Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Магнитоальбомы 80-х: Валерий Сюткин и группа «Телефон»

Относиться к Сюткину, как к музыканту, можно по-разному: любая музыка имеет как своих почитателей, так и тех, кто её не воспринимает должным образом. Но то что Валерий Миладович как человек - личность яркая и разносторонняя, с этим думаю согласятся многие. Не стану скрывать что последние пару сезонов «Голоса» я смотрел отчасти и из-за того, что одно из вращающихся кресел занимал именно Валерий. И то, что публика выбирала лучшими наставниками Шнурова и Басту ни о чём не говорит. Вернее говорит о том, что вкусы публики деградировали ниже плинтуса. Ничего не имею против Шнурова и Басты как музыкантов, но в эрудированности и интеллигентности сравнивать их с Сюткиным, всё равно что сравнивать бульдозер с дилижансом. Ну да, Баста, Шнур и другие им подобные это лицо (к сожалению) эстрады сегодняшней, а Сюткина можно уже причислить к «героям вчерашних дней». Но этот «вчерашний день» кажется был ещё вчера. Однако сегодняшний рассказ не о дне вчерашнем, а, скорее, о позавчерашнем. Под днём "поза

Относиться к Сюткину, как к музыканту, можно по-разному: любая музыка имеет как своих почитателей, так и тех, кто её не воспринимает должным образом. Но то что Валерий Миладович как человек - личность яркая и разносторонняя, с этим думаю согласятся многие. Не стану скрывать что последние пару сезонов «Голоса» я смотрел отчасти и из-за того, что одно из вращающихся кресел занимал именно Валерий. И то, что публика выбирала лучшими наставниками Шнурова и Басту ни о чём не говорит. Вернее говорит о том, что вкусы публики деградировали ниже плинтуса. Ничего не имею против Шнурова и Басты как музыкантов, но в эрудированности и интеллигентности сравнивать их с Сюткиным, всё равно что сравнивать бульдозер с дилижансом. Ну да, Баста, Шнур и другие им подобные это лицо (к сожалению) эстрады сегодняшней, а Сюткина можно уже причислить к «героям вчерашних дней». Но этот «вчерашний день» кажется был ещё вчера. Однако сегодняшний рассказ не о дне вчерашнем, а, скорее, о позавчерашнем.

Под днём "позавчерашним" я подразумеваю события почти сорокалетней давности. А именно концерт группы "Телефон" в МФТИ осенью 1982 года. Насколько я помню, у меня кассета с записью того концерта оказалась лишь в 1984-м, то есть как минимум через полтора года после самого концерта. Возможно тогдашние музыкальные коммерсанты сработали не слишком оперативно, но продавцы на рынке уверяли что это "свежак". Я сейчас уже и не вспомню какой год был написан на кассете: 83 или 84(но точно не 82), вот только написать то можно всё, что угодно. Впрочем, сейчас это уже не принципиально. А трек лист был такой:

01 Футбол
02 Меняю - продаю
03 Антитанго
04 В ритмах уходящего диско
05 К нам приехал Челентано
06 Киносон
07 Баллада об общественном транспорте (Автобус №86)
08 Мальчик в школьном костюме (поклонникам группы Центр)
09 Кубик Рубика
10 В синематографе
11 Марш монтажников-высотников (из к/ф «Высота»)
12 Представление состава группы
13 Кегельбан
14 Да-да-да, ду-ду-ду
15 Посвящение Физтеху

Что касается состава группы то на тот момент он был таким:

Валерий Сюткин: лидер группы, гитара, вокал, автор музыки и текстов
Виктор Юферев: клавиши, аранжировка
Юрий Карякин: бас
Алексей Маслов: барабаны
Андрей Артюхов: лидер-гитара, вокал
Александр Козлов: гитара, вокал
Звукооператор группы Михаил Попов

И ведь что интересно: столько лет прошло, а некоторые строчки и даже целые фрагменты тех песен настолько въелись в память, что хоть выкорчёвывай. И ладно если бы это было что-то шедевральное, сочинённое с претензией на века. Но нет, это всё тот же жанр музыкального фельетона, который с разной интенсивностью эксплуатировали в начале 80-х многие. Но только другие употребляли такие вещи дозированно, а Сюткин с «Телефоном» сделал весь концерт в такой стилистике. Минус такого подхода один, но существенный: это воспринимается (а вернее воспринималось)должным образом лишь в привязке к тому времени и теми, кто в то время жил. Современный молодой человек просто не поймёт в чём соль. Поэтому как повод для ностальгии, чтобы вспомнить о временах, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли», этот альбом вполне подойдёт. А вот в музыкальном плане здесь ловить нечего: классический рок-н-ролл, твист, плюс немного регги, плюс щепотка блюза, всё сдобрено от души иронией и при этом профессионально исполнено, но отвратительно записано. Однако чего у Сюткина уже тогда было не отнять, так это таланта рассказчика и шикарного чувства юмора. Да и «остальные тоже все...итальянцы».

И, несмотря на всё вышесказанное, а может именно благодаря этому, не вспомнить данный магнитоальбом я не мог. А вот альбом 1985 года «Твист-Каскад» прошёл мимо меня: в 1985 году я ушёл в армию, а по возвращению было время совсем других песен. Но наверное от меня ждут подробного рассказа о группе «Телефон», а не о подробностях моей жизни. Датой рождения группы значится 1979 год, а Сюткин пришёл в коллектив чуть позже. Причём поначалу пришёл как музыкант, а вокалистом стал уже в процессе. Вот только истории коллективов начала 80-х очень схожи, поскольку все они «варились» в одном общем котле. А что ждёт приготовленное блюдо? Правильно, его съедают. Но съедают либо в прямом, либо в переносном смысле. «Телефон» съели в переносном. Его просто запретили в 1985 году как не прошедший так называемую тарификацию Министерства Культуры. Казалось бы 1985-й ... Горбачёв, Перестройка(Мир, Дружба, Жвачка), а вот так. Видимо ребята чуть-чуть не успели влезть в «автобус». Будь это автобус «86» как в песне, может всё бы и проканало, а 85-й автобус уехал без «Телефона». Сюткин же оказался в группе «Зодчие», но это уже другая история.

Заглавное фото взято из открытых интернет-источников.