Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Авторский ЦАП Андрея Войтовича: CATAPHONIC DAC 50 MICRO

Моё дебютное и, откровенно говоря, «смазанное» знакомство с данным ЦАП случилось ещё более  10 лет назад. Помню тогда я только-только входил в «тему» ЦАПов и это был первый ведьмовской шабаш  групповой тест подобных устройств проведённый в моей системе и в моей квартире. Хотя на тесте было три ЦАП, два из которых были авторскими , а в «фокус-группу» входило 6 или 7 человек, всё произошло как-то сумбурно и каких-то общих выводов сделано не было. А потом было много всего и я про данный ЦАП просто забыл. Но про него забыл и сам владелец как оказалось. В ту пору у человека происходила активная ротация компонентов в системе и, в какой то момент,  данный ЦАП в конфигурацию не вписался. В итоге он был отложен в сторону и попал под руку владельцу лишь теперь, спустя вот такой немалый промежуток времени. Когда Сергей (так зовут владельца) позвонил мне и предложил освежить воспоминания по данному аппарату, то есть протестировать его ещё раз, то я не сразу даже понял(и вспомнил) о чём речь. Но вс

Моё дебютное и, откровенно говоря, «смазанное» знакомство с данным ЦАП случилось ещё более  10 лет назад. Помню тогда я только-только входил в «тему» ЦАПов и это был первый ведьмовской шабаш  групповой тест подобных устройств проведённый в моей системе и в моей квартире. Хотя на тесте было три ЦАП, два из которых были авторскими , а в «фокус-группу» входило 6 или 7 человек, всё произошло как-то сумбурно и каких-то общих выводов сделано не было. А потом было много всего и я про данный ЦАП просто забыл. Но про него забыл и сам владелец как оказалось. В ту пору у человека происходила активная ротация компонентов в системе и, в какой то момент,  данный ЦАП в конфигурацию не вписался. В итоге он был отложен в сторону и попал под руку владельцу лишь теперь, спустя вот такой немалый промежуток времени. Когда Сергей (так зовут владельца) позвонил мне и предложил освежить воспоминания по данному аппарату, то есть протестировать его ещё раз, то я не сразу даже понял(и вспомнил) о чём речь. Но всё же вспомнил, а вспомнив - согласился. Тем более что данное изделие не только ЦАП, а ещё и усилитель для наушников - как раз то,что для меня актуально в данный момент. Да и тогда, давно, мы его как усилитель даже и не слушали.

Фото автора.
Фото автора.

Описывать девайс я не стану. Лучше чем это сделал его создатель у меня всё равно не получится, а поэтому слово автору:

«Цифро-аналоговый преобразователь CATAPHONIC DAC 50 MICRO предназначен для работы с любым цифровым источником ( CDP , DVDP , компьютером ) , имеющим выход цифрового сигнала типа SPDIF .

МикроЦАП имеет :
-2 цифровых входа SPDIF : оптический и коаксиальный. Формат цифровых входов – до 96 кГц- 24 бит. Коаксиальный цифровой вход имеет развязывающий трансформатор.

-аналоговый , регулируемый линейный выход . Регулировка громкости осуществляется с помощью пассивной резистивной матрицы, которая коммутируется микрореле ( контакты –золото поверх серебра ). Шаг регулировки громкости -1 дБ , диапазон регулировки – 64 дб . Регулировка громкости осуществляется кнопками, расположенными на передней панели , или с помощью пульта ДУ. Имеется возможность резкого уменьшения громкости на 20 дБ с помощью пульта ДУ ( mute ) .

-аналоговый выход для прослушивания на головные стереотелефоны. Усилитель для головных стереотелефонов работает в классе “ А “ и выполнен полностью на дискретных элементах . Выходное напряжение достаточно для работы с высокоомными стереотелефонами типа Zennheizer 580 600 650. Высокий выходной ток усилителя позволяет работать на низкоомную нагрузку до 8 Ом. Усилитель имеет защиту от КЗ в нагрузке.

-регулируемый аналоговый вход для подключения аналоговых источников сигнала.

-переключатель фазы цапа “ 0 -180 “ ( только модель 50 ) . Тумблер переключателя фазы находится на передней панели.

-аккумуляторное питание ( под заказ ) . В микроцапе используется 12 шт. аккумуляторов емкостью около 2500 мАч , либо емкостью 3800-4500 мАч.

-сетевой выносной трансформатор для обеспечения режимов “ ЗАРЯДКА АКК. –РАБОТА “.

В микроцапе используется приемник SPDIF , имеющий сверхузкую полосу пропускания , за счет чего подавляется входной джиттер. Трансформаторная развязка , при включении коаксиального входа , а также использование оптического цифрового входа , позволяет избавиться от помех источника , которые могут попасть в ЦАП по земляной шине. Особенно актуально это при использовании компьютеров , БП которых имеет сильные импульсные помехи.

В модели CATAPHONIC DAC 50 MICRO используется асинхронный интерполятор, работающий в качестве цифрового фильтра , в синхронном режиме - типа SRC 4192 , имеющий степень подавления зеркальной цифровой помехи 143 дБ. Модель “50 “ имеет 2 мультибитные мсх цапов типа РСМ 1704 UK. Все вышеуказанные мсх – производства фирмы Burr-Brown , являющейся мировым лидером по производству высококачественных мсх цапов.

В качестве преобразователя I/U в микроцапе используются ОУ , выполненные на дискретных компонентах. Выходной каскад дискретного ОУ работает в классе “A “ .

В модели “ 50 “ –используется аналоговый корректор предискажений (de-emphasis ) , переключаемый с помощью микрореле.

Для обеспечения максимально короткого пути сигнала в микроцапе используются фильтры 1-го порядка . Во всех корректирующих цепях используются высококачественные полипропиленовые конденсаторы фирмы Wima .
вес 0,6 кГ ( без акк. ) 1,1 кГ ( с акк . )
габариты 138х34х200 мм»

А вот и ссылка на форум, где в одной из веток шло обсуждение данного ЦАП( а он выпускался мелкосерийно) : https://www.hi-fi.ru/forum/forum51/topic42530/

Автор лишь вскользь упомянул про пульт ДУ. Пульт есть. Большой и универсальный. Правда непонятно обучаемый или программируемый путём ввода цифровых кодов. Но используются на пульте всего три кнопки: две управляющие увеличением-уменьшением громкости и третья, вышеупомянутая “mute” , для приглушения громкости.

После столь подробного описания конструкции следовало бы не менее подробно написать о звучании. Особенно с учётом того, что столь серьёзный конструктив и стоил серьёзно. Кстати о цене. Я даже не поверил вначале, что в «нулевые» (с 2003 по(как минимум)2010-й) данная модель оценивалась создателем в 1000 американских рублей. Правда курс тогда был иным: 1 доллар стоил даже меньше 30 рублей (25-27 в основном), но ведь дело то не в курсе. Конечно сейчас за такой ЦАП 1000 долларов не дадут - времена не те. Да и откровенно говоря за ту же тысячу долларов (или чуть больше) можно сейчас приобрести топовый универсальный проигрыватель Pioneer DV-AX10 весом в четверть центнера и стоимостью в ритейле полмиллиона японских иен, ЦАП которого(а как внешний ЦАП аппарат работает) построен на всё тех же ВВ РСМ1704. А такое приобретение - гарантирует шикарный звук при воспроизведении CD, SACD(только фабричных, самописные SACD аппарат не воспроизводит ), DVD audio/video и с внешних цифровых источников. Единственное,чего нет у  Pioneer - так это выхода на наушники. Но если рассматривать конкурента именно в таком ключе, то есть чтобы это был ЦАП с усилителем для наушников на борту, то за 1000 долларов на Али-Экспресс можно подобрать не менее десятка соперников.Так что максимум на пятую часть от своей первоначальной стоимости CATAPHONIC DAC 50 MICRO может претендовать в теории. А что же касается практики...

FX-Audio DAC - X6 и CATAPHONIC DAC 50 MICRO. Фото автора.
FX-Audio DAC - X6 и CATAPHONIC DAC 50 MICRO. Фото автора.

А на практике я начал с того, что попытался сравнить то, что по логике не должно сравниваться. Ну ведь правда, как можно сравнивать ЦАП, который новым сейчас стоит на AliExpress примерно 70$ с ЦАП стоимостью 1000$ пусть и в далёком(теперь уже) прошлом. Однако надо же было от чего то "плясать". К тому же, как известно, всё постигается в сравнении. Ну вот для сравнения что называется «на контрасте» я начал прослушивание с супербюджетного ЦАП FX-Audio DAC - X6 (на CS4398).

Я не знаю какой методикой пользуются другие, при сравнении аппаратуры вообще и такой её разновидности как ЦАП в частности, но я оцениваю обычно в два этапа. Первое: просто слушаю и выношу вердикт нравится или нет (а при сравнительном прослушивании, как в этот раз - какой из двух нравится больше). А вот второе: чем и почему нравится. То есть обращаю внимание на все нюансы, вплоть до мельчайших, а разобравшись в деталях опять возвращаюсь к музыкальному полотну в целом. Но...я - не аудиофил. В том смысле что в повседневной жизни я слушаю МУЗЫКУ, а не аппаратуру, выискивая детали. Аудиофила я включаю в себе лишь на время знакомства с новым аппаратом, дабы понять чем он хорош(или плох), в чём его сила, а в чём он уязвим. Так вот если просто слушать FX-Audio DAC - X6 ни с чем не сравнивая, то он вполне неплох, а с учётом цены (и функционала так и вообще достоин кучи громких эпитетов. Но переключившись на CATAPHONIC DAC 50 MICRO сразу стало слышно что этот ЦАП вовлекает в прослушивание сильнее. Более реалистичное построение сцены, более собранный бас. Вот правда не знаю как трактовать то, что некоторые детали, которые FX-Audio DAC - X6 оставляет на заднем плане, CATAPHONIC делает более различимыми, осязаемыми: особенности это звукового почерка, или более глубокая, более детальная проработка? Как бы там ни было, но в конечном результате всё сводится к тому, что лично я пальму первенства отдаю CATAPHONIC DAC 50 MICRO. Но лишь в сравнении с FX-Audio DAC - X6. А вот при сравнении CATAPHONIC DAC 50 MICRO с Pioneer DV-AX10 чуда не случилось. При том, что как я уже говорил выше, оба ЦАП построены на ВВ РСМ1704 характер звука отличается. Звучание Pioneer DV-AX10 по-взрослому драйвовое, чуть более основательное и жанрово универсальное, а CATAPHONIC DAC 50 MICRO звучит чуть более легковеснее, «воздушнее» и для некоторых музыкальных жанров это даже в плюс, но всё таки универсальность лично я ставлю выше. К тому же Pioneer DV-AX10 балансный и это лично для меня имеет значение. А вот как усилитель для наушников CATAPHONIC вполне хорош. Во всяком случае за те деньги, в которые оценивает его владелец сейчас, найти альтернативу непросто, а может и вовсе невозможно. А помимо достаточно бюджетных(хотя и неплохих) Audio-Technica ATH-M50X, CATAPHONIC слушался и с Sennhaiser HD650 и HD800S. И, кстати да, о деньгах: будь у меня нужда именно в ЦАПе (то есть не имей я в настоящее время  Pioneer DV-AX10) я бы даже не думая приобрёл CATAPHONIC для себя. Но поскольку реально мне он интересен в данный момент лишь как усилитель для наушников, то я пока в раздумьях. И ещё: я слушал CATAPHONIC DAC 50 MICRO с питанием от сети. Блок аккумуляторов приказал долго жить уже давно и хотя купить новые аккумуляторы не проблема, но только ради теста это делать нецелесообразно. Хотя владелец говорил что в своё время звучание ЦАП с автономным питанием ему показалось более интересным чем с питанием от сети. А от сети ЦАП питается через внешний БП (судя по габаритам и весу БП линейный, то есть трансформаторный, а не импульсный как часто бывает). Для питания FX-Audio DAC - X6 я тоже использую линейный БП, а штатный, импульсный валяется в коробке. Разница в звуке ЦАП при использовании разных БП реально есть и слышна.

Фото автора.
Фото автора.

Но вернусь к  CATAPHONIC DAC 50 MICRO и скажу несколько слов о его недостатках. Во всяком случае для меня - это недостатки. В техническом описании ЦАП автор почему то ни словом не обмолвился о том, что сигнал с линейного выхода ЦАП даже в максимальном значении регулятора громкости (а выход регулируемый) ниже общепринятых значений. Соответственно если Ваш усилитель не очень мощный, а Вы любитель слушать музыку на громкости выше средней, то этой самой громкости может банально не хватить. К примеру на моём ламповом усилителе( а он далеко не слабенький: 2х50 «ламповых» Ватт - вполне приличное значение) мне пришлось выкрутить РГ на максимум и то было не очень громко. При этом в связке с   Pioneer DV-AX10 и другими источниками я редко когда выкручиваю РГ даже на половину. Конечно с транзисторным усилителем мне громкости хватило, но мой транзисторный усь - довольно мощный, а ведь бывают и транзисторные аппараты 2х60 или 2х70 Вт и там тоже может возникнуть дефицит громкости. А если транзисторный усилитель работает в классе «А» ? Тогда вообще - «тушите свет». Вторая «непонятка» - сам форм-фактор мини. Зачем? Причём вспомним что модель 2002-2003 года.  Что в те годы можно было использовать с таким вот «мини»-ЦАП ? Я вот даже не помню портативные CD (MiniDisc) плееры имели цифровые интерфейсы? Но даже если и имели, то неужели у топовых моделей не было на борту своего достойного ЦАП? А покупать за 1000$ ЦАП чтобы слушать его с бюджетным  CD плеером за 100-150$ вообще нонсенс. Так что г-н Войтович что-то перемудрил. Думаю что в полноразмерном корпусе со встроенным блоком питания этот ЦАП/усилитель был бы более востребован. Но поскольку мы имеем то, что имеем, то фантазировать не буду. Всё таки положительных впечатлений изделие доставило больше чем негатива и поэтому на позитиве и закончу. А далее, в черновом варианте, следовал пафосный эпилог, но в конечном итоге я счёл его ненужным излишеством.Ни к чему делать выводы которые кому-то непременно покажутся спорными и поэтому пусть каждый их сделает сам. А я в очередной раз говорю всем СПАСИБО! И ...до скорых встреч!