Dina Vierny ( Дина Верни-ударение на последнюю букву) - французская натурщица и галеристка, искусствовед, певица, муза скульптора Аристида Майоля. Кавалер ордена Почётного легиона. Что касается фразы «неизвестный шансон» то песни, о которых пойдёт речь, более чем известные - это классика жанра, а вот имя их исполнительницы знакомо лишь тем, кто серьёзно изучает данную тему.
Однако, за сухими строчками из Википедии, скрывается такая человеческая судьба,что история Эдмона Дантеса, в силу жизненных обстоятельств ставшего графом Монте-Кристо, меркнет на её фоне хотя бы потому,что первая - литературный вымысел автора, хотя и безусловно талантливо воплощённый (в юности я роман Александра Дюма перечитывал бесчисленное количество раз несмотря на его солидный объём - прим. автора), а вот вторая - абсолютная реальность: жизнь Дины Верни(урождённой Айбиндер) закладывала такие виражи,что просто удивительно, что такой сюжет, до сих пор не получил воплощения в художественной литературе (или на экране).
Дина Айбиндер появилась на свет 25 января 1919 года в Кишинёве - в ту пору,после распада Российской империи, эта часть Бессарабии была аннексирована Румынией, а советской Молдавией она стала лишь в 1940 году. Отец Дины - Яков Айбиндер, был пианистом, мать - музыкантом (более подробных сведений не найдено), а тётя - оперной певицей. Конечно само рождение в такой семье казалось бы должно было предопределить судьбу Дины, связав её с музыкой, но я не зря упомянул выше про виражи человеческих судеб...
В 1925 году семья Дины покидает Кишинёв и, через Одессу, а далее через Варшаву и Берлин, добирается до Парижа. Для многих иммигрантов всех мастей Париж в те годы был Меккой, но далеко не все находили там пристанище. Однако семье Айбиндер повезло: отцу удалось устроиться аккомпаниатором сеансов немого кино, а когда Дине было 15 лет, друг её отца, архитектор Жан-Клод Дондел, познакомил её со знаменитым скульптором Аристидом Майолем. И эта встреча для них оказалась судьбоносной. То,что Дина стала излюбленной моделью Майоля, совершенно не означало что между 73-х летним скульптором и 15-ти летней девушкой возникли отношения, которые в обществе осуждаются. Но сплетни конечно были. «...Словно мухи тут и там, Ходят слухи по домам, А беззубые старухи, Их разносят по умам...» (В.Высоцкий). Впрочем, вот что говорила об этом сама Дина: «Мне было не трудно. Всё естественное тогда молодёжью приветствовалось. Я состояла в студенческом движении натуристов. Но представляю, что о нас с Майолем тогда болтали, какие сплетни распускали. Нет, у нас не было никакой физической близости. Но близость духовная — несомненная. Мы нескончаемо любовались друг другом».
А, между тем, Аристид Майоль представлял Дину в виде разнообразных «ню» в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству вновь начал рисовать. Дина приходила в мастерскую Майоля почти каждый день и позировала по три часа. На многих ранних изображениях её голова наклонена вниз, а взгляд очень сосредоточен. Дина в это время делала уроки, а Майоль даже подготовил для неё специальную подставку для учебников. Дина позировала также Матиссу, Боннару и Дюфи, главным образом во время каникул,на которые уходила во время учёбы в Парижском университете. Она была знакома с Бретоном, Дюшаном, С. Поляковым, С. Шаршуном; снималась в кино вместе с Жаном-Луи Барро и Бернаром Блие. Выступала в эстрадном коллективе «Октябрь», которым руководил Жак Превер. В 1938 году Дина вышла замуж за начинающего кинооператора Сашу Верни и стала Диной Верни.
В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления - сначала в Париже, затем в Банюле - в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. Попасть в руки гестапо для еврейки было равносильно смертному приговору. В тайне от Майоля Дина осуществляла переправку беженцев через Пиренеи в Испанию, сотрудничая с марсельской подпольной группой американского журналиста Вариана Фрая, была арестована французской полицией и освобождена при вмешательстве Майоля, который направил её в Ниццу к Анри Матиссу. Однако вскоре она нелегально отправилась в Париж, где в 1943 году была вновь арестована, на этот раз гестапо, и если бы не обращение Майоля к своему ученику, главному скульптору нацистской Германии Арно Брекеру, то жизнь Дины бы закончилась в застенках гестапо. Но Арно Брекер был любимцем фюрера и имел много знакомых среди нацистской элиты. К спасению Дины он привлёк самого шефа гестапо Мюллера. Парижским гестаповцам об этой операции даже не сообщили. И Дина оказалась на свободе.
Однако спасая других, Дина не смогла спасти своего отца. Яков Айбиндер был увезён из Парижа 7 декабря 1943 года и умерщвлён сразу по прибытию в лагерь Освенцим 12 декабря.
27 сентября 1944 года Аристид Майоль погиб в автокатастрофе. Всё своё состояние и все свои коллекции он завещал Дине. В итоге Дина Верни становится владелицей галереи в Париже, одной из самых преуспевающих. С 1947 года ей принадлежит галерея на ул. Жакоб в VI округе Парижа. После денацификации в 1949 году Арно Брекер просил её помощи в организации выставки в Париже и, хотя он спас её от смерти во время войны, но Дина не стала жертвовать своими взглядами и принципами.
На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, тот же VI округ), который, кроме работ Майоля (а также коллекции «наивных художников» и советских нонконформистов) в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
Дина Верни — соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников, в том числе Франсуазы Жило, Сержа Полякова, Эрика Булатова, Андре Бошана, Жюля Паскина и Аристида Майоля. Изображения Дины Верни есть в Большой советской энциклопедии 1973 года издания ( если бы пластинка «Блатные песни» была издана не в 1975 году, а раньше, то в БСЭ Дина Верни вряд ли бы попала - прим.автора). В статье «Майоль», ей отведена целая фотовкладка. Документальный фильм о ней сняла Ольга Свиблова в 1995 году (доступен на рутрекере - прим. автора).
Дина Верни известна также как коллекционер антикварных кукол. У неё была обширная коллекция кукольной миниатюры, аксессуаров, кукольных домов, комнат, карет и повозок, а также редких кукол производства Франции и Германии конца XIX — начала XX века. Её коллекция признана одной из лучших в мире прежде всего по своему художественному уровню. Верни во многом способствовала тому, что кукольная миниатюра стала рассматриваться в качестве настоящего произведения искусства и экспонироваться в серьёзных музеях. В 1995 году часть её коллекции была продана на аукционе Сотбис.
Тогда как родители Верни придерживались социал-демократических взглядов, она сама всю жизнь была сторонницей троцкизма.
У Дины Верни родилось двое детей в браке со скульптором, лауреатом Римской премии (1950) Жаном Сержем Лоркеном (Jean Lorquin, 1924—1999):
· Оливье Лоркен (Olivier Lorquin, род. 1949) — литератор, директор фонда Верни.
· Бертран Лоркен (Bertrand Lorquin, род. 1957) — искусствовед, автор и соавтор (вместе с матерью) каталогов Майоля и ряда других художников.
В Советском Союзе Дина Верни оказалась впервые лишь в 1959-м и после этой поездки начала коллекционировать работы неофициальных советских художников. В галерее Верни состоялись выставки И.Кабакова, Э.Булатова, В.Янкилевского, М.Шемякина, Л.Мастерковой.
Во время посещения Москвы и Ленинграда Дина не гнушалась посещать мастерские наших непризнанных гениев которые часто располагались в подвалах, на чердаках и в прочих непрезентабельных местах. Соответственно все эти визиты сопровождались привычными для нашей творческой интеллигенции кухонными (и иными) посиделками. Там же случались разговоры и знакомства с некоторыми диссидентами. Вполне естественно что это привлекло внимание КГБ. За Диной стали следить и дважды приглашали на доверительную беседу, но формальных поводов для её высылки из страны так и не нашли. Как не смогли узнать и то, какими способами Дина сумела переправить на Запад ряд понравившихся ей картин.
Именно тогда, во время дружеских застолий, Дина и услышала впервые блатные и авторские песни, которые произвели на неё неизгладимое впечатление. Она собирала тексты и оригинальные мелодии, записывала их, но поняв что просто так вывезти из страны это не получится, постаралась заучить всё это наизусть. Результатом стала записанная в Париже пластинка, а затем единственный оригинальный альбом «Песни Гулага». Кстати записывала пластинку Дина на той самой студии, на которой записывали свои работы В.Высоцкий и Б.Окуджава. Петь Дина начинала ещё в 30-е годы: в Париже был ресторан «Монпарнас» которым владел эмигрант из «северной столицы» - Лев Адольфович Аронсон (Доминик). И в этом ресторане Дина, под аккомпанимент гитариста Сержа Полякова, пела русские романсы и цыганские песни. Однако перед записью пластинки, несмотря на зрелый (Дине к тому моменту было уже 55) возраст Дина стала брать уроки вокала и именно такой её серьёзный подход во многом предопределил успех и пластинки, и альбома. Настолько, что в СССР их признали антисоветскими( да, популярность иногда определялась и таким странным образом: запрещено - значит хорошее -прим.автора) и Дина стала нежелательной персоной в СССР. Проще говоря «невъездной» - визу ей не давали.
И, кстати, многим нашим отечественным интеллектуалам и художникам Дина Верни запомнилась именно как певица-исполнитель «блатного» фольклора, а не как галерейщица и меценатка.
Удивительно, но о последних трёх десятилетиях жизни Дины Верни в интернете нет никакой информации. Учитывая её кипучий характер сложно предположить, что она провела эти годы бездеятельно. Наверняка в её жизни было ещё много чего интересного.
Умерла Дина Верни 20 января 2009 г. в возрасте 89-ти лет, всего пять дней не дожив до 90 лет, в Нёйи-сюр-Сен.
Пластинка,которую Дина Верни записала и выпустила в 1975 году, называется "Chants Des Prisonniers Sibériens D'Aujourd'hui / Блатные песни" Вот трек лист данной пластинки:
Прежде чем Вы решите послушать некоторые песни в исполнении Дины Верни хочу предупредить, что некоторые из них содержат не совсем литературные выражения хотя мата, как такового, в них конечно же нет.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=W3tt4_Svc08
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=qmACbEvni3A
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=y_mikYHQ2IU
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=YHn8TqFUfeA
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=3NkCMlf9-C0
Весь альбом целиком доступен на торрент-трекере, но для того, кому хочется всё и сразу весь альбом целиком есть на YouTube. Вот только со звуком там всё очень плохо. Поэтому лучше скачайте с рутрекера или посмотрите отдельными роликами с того же YouTube.
При создании материала использованы материалы из сети. В частности из Википедии(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8,_%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%B0) и ещё отсюда: https://tunnel.ru/post-dina-verni-zhizn-i-sudba (тут жизнь и судьба Дины Верни описана более подробно и художественно)