Harman Kardon в паре с Accuphase это далеко не " Двое из ларца... ", но и отторжения их внешний вид не вызывает(см. заглавное фото).
И вот второй(и снова приятный) сюрприз: а ведь, черт возьми, хорошо звучит связочка то. " Харман" абсолютно нейтрален и не привносит никакой отсебятины, но при этом сцена и в ширину и в глубину ещё более осязаема, нежели когда Accuphase выстраивал её в одиночку. Я такое наблюдал нередко, но в нынешнем случае на это как-то не рассчитывал. Поэтому неожиданный сюрприз приятнее вдвойне. И снова несколько часов прослушивания самой разной музыки от классики и джаза, до попсы, рока и метала. И всё " в кайф".
Думал уже что третьего сюрприза не будет, так как хоть одна ложка дёгтя в бочке мёда быть должна, но нет - фонокорректор снова удивил. Ну то, что он на дискретных элементах конечно настраивало на неплохой результат. Но от ММ секции. А тут и МС показала себя более чем достойно. Характер звука конечно несколько иной, чем у моего корректора Accuphase(C-220), но иной, не означает лучше или хуже -просто другой и тут уже дело личных предпочтений какой звук конкретно тебе нравится больше.
Суммируя полученные впечатления могу сказать следующее: в данной связке Harman-Kardon Citation XXI безусловно хорош и придраться, кроме как к внешности, более не к чему. По крайней мере я, время, потраченное на знакомство с этим аппаратом, считаю потраченным с пользой. А удовольствие, полученное от прослушивания, доказывает что всё было не зря.
Все фото, использованные в статье, принадлежат каналу "Стереопанорама"